Ледяной авианосец

Владимир Врубель
Во время войны всегда появляется много изобретателей - от школьников до солидных учёных. Большинство их изобретений - полная чушь, но некоторые изобретения представляют собой ценность.
 
Во время Второй мировой войны в британском военном ведомстве рассматривали все поступавшие изобретения, выбирая из этой «навозной кучи» жемчужные зёрна.

Журналист Джеффри Пайк не был ни инженером, ни учёным, но зато был изобретателем. Он познакомился с будущим нобелевским лауреатом химиком Максом Перутцем, евреем из Австрии, который разработал очень прочный материал из смеси льда и древесных опилок, не уступавший по прочности бетону.
 
Пайка осенило изготовить из этого материала ни много, ни мало гигантский авианосец. С этой сумасшедшей идеей он пробился к адмиралу флота лорду Маутбеттону и сумел убедить того настолько, что адмирал стал горячим сторонником Пайка и даже заручился поддержкой Черчилля.

Положение Англии в 1942 году было отчаянным. Требовалось огромное количество стали, а немецкие подводные лодки успешно топили британские транспорты. Поэтому мысль заменить сталь невероятно дешёвым материалом нашла такой отклик у высших лиц государства.

Чтобы доказать прочность нового сверхдешёвого материала, Маунтбеттон на совещании  высших военачальников Великобритании и США выстрелил в пластину из этого льда. Пуля из пистолета не пробила лёд, а срикошетила и едва не попала в ногу командующего ВМС США адмирала Кинга.

Черчилль поделился идеей строительства гигантского авианосца изо льда с президентом США Рузвельтом, и тот тоже загорелся этой идеей. Правда, энтузиазм Рузвельта погасил его технический советник Буш, назвав этот проект чушью.

Автор идеи Джеффри Пайк, о котором химик Перутц сказал, что его измождённое лицо и козлиная бородка напоминают секретного агента из шпионского фильма, вовсю расписывал, что корабль из этого особого льда будет непотопляемым.
 
Если в него попадёт торпеда, то отверстие заморозят, и плавай, как будто ничего не случилось. Подключили конструкторов, и в обстановке глубокой секретности стали разрабатывать проект ледяного авианосца.

Проекту дали кодовое название «Аввакум» по имени библейского пророка, которому, если верить Библии, Бог сказал: «Посмотрите на народы, посмотрите на них, удивляйтесь и изумляйтесь! Ибо Я совершаю деяние в твои дни, и если бы тебе сказали об этом, ты бы не поверил».
 
Гигантский авианосец должен был иметь борта толщиной двенадцать метров. Военные считали, что этот плавучий остров решит проблему ограниченного радиуса действия истребителей.
 
Уинстон Черчилль написал после представления ему чертежей и эскизного проекта: «Я придаю огромное значение немедленному рассмотрению этих идей. Преимущества настолько ослепительны, что их не нужно обсуждать».

Авторов проекта воодушевляло то, что немецкий ученый Герке фон Вальденбург построил в 1930 году ледяной остров на Цюрихском озере. Остров продержался шесть дней после того, как отключили систему охлаждения.

Правда, упоминавшийся выше химик  Перутц в интервью газете «Sunday Times» в 1998 году сказал: «Я никогда по-настоящему не верил, что корабль поплывёт, но меня об этом никто не спрашивал».

Материал для строительства корабля назвали «пикрет». Он состоял изо льда и 14 процентов опилок, которые замедляли процесс таяния льда. По мысли автора идеи, на ледяном авианосце должны были располагаться двести истребителей и храниться запасы топлива и боеприпасов.
 
Авианосец должен был иметь длину около 1200 метров, ширину 180 метров, а его вес составлять  2,2 миллиона тонн (в  48 раз тяжелее «Титаника»). Поскольку лёд легче воды, то авианосец, как айсберг, должен быть непотопляемым.

Холодильные системы обеспечивали бы необходимую заморозку. Поскольку обычные дизельные двигатели выделяют слишком много отработанного тепла внутри корабля, то предполагалось для вращения винтов использовать 26 электродвигателей, помещённых в специальные кожухи.
 
Строительный материал, лёд, предполагалось взять либо в Канаде, либо в СССР.  Летом 1943 года на озере Луиз в провинции Альберта (Канада) провели  опыты с материалами.

Затем на озере Патрисия (также в провинции Альберта) построили макет корабля из обычного льда размером 18 метров ; 9 метров и водоизмещением 1000 тонн.

Пайк, который фонтанировал бредовыми идеями, предложил  отбуксировать из Антарктиды айсберг, сделать на нём лётное поле и использовать в качестве плавучего аэродрома.
 
Но когда подсчитали, что на строительстве корабля должно быть занято восемь тысяч человек, а стоимость постройки обойдётся в 2,5 миллиона фунтов стерлингов, поскольку ещё понадобятся тысячи километров стальных труб для прокачки хладагента

и сорок тысяч тонн пробкового дерева для изоляции, не считая опилок, то энтузиазм даже самых рьяных сторонников проекта растаял, как мороженое на солнце.
 
К этому времени авиаконструкторы сумели увеличить дальность полёта истребителей, а 17 августа 1943 года премьер-министр Португалии Салазар разрешил союзникам использовать Азорские острова в качестве авиабазы в Атлантике.  Необходимость в ледяном монстре отпала.

В декабре 1943 года работы над проектом  «Аввакум» остановили. Сегодня единственные материальные остатки проекта «Аввакум» лежат на дне озера Патрисия.

В 1985 году группа подводных исследователей обнаружила деревянные борта корпуса, мешанину труб для хладагента и большое количество битума, который использовали в качестве изоляции.
 
А Джеффри Пайк продолжал предлагать фантастические проекты. В частности, он предлагал построить систему туннелей, по которым солдат союзников сжатым воздухом катапультировать из Бирмы в Китай.

Но его не хотели и слушать. 21 февраля 1948 года этот недооценённый автор фантастических проектов покончил с собой, наглотавшись снотворного.

А может быть, рациональное зерно было в его идеях?