Вечные игра в шахматы часть 31

Александр Крапивин Эльф
Вечные игра в шахматы часть 31

Джинны, исполняющие желания — правда или вымысел?

"Женские распутные танцы в облаке благовоний под звуки барабана, сопровождающиеся питьем крови и алкоголя, с переодеванием в мужскую одежду, публичные угрозы мечом в адрес мужчин, громкие неприличные разговоры" — так описывают церемонию Зар по привлечению джинна, исполняющего желания в наши дни в Египте. Подобные экстатичные танцы, направленные на привлечение милости богов существовали с древнейших времен.
 
Древнеегипетские эротические танцы
В европейской и американской культуре джинны — всего лишь занятные персонажи восточных сказок Алладина или Старика Хоттабыча.
 
Старик Хоттабыч — джинн советского разлива
В 2022 вышел даже фильм, посвященный джинну — «3000 лет желаний». Однако для жителей Ближнего Востока они с древнейших времен воспринимались как живые сущности, способными помогать или вредить людям. А церемонии по привлечению или изгнанию джиннов дошли до наших дней из глубины веков.
 
 
3000 лет желаний
Вера в джиннов существовала задолго до принятия ислама. Джиннам поклонялись как и богам, различие состояло лишь в том, что джиннам поклонялись наедине, а богам на общем собрании. В регионах к северу от Хиджаза, Пальмиры и Баальбека термины джинн и илах (божество) часто использовались как взаимозаменяемые. Можно сказать, что некоторые джинны чем-то напоминают духов-помощников сибирских шаманов.
Джинны также известны как оборотни, часто принимающие форму животных, предпочитая форму змеи. Когда они принимают человеческий облик, говорят, что они частично остаются животными и не являются полностью людьми, по этим признакам их можно отличить от людей. Вспоминаем сказки про рептилоидов!
 
Согласно вероучению ислама, джинны были созданы из чистого бездымного пламени, они не воспринимаемы ни одним из пяти основных чувств человека, живут параллельно с людьми, но появились раньше них и так же восприимчивы к вере или неверию в Аллаха.
Джинны считаются существами, которые могут принимать человеческий или животный облик, и жить во всевозможных неодушевлённых предметах, таких как скалы необычной формы, камни, деревья, руины, лампы, горшки, а также жить в земле, воздухе и огне.
В арабской литературе выделяют 4 основных класса джиннов: ифриты, гули, малик (марид) и сила.
 
Четыре класса джиннов из рукописи Китаб аль-Булхан (Книга чуде) 14-15 веков
Ифрит — джинн огня, самый сильный и злобный из всех классов. Населяют пустынные пустынные и заброшенные места, такие как руины и развалины храмов.
 
Ифрит
Гуль — джинн воды, способный принимать форму привлекательной женщины, которые потом убивают и съедают одиноких путников. Охотятся вдоль дорог и на кладбищах, где питаются мертвечиной.
 Гуль
Малик (марид) — это джинн ветра, предстают в виде дыма или в виде белых людей с белыми бородами, в белой одежде, а изо рта и ноздрей у них выходит огонь. Малики самые умные и хитрые из всех джиннов, поэтому они считаются королями джиннов. К маликам обращаются, чтобы осуществить свои планы, нередко навредить врагам.
Нередко они становятся узниками определённых предметов, например, кольца или лампы, как в сказке про Аладдина. Старик Хоттабыч или джинн из лампы Алладина — классические малики.
 
Малик
Сила — джинн земли, самый слабый из джиннов, которого можно убить ударом деревянной палки, также легко, как разрушается соляной столб.
 
Тахт-и-Мармар, мраморный трон, поддерживаемый джиннами и дивами (демонами), дворец Гулистан, Тегеран, созданный для Фатх Али-шаха (р. 1797-1833).
Помимо этих 4-х классов существуют бесчисленные шайтаны, которые подобны мелким бесам в русской мифологии. Например, есть шайтан Залнабур – пребывающий на рынках, в торговых точках, работает над обманом и одурачиванием покупателей. Его промысел – хитрить и лукавить во время торговли, заставлять продавца обсчитывать покупателя, восхвалять товар, скрывая имеющиеся недостатки.
Джинны в исламе не демонизируются, отношение к ним зависит от их веры в Аллаха, так как считается что они обладают свободной волей как и человек. Хорошими джиннами обычно считаются мусульманские джинны или джинны ислама, в то время как неверующие джинны были искушены дьяволами (шайатин) и называются кафир джинн или джинн кафир.
В книге Китаб аль-Булхан или Книги чудес, арабской рукописи 14-15 веков, составленную Хасаном Исфахани, во времена правления султана Ахмада (1382-1410) в Багдаде имеются иллюстрации семи королей джинов. У каждого дня недели был свой джинн. На первой иллюстрации — Красный король джиннов в сопровождении свиты, Аль-Ахмар.
Красный король джиннов в сопровождении свиты, Аль-Ахмар.
А теперь рассмотрим две интересных традиции общения с джиннами, которые дошли до наших дней.
Джинны Персидского залива
В 1977 году московское издательство «Наука» выпустило в свет крохотным тиражом в серии, посвященной этнографическим исследованиям, тонкую книжицу Голамхосейна Саэди «Одержимые ветрами». Книжка была издана на русском языке в переводе с персидского языка. Автор этого сочинения — профессиональный этнограф, профессор из Ирана.

В научном комментарии, сопровождающем сочинение, сообщается, что на самом деле книжка называется «Одержимые ветрами-духами». Уточнение насчет «духов» было снято с обложки книги, надо так понимать, советской цензурой.
Жители южного побережья Ирана, проживающие на берегу Персидского залива, регулярно общаются с некими местными духами, заявляет Г. Саэди.
 
«Ахл-е хава», то есть «одержимый ветром-духом», — так на берегу Персидского залива называют в простонародье человека, попавшего в плен к одному из ветров-духов. А ветрами-духами именуют здесь все таинственные, могущественные, колдовские силы, существующие повсюду и властвующие, по мнению местных жителей, над всем родом людским. Ни один человек, ни одна сила не в состоянии противостоять им. По сравнению с ветрами-духами человек столь ничтожен и беспомощен, что ему приходится угождать духам, приносить им жертвы и сдаваться на их милость.

Ветры-духи бывают жестокие — и от таких ветров все стараются избавиться. Но бывают они и добрые — и находятся люди, добровольно соглашающиеся покориться им. Ветры обитают повсюду: и на море, и на суше. Они всегда требуют себе в жертву тело человека. Их жертвами становятся обездоленные и уставшие душой. Ветров-духов много там, где сильны страх и тревога! В тех местах, где распространены нищета и безработица, сила духов особенно велика.

Считается, что все одержимые возят на себе ветры-духи, и поэтому их называют «оседланными». Ветры-духи прилетают из далеких краев, с чужих берегов и чаще всего с дальних берегов Черной Африки, утверждают местные жители. По их мнению, индийские и персидские духи, хотя и страшны, не идут ни в какое сравнение с огромными черными-пречерными ветрами-духами Африканского побережья... На юге Ирана «обитают» многие виды ветров-духов.

Вот уже несколько веков аборигены южного побережья Ирана верят в эти ветры и страдают от них, а для избавления пользуются различными колдовскими обрядами.

Вот квинтэссенция местных верований, записанная Г. Саэди со слов здешних профессиональных колдунов:
«Ветры-духи — это силы, владеющие всем миром. Если человек, попавший в плен к одному из ветров, вырвется из-под его власти живым и здоровым, он становится членом клана «ахл-е хава», то есть одержимых ветрами-духами, которые победили этих духов.
 
Ветры-духи не выглядят никак. Они — это именно ветры, наваждение, воздух, «куски» живого мыслящего воздуха... Дух по имени Зар — это просто такой особый воздух, а дух по имени Нобан — тоже не более чем особый воздух, «клок мыслящего ветра». Если он входит в тело человека, то забирает у него здоровье. И никто, кроме местных колдунов, называемых «баба» и «мама», не сможет вылечить больного».

Таким образом, ветры-духи — это недуги, против которых бессильны обычные медицинские средства. Единственным видом их лечения служат особые ритуалы, многие века существующие среди жителей побережья, рыбаков.

Больше всего ветры-духи любят молодых людей, так как они физически сильнее и могут возить на себе духов. В то же время молодые люди, несмотря на свою силу и энергию молодости, оказываются слабее перед духами, чем дети и старики.
 
Вместилище духа, древний Элам
Все «мыслящие ветры» заразны и могут переходить с человека на человека. Если один человек сильно любит другого, то он может передать ему свой ветер или взять себе его ветер.

Для так называемого «нисхождения» и усмирения того или иного духа «баба» и «мама» проводят специальные сборища и ритуалы, называемые «игрищами». Лишь с помощью «игрищ» удается изгнать определенного ветра-духа из тела больного, и человек полностью освобождается от власти «мыслящего ветра». В ходе «игрища» исполняются только те ритуалы, которые ветер лично требует от организаторов сборища «в обмен на человеческое тело, которое придется ему покинуть».
 
Перед началом «игрища» больной погружается местными колдунами в гипноз. Он не осознает своего состояния, и вскоре из его горла начинает звучать чужой голос, совершенно не похожий на голос больного. Это принимается разговаривать ветер-дух, «оседлавший» человека. Колдуны немедленно вступают в переговоры с духом. Спрашивают у него, чего тот хочет, каким образом можно умилостивить его.
В присутствии многочисленных свидетелей дух отвечает на вопросы. Однако он никогда не отвечает на родном языке человека, «оседланного» им! Он отвечает на арабском, хинди или суахили, хотя сам «оседланный» категорически не знает, как правило, этих языков.
Так что профессиональным колдунам волей-неволей приходится быть полиглотами, иначе они ничего не поймут из речей духов.

Приведу сейчас достаточно типичный пример изгнания злого духа Зара из человека.

Однажды вечером некий юноша Мухаммад внезапно почувствовал, что кто-то забрался в его тело и хочет отрезать ему голову. В ужасе он начал испускать пронзительные крики. На следующий день это ощущение усилилось. Мухаммад сбежал из дома, забрался на крышу развалин старинной крепости и принялся там визжать и выть. Пришлось крепко связать его по рукам и ногам веревкой.

Никто не сомневался в том, что в юношу вселился ветер-дух.

Баба-Ахмад, профессиональный колдун, взялся вылечить Мухаммада. Действуя ничуть не хуже современных гипнотизеров, он живо загипнотизировал «оседланного». Спустя несколько минут раздался из горла больного чужой голос, заговоривший на суахили — языке, которого необразованный юный рыбак Мухаммад не знал. Ветер-дух представился, назвавшись Заром.
Колдун спросил:
— Зачем ты напал на этого юношу? Чего ты хочешь?
Зар ответил:
— Я хочу то, что мне причитается.
— А что тебе причитается? — поинтересовался «баба».
— Я хочу бамбуковую палку, браслет хочу, золотое кольцо, — начал перечислять Зар.
— Чего еще хочешь?
— Шелковую рубаху.
— А еще чего хочешь?
— Хочу, чтобы пировали три дня и три ночи, — последовал ответ.
— Еще чего-нибудь хочешь? — продолжал выспрашивать колдун.
— Пятнадцать дней игрища.
— Ну, а еще чего хочешь?
— Хочу угощения и крови. А больше ничего не хочу.

Колдун сказал:
— Если ты не будешь больше мучить этого юношу, мы готовы дать тебе все, что ты просишь.
В тот же день началось «игрище с угощением», заказанное Заром. Духу были преподнесены предметы, которые он потребовал. Пятнадцать суток люди били в барабаны.
На пятнадцатый день колдун-«баба» спросил:
— Хватит с тебя игрища? Зар ответил:
— Я доволен.
После окончания процедуры изгнания духа Баба-Ахмад заявил, что ветер-дух не будет больше мучить Мухаммада, но только ровно через год необходимо в это же время отвезти Мухаммада к другому могучему колдуну по имени Баба-Салех, чтобы тот провел еще одно игрище — так сказать, «для профилактики».
Процедура изгнания принесла свои плоды. Юноша полностью выздоровел. Он стал жить и работать, как все остальные.
 
Спустя ровно год Мухаммад даже и не подумал о том, что надо бы выполнить пожелание местного колдуна — отправиться на «профилактический сеанс гипноза» в другую местность к другому могучему колдуну... Вскоре он начал ощущать тяжесть во всем теле, а потом у него парализовало левую сторону и он потерял способность двигаться.

Баба-Салех, к которому был спешно доставлен внезапно парализованный юноша, в темпе загипнотизировал его — «заставил духа снизойти». Когда тот «снизошел», колдун спросил:
— Зачем ты снова мучаешь этого юношу? Зар ответил:
— Он нас забыл, он нас не ублаготворил. Мы хотим уничтожить его!
Колдун возразил:
— Он еще почти ребенок, несмышленыш... Жалко будет, если умрет молодым...
Баба-Салех три дня проводил «игрище».
Колдун обнаружил, что в теле юноши сидели два злобных духа. Оба они разговаривали с колдуном по-арабски. И этого языка тоже, как и суахили, необразованный Мухаммад не знал. Зато арабский язык отлично знали ветры-духи, «оседлавшие» его.

Вторая процедура изгнания духов, проведенная на сей раз не Бабой-Ахмадом, а Баббй-Салехом, окончилась столь же успешно, как и первая. Юноша выздоровел: паралич как рукой сняло.

С этого дня Мухаммад чувствовал себя отлично.
Интересно, что на семитских языках ветер и дух звучат одинаково — Руах. Отсюда сказочная птица Рух, изображения которой находим на сирийских памятниках.
 
Птица Рух, изображенная на сельджукских изразцах XIII века из Кубад-Абада.
Джинны Египта и Судана
Интересно, что точно также, как звали джинна в предыдущем рассказе называется церемония Зар в Египте и Судане по призыванию джиннов. В переводе с древнеарамейского Зар означает "чужой".
Несмотря на то, что Зар — трансовый ритуал, существующий в Северной Африке и Среднем Востоке, запрещен официальным исламом, он продолжает являться неотъемлемой частью этих культур.
Зар лучше всего называть "целительским культом", в котором используются танцы под ритм ударных. Большинство лидеров культа Зар — женщины, как и большая часть его последователей. Большая часть духов, являющихся во время ритуала - мужского рода, в то время как одержимые этими духами главным образом женщины. Это не означает, что мужчины не вовлечены в церемонию - они могут быть исполнителями на барабанах, совершать ритуальные жертвоприношения животных, или же сами могут являться мужьями или родственниками, которые требуются для того, чтобы осуществлять жертвоприношения.
Как явление духоодержимости, Зар - феномен, передающийся по наследству, хотя и не всегда. Он также обладает своего рода "заразностью", и может проявиться в любое время. Уроженец Сомали Дирие Абдуллахи (Diriye Abdullahi), говорит, что Зар - это танец духов, или религиозный экстаз - оставшийся в наследство от древних африканских культов.
Дирие рассказывает, что это поклонение имеет форму ритуального танца, который происходит под наблюдением женщин, особенно престарелых. Это перекликается с древними африканскими религиозными практиками, где старые женщины являлись жрицами. Он утверждает, что молодые, особенно незамужние женщины, "не представляют большой ценности для духов Зара, которые по собственной воле выбирают себе человека, чтобы вселиться в него".
 
Церемония Зар
Он добавляет, что в Египте эти ритуальные танцы исполнялись главными образом людьми из южных селений, которые были наилучшим образом защищены от набегов захватчиков из Греции, Рима и Среднего Востока, которые вылились в захват страны арабами-мусульманами. Он также сообщает, что наибольшая часть практикующих этот ритуал живет ныне в Сомали, Эфиопии и Судане, тех местах, которые еще хранят традиции, исчезнувшие в Египте.
Каждая из женщин двигается под ритм барабанов…Движения больной женщины становятся все быстрее и интенсивнее, ее глаза полузакрыты, кажется, что она совершенно забыла о том, что ее окружает, полностью отдавшись танцу. Ее движения проистекают из самой глубины ее существа, от торса к конечностям, набирая силу и скорость по мере того, как она описывает полный круг вокруг алтаря к тому месту, где находятся помогающие ей люди…до тех пор, пока она внезапно не вскидывает руки вверх и почти готова упасть навзничь, но кодия помогает ей безопасно приземлиться… "

Из описания египетской церемонии Зар.
Лидера группы называют "кодия" в Египте, "шейха" или "умия" в Северном Судане, в зависимости от региона. Сама женщина -лидер является одержимой. Она находится в определенном союзе со своим духом, или джинном, и поэтому способна помогать другим. Фактор наследственности играет здесь важную роль: лидерство часто передается от матери к дочери, или через других женщин семьи. Мужчины не могут получить лидерство по наследству, однако они могут заявить о своем намерении стать лидером "по призванию".
 
В Египте ритуал Зар обычно происходит в большой комнате с алтарем. И в какой бы стране не исполнялся этот ритуал, важно, чтобы он происходил в особом освященном помещении, отделенном от прочих помещений дома. Иногда это отдельная комната в доме, иногда для этой цели снимают целый дом. В Египте алтарь представляет собой круглый поднос, помещенный на высокий столик в центре комнаты. Он покрыт белым платком и наполнен высушенными фруктами и орехами. Кодия с музыкантами занимает одну сторону комнаты, участники церемонии располагаются на оставшемся пространстве. От гостей ожидаются денежные приношения в зависимости от их состояния и общественного положения. Так что организация церемонии может приносить немалый доход, однако помимо того подразумевается, что к лидеру женщины могут обращаться за помощью во время нужды, поэтому это еще и своего рода благотворительное общество, члены которого взаимно помогают друг другу.
 
Та женщина, ради исцеления которой устраивается церемония, одевается в белое, часто это мужская одежда вроде рубашки, называемая джалабийя. Ее руки и тело украшаются узорами, нанесенными с помощью хны, а глаза обведены черным. Она также может быть умащена благовониями, также как и гости. Дурие Абдуллахи говорит, что благовония (в особенности ладан) являются самыми распространенным приношениями духам Зара. Перед началом церемонии среди гостей проносится кадильница с ароматами, чтобы присутствующие могли очистить свои тела через вдыхание дыма.
Кодия должна быть хорошей певицей, знающей песнопения и ритмы для каждого духа. По мере того, как она распевает песню для определенного духа и следит за обратной реакцией, она может определить, какой конкретно дух явился ей и как с ним нужно обращаться. При этом используются следующие музыкальные инструменты: тар, разновидность тамбурина, и табла. Число помощников варьируется от трех до семи и обеспечивает ритмическую поддержку. В течение церемонии вызываются различные духи, путем исполнения особого ритма на ударных. Кодия также дает тем, в кого должен вселиться дух особые костюмы, предназначенные для привлечения духа.
Если в церемонии используются жертвоприношения, это может быть курица, голубь, овца, иногда даже верблюд, если женщина может себе это позволить. В любом случае, предложение духу пищи является необходимой частью ритуала. Духи в Эфиопии, как говорят, очень любят кофе. В немусульманских странах духи могут требовать алкогольные напитки, в то время как духи женского рода могут требовать сладкие безалкогольные напитки вроде колы. В тех районах Судана, где животные жертвоприношения считаются необходимыми, окончательное исцеление пациента не может наступить до тех пор, пока вся жертвенная пища не будет съедено на заключительной церемонии. Это главным образом мясо, хлеб, рис и похлебка с добавлением пряностей.
 
Интересно, что ритуал Зар не является явлением противоположным экзорцизму — здесь происходит обратное: привлечение и умилостивление духа, который поселяется в тело пациентки. Пациентке рекомендуется быть "постоятельно внимательной к ее духу, исполнять ту работу, которой он требует, избегать контакта с грязью, и удерживаться от негативных эмоций". Если выполняются рекомендации, тогда дух как в сказке про Алладина может начать исполнять желания его носителя. Ей будет сопутствовать успех в денежных делах, а также в любви — что-то наподобие современного тренинга успеха. Но по истечении 7 лет нужно провести обратную церемонию и выселить этого духа, чтобы он не сожрал душу его носительницы.
 
Вот и оказывается, что сказка про Алладина вовсе не такая уж и выдумка — это один из древнейших ритуалов Востока.