Художники и Лев Толстой без обуви и без штанов

Игорь Тютюкин
Существует довольно стойкое представление о Льве Толстом, как о большом любителе ходьбы по земле босиком. Однако в жизни он таковым не был.
Созданию и распространению в народе подобного образа великого писателя способствовала широко известная картина Ильи Ефимовича Репина «Л.Н. Толстой босой». Она была написана художником в 1901 году и сейчас хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
За 10 лет до создания этой картины, Репин, который был добрым другом и поклонником таланта Толстого, написал в Ясной Поляне этюд с натуры «Толстой на молитве» (он находится сейчас в «Третьяковке»), который и стал основой для полотна с изображением разутого графа.
На самом же деле Лев Николаевич редко ходил босиком, тем более прилюдно. И он был очень недоволен таким свои изображением, которое быстро перекочевало на массово продаваемые народные открытки.
И когда Толстого просили написать автограф на такой открытке, он отказывался это делать.
Впервые картина была выставлена на Передвижной выставке в Санкт-Петербурге. А за месяц до этого было опубликовано Определение Священного Синода об отпадении графа Толстого от церкви.
Поэтому посетители выставки устроили перед портретом настоящий митинг в поддержку писателя. Студенты украсили картину гирляндами живых цветов. И толпа, громко аплодируя и бросая вверх цветы, дружно скандировала: «Ура Льву Николаевичу!».
Была составлена приветственная телеграмма Толстому. И её тут же подписало около 400 человек.
Расходясь, каждый посетитель брал по цветку с портрета.
А на следующий день власти, боясь дальнейших массовых волнений, распорядились убрать картину с выставки.
По воспоминаниям Сергея Львовича Толстого, старшего сына писателя, его отец высказался, в связи с изображением его без обуви, в том духе, что не хватает ещё только того, чтобы его нарисовали вообще без штанов.
И мудрый граф словно в воду глядел.
Через два года, в 1903 году, на выставке в петербургском Пассаже была явлена публике работа художника Наргиза Бунина «Рыбная ловля». Где Лев Толстой и Илья Репин были изображены с голыми ногами в одних рубахах.
Картина была заведомо провокационная. И большой скандал не заставил себя долго ждать.
Один из возмущённых поклонников Толстого, журналист Семён Любошиц бросился к картине, и карандашом написал вверху крупными буквами слово: «Мерзость».
Его пытались задержать организаторы выставки, но он даже не стал никуда убегать, и сам попросил вызвать полицию. Которая вскоре и забрала журналиста, посадив его в камеру на 6 суток.
Имя малоизвестного художника-баталиста Наргиза Бунина тут же появилось в газетах, о картине заговорили в обществе. И на выставку большим потоком хлынул народ.
Впрочем, через несколько дней, из-за опасения разрастания скандала, картина «Рыбная ловля» была удалена с выставки.
Давая интервью газете «Новости дня», довольный своей новой славой, автор полотна сказал, что он уважает Льва Николаевича, как отличного писателя, но совсем не одобряет его разные чудачества, а также тех людей, которые возводят Толстого в культ. В частности, художника Репина, который написал множество его портретов.
В дальнейшем, скандально известная картина была приобретена за внушительную сумму одним американским коллекционером.
А сам Толстой отнёсся к шумихе, поднявшейся вокруг картины с его раздетым изображением, довольно философски.
Он сказал, что уже ничему подобному не удивляется, поскольку давно стал достоянием общества.

Приглашаю на мой дзен-канал «СЧАСТЬЕ И ОПТИМИЗМ», где есть много забавных перлов из школьных сочинений с остроумными комментариями, есть статьи про смешные случаи из жизни известных людей и многое другое.
Вот ссылка:
https://dzen.ru/sio