Воздушные бои в Заполярье - 7

Андрей Грачев 2
В 43 году первую потерю серьёзного аса ВВС СФ понесли 15 марта в районе Урд-озера, причём до боли обидную. Тройка "Кобр" 2 гиап отправилась в указанный район для поиска сбитых накануне пилотов. Там её подловила группа бф-109, атаковала и, используя перевес, сбила две "Кобры". Погиб выдающийся ас, Орлов Павел Иванович, на счету которого было 13 побед. В бою участвовал 6 отряд, но авторство победы не установлено, известна всего одна сохранившаяся заявка от немцев без указания, кто одержал победу.

Следующую яркую победу немцы одержали только 13 мая, сбив Бокия Николая Андреевича, отличного аса 2 гиап. Он имел 12 побед, был тяжело ранен и вернулся только в 44 году. Он сам отмечает, что слишком увлёкся и забыл про тыл, чем немцы и воспользовались. В том бою немцы один самолёт сбили и один подбили, но заявили целых 5 побед - четыре из них оформил Тео Вайссенбергер, ещё одну - его ведомый Оберлэндер. В общем, Вайссенбергер врал отчаянно, но, судя по всему, на его счету были победы над Фомченковым, Юзовым, Кутаховым, Бокием, что говорит о нем как о сильном асе.

23 июня в схватке над немецким караваном был сбит на "Кобре" комэск 78 иап Дорошин Василий Степанович, имевший 8 побед на счету, и утонул в море. В разгар боя он был внезапно атакован бф-109. И, кажется, снова отличился Тео Вайссенбергер. Он действовал в своей манере, атакуя в разгар боя наиболее опасного противника, но в очередной раз он записал себе три победы, ещё одну записал на счет его напарник Бойлих, хотя, кроме Дорошина, никто не был сбит. Вайссенбергеру оставалось всего несколько побед до сотой, и объективность, которой он и никогда не славился, ему совсем изменила.

20 июля над конвоем произошёл ожесточённый бой, в котором 78 иап на Харрикейнах добился победы над асом 6 отряда Хорстом Оберлэндером, о чем мы уже говорили. Но и сам потерял четыре "Харрикейна" - три было сбито в районе основного боя, а четвёртый был сильно поврежден и упал в море при возвращении. Конечно же, "Харрикейн" к тому времени был абсолютный анахронизм, нигде уже, кроме данного полка, этот самолёт не использовался. Все четыре английских истребителя сбили пилоты 6 отряда, записав себе 7 побед - в принципе, это ещё в рамках. Нам известно имя только одного заявителя - известный ас Хайнрих Эрлер оформил две победы. Из сбитых пилотов трое погибли, а четвёртого смогли спасти советские катера. Одним из погибших был хороший ас Пилипенко Алексей Михайлович, имевший 6 побед на счету.

14 августа при возвращении с задания упал в море без всякого воздействия со стороны врага самолёт Р-39 пилота 255 иап Товстого Василия Григорьевича, имевшего 4 победы на счету, лётчик погиб. Однако есть данные, что неизвестный пилот III группы оформил в тот день одиночную заявку на "Кобру" и, поскольку других столкновений не зафиксировано, возможно этот пилот провел совершенно не замеченную никем атаку.

26 августа состоялся один из самых неудачных боев в истории ВВС СФ. Был обнаружен большой караван. Командование допустило большую ошибку, отправив на его уничтожение две маленькие группы - четыре "Ила" в сопровождении 8 "Яков" 20 иап и три "Бостона" в сопровождении 8 "Кобр" 255 иап, причём общее командование осуществлял сам командир полка, опытный ас Панин Павел Алексеевич. Первыми на атаку пошли "Илы", но немцы, используя перевес в численности, отсекли от них "Яки" и сбили два "Ила", ещё два получили фатальные повреждения, до аэродрома дотянул только один. Сильно поврежден был также "Як", сел на вынужденную.

Другая группа атаковала шедшие выше "Кобры". К "Бостонам" немцев не пустили, и бомбардировщики отработали без потерь, но и без успеха. А вот 255 иап понёс большие потери. Погиб выдающийся ас, командир полка Панин, имевший 6 побед на счету, и ещё два аса - Сосновский Николай Максимович, 4 победы, и Борисов Анатолий Андреевич, 5 побед. Сыграл роль большой перевес в численности немцев. На помощь были срочно подняты "Харрикейны" из 78 иап. Однако группа была слишком маленькой, тихоходные английские машины прибыли на место поздно, были атакованы немцами и потеряли сразу два самолёта, а третий разбился на обратном пути...

Немцы практически не понесли потерь - один бф-109 из 4 отряда получил незначительные повреждения, да один бф-110 из 13 отряда разбился после боя на вынужденной. Примечательно, что бф-110 тоже участвовали в том бою активно, даже заявили три "Ила", что в целом совпадает с потерями. Немцы с радости наоформляли заявок от души: так, II группа заявила 12 "Харррикейнов", два Ила и ещё Бостон, которых вообще не было потеряно. III группа заявила 9 "Кобр". Мы видим, что немцы превосходили в численности наши группы очень значительно, что и стало главной причиной разгрома. Поскольку нам практически не известны имена тех, кто заявил победы в том бою (любопытно, что ведущих асов среди них не было), то определить, кто сбил наших асов, не представляется возможным.

Ещё один тяжелый бой был 14 сентября. В том бою наши пилоты сбили Эриха Бойлиха, хорошего аса, но и сами потеряли 10 самолётов. В частности сбит был Стрельников Василий Поликарпович из 78 иап, имевший уже 5 побед на счету, но смог посадить горящий самолёт на воду. Сбит он был на Харрикейне. Лётчики III группы заявили 18 побед, не очень сильно наврав, по меркам Заполярья. Сказать точно, кто сбил Стрельникова, трудно, но, скорее всего, это был Хорст Бергер, командир 7 отряда.

Вообще осенью лётчики ВВС СФ потеряли довольно много асов. Стрельникову ещё повезло. Так, 20 сентября погиб Простаков Василий Иванович из 255 иап, имевший 5 побед на счету. Он в составе группы сопровождал шестёрку "Бостонов" 9 гмтап, но обратно вернулся только один - пять было сбито немцами, в том числе командир полка Костькин Филипп Васильевич. Кстати, он стал прототипом подполковника Фоменко из великого фильма "Торпедоносцы", гениально сыгранного Юрием Кузнецовым. Кобры же понесли только одну потерю. При этом пилоты 5 отряда оформили три заявки - Альфред Ленер, Аугуст Шнайдер и Артур Мендль. Кто-то из них и сбил Простакова.

5 октября тяжкую потерю понёс 20 иап - в ходе боя столкнулись два Яка, и в одном из них погиб Каюм Константинович Мельдизин, отличный ас, имевший 7 побед на счету. Любопытно, что все победы ас одержал за несколько месяцев, на фронте он был с середины 43 года. Стоит отметить, что сами немцы бой оценили неудачно, в ходе боя потеряно было два фв-190 из 13 отряда, а заявок не оформлено вовсе, вероятно столкновения немцы не видели и оно не было следствием их огня.

12 октября очередной жестокий удар испытал 255 иап - из локального боя в районе Вардэ не вернулись сразу двое асов - комэск Харламов Михаил Иванович, 9 побед на счету, и его заместитель Попов Сергей Павлович, 7 побед. Сбили их, когда небольшая группа "Кобр", сопровождавшая "Бостоны", возвращалась обратно. Не лишено интереса, что провел две стремительные атаки один пилот - фельдфебель Герхард Райнхольд из 5 отряда. Кстати, не самый известный ас. Сбив двух советских асов, он записал себе честно две победы.

На следующий день во время сопровождения "Илов" был сбит и погиб ещё один яркий ас - Никитюк Моисей Дмитриевич из 20 иап на "Яке", который, как мы установили, ранее сбил такого известного пилота, как Любкинг и, вероятно, поставил точку в карьере Дёбриха. Он имел 7 побед на счету. В том вылете удар наносился последовательно "Илами", "Пе-2" и "Бостонами". Увы, были понесены потери существенные. "Ил" был сбит только один, при этом лётчик Вайссенбергер заявил три победы, а всего немцы заявили 7 сбитых "Илов". Правда, ещё три были сильно повреждены. "Кобр" немцы сбили две штуки, заявив 9. Что до "Яков", то их было сбито две штуки. Возможно, немцы их спутали с Р-40, и тогда вероятным автором победы выступает оберфельдфебель Вальтер Шук из 9 отряда, весьма известный ас. Смущает только, что "Илы" удар наносили раньше "Бостонов", а Шук сначала оформил два Бостона, а потом "Як". В таком случае, вероятно автором победы над Никитюком стал неизвестный пилот III группы, так как есть заявка на "Як" без указания автора победы.

19 октября в ходе боя при сопровождении "Илов" был подбит пилот 20 иап Гонтарь Пётр Романович, один из опытнейших лётчиков полка, имевший 4 победы на счету. Он летал на "Яке". При вынужденной посадке самолёт разбился, ас был ранен, потерял ногу, но, тем не менее, добился позже разрешения летать. Немцы, реально сбив 2 истребителя, заявили 7 побед, поэтому определить, кто сбил советского аса, весьма затруднительно.

3 ноября был сбит последний ас североморцев в 43 году - Щелканов Михаил Степанович из 255 иап, имевший 3 победы. Победы в том бою заявили Бертольд Клаус и Эрнест Шойфле из 5 отряда, для последнего это была первая победа в карьере. Впрочем, есть ещё три заявки от неизвестных пилотов III группы.

Итак, подведём некоторые итоги. Конечно, потери асов в 43 году в связи с активизацией боевых действий на Севере значительно выросли, но нам любопытно сравнить эти потери с немецкими. Увы, сравнение будет не в пользу североморцев. 14 результативных пилотов ВВС СФ погибли или были выведены из строя безвозвратно. В свою очередь они уничтожили 5 немецких асов, плюс ещё одного вывели навсегда из строя (речь о Дёбрихе).

Кажется, немецкий перевес подавляющий, но это не совсем так. Это так же неверно, как считать в 41 и 42 году подавляющим перевес советских пилотов. Причины примерно те же: в составе ВВС СФ теперь было намного больше результативных пилотов, чем в составе JG5. Так, из погибших пилотов только один имел на счету свыше 10 побед, и среди сбитых - ещё один (речь, естественно, про Орлова и Бокия). Лидеров ВВС СФ немцы почти не сбивали. А сами потеряли безвозвратно трех ведущих асов. Потери не безвозвратные были весьма велики, особенно в начале года, когда перевес североморцев был значителен. Только к концу году немцы перехватили инициативу. Сработал "эффект Сафонова", только на сей раз в другую сторону. Потери трех ведущих асов им не понравились, и тактика была сильно скорректирована. Немцы стали действовать значительно осмотрительнее, стараясь не ввязываться в бои на виражах, работать с вертикалей, активно использовали технику нескольких звеньев. Поэтому, если весной пилоты ВВС СФ имели превосходство, то летом неудачные бои немцев и североморцев чередовались, а уже осенью немцы имели явный перевес, сбили несколько результативных пилотов. Но это нельзя назвать фатальными потерями, поскольку большинство пилотов ВВС СФ к тому времени имели на своём счету победы.

Определить победителей советских асов с немецкой стороны, как правило, сложно, так как немцы сильно завышали, а также часто мы не знаем имен заявителей с их стороны. Однако говорить, что они всегда врали, неверно, как мы видели, например, в случаях с Поповым или Орловым. Но всё же в большинстве случаев завышение с их стороны было велико.