Сохранить образы предков

Виктор Балдоржиев
В ситуации, когда люди не могут определиться не только со своим будущим, но и дальнейшим развитием всего человечества, когда все предыдущие идеологии и доктрины могут оказаться несостоятельными, изучение наследия своих предков, их образа мышления, включая также и предания вплоть до мистических, является наиболее важным для развития своего миропонимания и, вообще, когнитивной деятельности в современном мире.

И в этой связи знание или изучение биографий подвижников и интеллектуалов иркутских бурят является одной из приоритетных не только для всех бурят-монголов, но и монголов мира. За многие века накоплено огромное количество информации и опыта, что человек уже свободно может ориентироваться в пространстве и во времени, не усугубляя свою жизнь какими-то идеологическими убеждениями, мешающими развитию и постижению бесконечного разнообразия мира.
Но каковым было мировоззрение предков каждого из нас? На этот вопрос дают ответ этнографы и фольклористы, жившие совсем недавно, оставившие своим потомкам великолепные материалы.

Выдающийся бурят-монгольский фольклорист и этнограф Матвей Николаевич Хангалов родился 16 сентября 1858 года в булагатском улусе Закулей Унгинского ведомства Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне село в Нукутском районе Иркутской области). С 1866 по 1869 год учился в начальных классах Балаганского инородческого училища. В 1871 году поступил в Иркутскую губернскую гимназию. Не завершив образования в гимназии, в 1873 году поступил в учительскую семинарию и в сентябре того же года был крещён и наречён Матфеем.
По окончании семинарии в июне 1876 года Хангалов получил звание учителя начального образования и был определён преподавателем в Кудинское инородческое приходское училище. Это был первый в Иркутской губернии выпуск народных учителей.
Во время учёбы в семинарии написал труд «Обряд теломытия у шаманов». Сочинение получило высокую оценку правителя дел Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества (РГО) Н. Н. Агапитова, который преподавал педагогику в семинарии.
В 1881 году Хангалов и Агапитов организуют экспедицию для изучения шаманства у предбайкальских, кудинских и балаганских бурят. Материалы экспедиции были изданы в «Известиях ВСОРГО» под названием «Материалы для изучения шаманства Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии». Труд получил малую золотую медаль РГО.
В 1883 году Хангалов оставляет должность учителя. В 1888 году по рекомендации Г. Н. Потанина и Агапитова избирается действительным членом РГО. Изучает материальную и духовную культуру, юридические обычаи, семейный быт, общественный строй, шаманство и фольклор бурят, исследует археологические памятники Бурятии.
С 1889 по 1903 год Хангаловым было издано три сборника бурятского фольклора. Издания готовил Г. Н. Потанин.
В 1895 году был осуждён Иркутским губернским судом на 8 месяцев тюремного заключения по делу 1884 года.
С 1902 года работает заведующим и учителем Бильчирского приходского училища.
В 1902 году участвовал в приёме и проведении экспедиции французского академика этнографа Поля Лаббе. Хангалов и Лаббе совместно изучают шаманство унгинских бурят. В 1903 году получает от Министерства народного просвещения и изящных искусств Франции диплом о присвоении ему звания лауреата Французской академии.

В 1907 году при участии Д. А. Клеменца Хангалов устанавливает связи с Русским музеем в Санкт-Петербурге. Музей субсидирует полевые работы, приобретает коллекции. В 1908 году при помощи музея Хангалов смог поработать в Балаганском уезде, Нельхайском, Унгинском, Куйтунском, Аларском и Ныгдинском ведомствах. В 1908 году участвовал в подготовке съезда бурятских учителей. Значительную часть своих полевых материалов Хангалов передал в этнографический отдел Русского музея. Научная деятельность доходов не приносила и Хангалов пытался занять место сидельца в казённой винной лавке в Иркутске.
В 1913 году принимает участие в организации бурятского этнографического вечера в Иркутске, участвует в составлении и редактировании бурятско-русского букваря. Летом 1917 года по командировке Восточно-Сибирского отделения РГО провёл экспедиции по изучению шаманства в Цугольской и Шулундинской волостях Читинского уезда Забайкальской области и в Ангинской и Ленской волостях Верхоленского уезда Иркутской губернии. Продолжал преподавать в школе, научной деятельностью занимался по ночам.
Умер 17 февраля 1918 года в улусе Бильчир, ныне Осинского района Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области.
Работы и коллекции Хангалова хранятся в Российском государственном этнографическом музее, в архиве Института востоковедения РАН, в Иркутском краеведческом музее, в Музее истории Бурятии.
К 100-летию со дня рождения и 40-летию со дня смерти Хангалова БКНИИ СО АН СССР издавал труды учёного в трёх томах. К 150-летию со дня рождения учёного трёхтомник был переиздан.


Именем М. Н. Хангалова названы: Музей истории Бурятии в городе Улан-Удэ, Усть-Ордынская национальная библиотека,
В селе Бильчир Осинского района Иркутской области действует музей имени М. Н. Хангалова.

Что читать или изучать из наследия М. Н. Хангалова?
Балаганский сборник: сказки, поверья и некоторые обряды у северных бурят // Труды ВСОРГО. — Томск, 1903. — Т. 5.
Бурятские сказки и поверья, собранные Н. М. Хангаловым, О. Н. Затопляевым и другими // Записки ВСОРГО по отделению этнографии. — Иркутск: Тип. К. И. Витковской, 1889. — Т. 1, вып. 1.
Великий Гэсэр: бурятское сказание: вариант улигершина Пехона Петрова / поэт. пер. А. Преловского. — М.: Акад. поэзии. Моск. писатель, 1999.
Девять священных бубнов: поэзия бурят. шаманства / пер. А. Преловского. — М.: Моск. парнас, 1999.
Предания и поверья унгинских бурят: шаманские поверья инородцев Восточной Сибири. // Записки ВСОРГО по этнографии. — Иркутск: Тип. К. И. Витковской, 1890. — Т. 2, вып. 2.
Сказание бурят, записанное разными собирателями // Записки ВСОРГО по этнографии. — Иркутск: Тип. К. И. Витковской, 1890. — Т. 1, вып. 2.
Собрание сочинений: в 3 т. / Сиб. отд-ние АН СССР. Бурят. комплекс. науч.-исслед. ин-т; под ред. Г. Н. Румянцева. — Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958—1959.
Юридические обычаи бурят // Этногр. обозрение. — 1894. ; № 2.

За каждой строкой и за каждым абзацем энциклопедических изданий – жизнь человека и народа, большие события и перемены. День за днём, год за годом… От улуса Закулей и начальных классов Балаганского инородческого училища до Французской Академии наук, от губернской гимназии Иркутска до музеев, где хранятся его работы, а один из них назван его именем. Шестьдесят лет жизни, сознательная часть которой посвящена своему народу. Великая миссия великого человека…
Матвей Николаевич Хангалов родился и жил во времена сумрачного суеверия и предрассудков, он находился в самом эпицентре человеческого невежества, наряду с которым жило и наивное, светлое стремление к просвещению и гуманизму, которое и олицетворяли собой лучшие представители своего народа. Мы плохо знаем о них, не изучаем их наследие, а потому не можем знать истории своих народов. А без этого какое может быть представление о современности, какая аналитика или критика?

Современники не имеют права говорить о каких-то собственных знаниях, если не знают наследия своих предков, без чего существование непременно будет убогой и бессмысленной... Семечки, матерщина, дедовщина, ВЛКСМ, КПСС, перестройка, перестрелка, перекличка, АУЕ, сбор и сдача металла, копание корней, тюрьм и лагеря. Несмотря на тонны написанных книг и обласканных властями авторов, далёких от реальной жизни народа. И это Жизнь?
Настало время пристального изучения наследия своих предков, его интеллектуальной части, которая много лет собирала и накапливала сведения о мировоззрении своих народов. Настало время чтения, посещения театров, музеев, библиотек. Настало время изучения родного края без никаких политических шор. Все идеологии и доктрины пали с наступлением надвигающегося хаоса.

События последних лет выявили и показали такую подлость и такое коварство человеческого существа, такую его недоразвитость, что во многих точках планеты снова важнейшей становится тема очеловечивания и осознания того, что все мы принадлежим одному миру, что мы – единое и целое, накопившее такой опыт, один из которых может уничтожить все предыдущие, то есть всех нас.
Главная проблема в том, что никто не хочет признаться в своих отрицательных свойствах, ибо недоразвитость ещё не обрела качества критики и анализа, проистекающих из чтения, общей культуры и знаний, где не может быть никакого «испорченного телефона», в который зачастую превращается весь образовательный процесс.
Пора снова знакомиться с теми людьми, которые жили до нас и проповедовали точные и естественные науки, просвещение и гуманизм. Сумеем ли? А если не сумеем? Ведь монгольский мир – это пространство всех монголов. И наши предки должны быть в этом пространстве, ибо в никаком другом ни они, ни мы не можем найти своё настоящее место, обратные утверждения – иллюзия и медленная смерть. А потому мы должны изучать наследие наших предков и знать о них.

На снимке: 1902 год, второй слева М.Н. Хангалов