О колха

Галл Гелиа
Некоторые соображения относительно существования
и генезиса термина Колхи

Анализ открытых источников1 показывает, что в научной среде, да и на полях социальных сетей, отсутствует информация о генезисе термина «Колхи». Более того, ряд авторов подвергают сомнению сам факт существования такого образования как «Колхида/Колхидское царство» и «Колхов» - как народа. В то же время в наших руках имеется бесценное средство, которое, на наш взгляд, может не только ответить на поставленные выше вопросы, но и, в некоторой степени, позволит заглянуть в этногенез этого загадочного народа и этим средством, безусловно, является «хранитель тайн -  язык».
В данном случае речь пойдет о языке народа, который (наряду с Грузинским) является автохтоном Центрального Кавказа и широкому читателю известен как «Ингуши», получившие этот экзоэтноним от одноименного и крупного, на то время, населенного пункта «Онгушт»2, в период колонизации царской Россией Кавказа. Но наряду с этим термином Ингуши используют эндоэтноним «Г1алг1ай», корни которого, по нашему мнению, и мнению авторитетных специалистов, уходят в глубину тысячелетий.
Следует заметить, что, с античных времен, этот народ скрывался под различными именами, в том числе, и такими как: гаргары, таргомосианы, нарты (фольклор), кавкасионы, глигвы, кисты, гелы3, дзурдзуки, овш(с)ети4, и, наконец, самые поздние (с подачи ангажированных «специалистов»): ингуши, черкесы, ококи5, чеченцы.
Естественно, столь обширная палитра имен не могла способствовать установлению научной истины, при изучении этногенеза этого древнего народа. Более того, это дало повод, нечистоплотным представителям от науки, для бесконечных спекуляций и фальсификаций относительно его этногенеза, языка и культуры.
В последние два десятилетия в руках независимых исследователей оказался уникальный «инструмент», так называемый «электронный ресурс», широкое использование которого, при установлении научной истины по спорным вопросам, положило конец псевдонаучной гегемонии и обнажила гигантские масштабы искажений исторической и научной действительности.

________________________
1 См. ст. Колхи – материал свободной энциклопедии.
2 Сегодня этот населенный пункт называется Тарское и находится в Пригородном районе, СО – Алания.
3 Не путать с тэйпом «Гелатхой», образованный, видимо, как результат контактной ассимиляции двух кратких гласных звуков одним –
долгим, по следующей схеме: «К1и ялат» ; «К1иелат» ; «Гие:лат» ; «Ге:лат» - букв. – урожай пшеницы, где «к1а: - пшеница и «ялат»          – урожай, сбор, т. е. речь идет о роде деятельности этого тэйпа (из инг. дэйба).
4 Ингушское общество, обитавшее западнее Терека (Л. Мровели, в работе «Картлис цховреба» - житие Грузии, Википедия).
5 Ингушское общество, переселившееся на восток (сегодня очеченились).
Безусловно, этот «инструмент» нанес довольно болезненный удар по армии псевдоученых от официальной науки, начиная от кураторов – бенефициаров и заканчивая исполнителей на местах, но, к сожалению, еще, далеко, не фатальный. Фальсификаторы объединились и тратят колоссальные силы и средства, пытаясь продлить свое бездарное существование, забывая, при этом, народную мудрость: «Сколько веревочке не виться, а конец будет».
Теперь обратимся к первому абзацу текста и попытаемся дать ответы на поставленные вопросы, используя для этого эндоэтноним «Г1алг1а:» в значении «Ингуш» («:» здесь и далее будет означать сильную позицию гласного). Именно такая форма словотолка является сегодня официально принятой, однако, мы полагаем, что с точки зрения законов ингушской лексики, да и живой речи – это, мягко говоря, не совсем верно.
Дело в том, что когда первая гласная находится в слабой позиции, то и живая речь, и законы лексики требуют написания этого термина в форме «Г1аллаг1а:», т. е. с двумя согласными «л» и гласной «а», в слабой позиции. Но, в случае, когда первая гласная в сильной позиции как, например, в слове «Г1а:ла»6 – «наблюдательная башня» /одно из значений/ - то возможна форма как с одним согласным «л», так и с двумя.
Вернемся к термину «Г1аллаг1а:», который, как видно, состоит (при простом разложении) из двух, корневых, частей: «г1алла»7 и «г1а:» и рассмотрим другие, возможные по законам ингушской лексики, варианты этих слоготолков по отдельности. 
Итак, варианты слоготолка «г1алла» (г1алла/в, е, б/ - эпитет бога солнца/света, как творца всего сущего; переносно бык/телец /апис) (вариант «Да:лла/Даь:ла/Да:ла/»8 – эпитет бога изобилия/плодородия, как творца всего сущего):
г1елла (Со г1елла венныв – я устал);
г1илла (г1илла/д/ – обеденный стол /одно из значений/);
г1улла (г1улла/д/ - /диал./ - направление, путь; громовой раскат, орудийный выстрел/залп);
г1олла (г1олла/д/ - направление, путь; например, Со Соаг1а:пча г1олла воаг1а – я иду путем через Сагопши).
Варианты слоготолка «г1а:» (г1а:/е/ - уст. - общество; дружина?):
г1е: (г1е:/г1аь: - дружина?; г1аь:ре – дружинник, г1аь:рой – дружинники);
г1и:/г1ий (г1и:ла – худой, тощий; «г1ий» – реликт совр. хий - вода);
г1у:/г1ув (г1у:/г1ув – идущий, двигающийся; г1ув – колодец, шахта);
г1о: (г1о: /в, е/ - идий, сходий; идущий, идущая).

____________________
6 В чеч. яз. «Г1а:ла» - город, станица (в 1–м значении), а башня (в 4–м значении).
7 Эпоха тельца, ; 4430 – 2280 лет д. н. э., что говорит о древности термина «Г1алла». (др. знач. термина: тур, горный козел; лось).
8 Инг. «Ба:ла» - событие, происшествие (обычно, негативного характера), но его этимологический разбор показывает, что это, в частности, эпитет бога изобилия/плодородия, как творца всего сущего /см. Баал – финик., др. –евр. – хозяин, владыка, а в Финикии, Ханаане и Сирии почитался как громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба и солнца, т. е. в Инг. варианте осталась только негативная часть его функционала/.
Используя рассмотренные варианты слоготолков и опираясь на законы и правила ингушской лексики можно предложить целый ряд комбинаций словотолков, в частности, и таких как: «г1иллаг1о:»9, «г1оллаг1и:/хий/», «г1уллаг1а:»10 и, даже, «г1а:лаг1о:»11, взяв первую гласную в сильной позиции, как в словотолке «г1а:ла».
Из анализа данных экскурса в удивительный мир ингушской лексики можно сделать несколько выводов:
1. Представляется вполне закономерным трансформация, на почве других языков, эндоэтнонима Ингушей и термина «Колхида», по схеме, соответственно: «г1аллаг1а:» ; «г1оллаг1и:» ; «колхи» и «г1оллаг1и:т1а» ; «колхи:та» ; «колхи:да». Здесь «т1а» - небно-айнированный диграф, имеющий в ингушской лексике множество значений, в том числе – «на», «над», а переходы «г1» в «к», «х» и «г», а также «т1» в «т» и «д» - явления закономерные. То есть, на почве чужой лексики термин «г1аллаг1а:» - ингуш превратился в «колхи», а термин «г1оллаг1и:т1а» - место обитания ингуша – в «колхи:да», из чего следует, что ответ на генезис терминов «колхи»/«колхи:да» кроется, очевидно, в самоназвании Ингушей.
2. Если наши суждения верны, то Ингуши, живущие сегодня на ЦК, с самоназванием «г1аллаг1а:й», дают вполне убедительный, положительный, ответ на вопрос о существовании «колхов» - как народа и «колхидского царства» - как этнографической области.

_______________________________
9    Груз. диал. «Г1илг1о:» - Ингуш.
10 Осет. «Къулгъа:» - Ингуш (др. вар. в том же знач., «Макъкъалон», 3-е гласное ударное). /для сравн. см. Колхида ... аккад. «Kilhi»; лат.
     «Colchis»; урартск. «Culha» …, источ. Википедия/. 
11 Чеч. диал. «Г1а:лаг1о:» - Ингуш /т. е., букв. живущий в городе, башне/.   


PS    Как  версия что поздние греки по своему интерпретировали кавказское собирательное название «г1алг1а» как  «г1олхи» буквально «идущие по воде»…  Вероятно от греческого впечатления от  истории «гостеприимных и негостеприимных» меняющихся течении проливов, моря, в сторону где проживали колхи, либо от «людей моря».
Как пример алтайские тюрки знают кавказское  название «нарты» но вкладывают  в него, другой  смысл.