Несколько страниц

Кирилл Подрабинек
                ВИНА
Белый песок. Теплый ласковый океан, риф одет буруном. Я в Кении. Еще вчера ездил по саванне. И все три дня не покидало странное чувство. Словно я только что родился, и вот-вот умру. Зеленые холмы, саванна в зонтиках акаций, замечательные животные – чудесный мир Африки.
Сегодня мягкий шезлонг. Гул прибоя и ветер с моря. Я сыт. Густой воздух тропиков наполняет легкие. И над всем жаркое солнце.
Я вспомнил… Странное чувство уже посещало меня. Сорок лет тому назад. В «крытой», в темном, холодном, вонючем карцере. Сидя на «пеньке» - истощенный, замерзший – я мечтал. О ярком свете, просторах неба и земли. Недавнее рождение и близкий конец непонятным образом укладывались рядом в душе.
Но здесь, сейчас, подкрадывается чувство вины. За солнце, за море, за воздух. И через толщу времени я пытаюсь докричаться до узника: «Держись, не отчаивайся!» Но ведь он – это я сам. Только еще молодой и ничего не знающий о будущем. А я – это он, только сильно постаревший. Я пытаюсь сказать ему, что впереди долгие годы. Что советская власть рухнет, но в России все-равно будет мерзко. Что он еще повидает дальние страны, о которых столько мечтал. И что на исходе лет он вспомнит молодость и тюрьму с чувством вины. Но ты ведь прощаешь меня?
                16.09.2019г. Кения, Диана-бич. 

                СИСТЕМЫ
Философию я уважал. В юности. Достаточно быстро выяснилось, что философы любят противоречить друг другу, а то и самим себе. И сильны они, в основном, в отрицании. А положительные их построения не слишком убедительны… По счастью, начал я с античных времен, наименее догматичной эпохи. Когда юная философия еще только пробовала свои силы, не претендуя серьезно на всеобъемлющие системы.  Интересуясь в основном человеком и его судьбой. Сократ (в пересказах Платона), Сенека, Марк Аврелий… И дальше, дальше -  к Монтеню, просветителям…  Философы, оперирующие абстрактными категориями, как-то мне не глянулись. С годами вырабатываются собственные взгляды, в том числе и философские. Тогда-то и попытался я их сверить с классическими. Не получается! Снова Кант, Гегель, Декарт, Спиноза, Беркли… Вроде бы каждую мысль в отдельности понимаешь (пусть и не принимая), но вся совокупность рассуждений совершенно в голове не укладывается. Слишком произвольны переходы от одной истины к другой… При, казалось бы, жестко декларируемой логике! Да и на каждый аргумент можно найти контраргумент, каждое утверждение вызывает сомнение. Именно потому, что претендует на незыблемость, подстегивая твой дух противоречия. И потом, эта привычка философов мелочно дробить всякое понятие на подпонятие, каждую категорию на подкатегорию… Достигая особой изощренности к новым временам. В общем, сложилось у меня впечатление, что чем жестче выстроена философская система, тем меньше дает она пищи уму и душе. Да, словами мир не объяснишь! По крайне мере – в целом. Благословенны те философы, которые с пристальным вниманием изучали человека, на создавая догматов. Иногда, на стыке двух утверждений, часто противоречивых, мелькнет вдруг у них захватывающая дух истина. Чтобы вновь раствориться в потоке слов. И ты безуспешно пытаешься ее удержать и огранить… Подобно тому, как напряжение соседних стихотворных строк, вдруг рождает зыбкий образ совершенной любви и красоты. Да простятся мне высокие слова!
Особенное удивление вызывала у меня иногда религиозная философия. Всю жизнь пытаюсь понять, как устроена молекула белка. И есть же люди, которые точно знают, как устроен Бог и чего он хочет!
Разумеется, я не знаток философии. Все же поделюсь одним соображением. Есть нечто целое. Философ, исследователь, отделяет себя от этого целого в целях изучения. Совершенно оправданный прием. Потом разбивает остаток на части, по возможности наиболее простые. Тоже вполне законно – иначе ни сами части, ни их связи и не изучишь. Потом философ приступает к синтезу, пригоняя им же полученные элементы друг к другу. И тут закавыка. В ходе изысканий многие, очень многие философы создают некие постулаты. Например, Паскаль: «Нет ничего абсурднее утверждения, будто материя сама себя познает».
  В общем, если не совсем добросовестно, прибегая к произвольным «аксиомам», собирать мозаику, у целого оказывается привесок. Который и называется философской системой.
                31.05.2020.

                СОХРАНЕНИЕ ГЛУПОСТИ
Давно подмечено: у России ветер в голове, возвращается на круги своя. Но не по излюбленной философами спиральке - монотонно вверх с каждым кругом. А с треском проваливаясь вниз, выкарабкиваясь потом из-под обломков. То есть, происходит некий циклический процесс, с периодом в десятилетия, а то и столетия. Нечто вроде колебаний маятника. Но позвольте! Цикличность, повторения, обязаны своим наличием постоянству каких-то величин. Например, в механической системе таких семь (интегралы движения). А что сохраняется в историческом движении России? Ну конечно – глупость! Специфическая, «восьмая» постоянная. Картина привычная. Страна пробует развиваться, глупость громоздится на глупость, безобразие на безобразие, государство деградирует. Надеясь поправить делишки, ввязывается в «маленькую победоносную». И (бац!) – разрушается. Иногда весьма основательно. Но поскольку без государства люди уже (еще) жить не умеют, история повторяется. Глупость громоздится на глупость… Сказка про белого бычка. Разумеется, общий идиотизм тут не просто арифметическая сумма глупостей индивидуальных. Соберите вместе сотню интеллектуалов, и вполне можете получить безмозглое стадо. Тем более, общая глупость не имеет национального, этнического происхождения. Многонациональность России тому подтверждение. И социальное расслоение тут ни при чем. Впрочем, высокое начальство, кажется, дурнее всех.  Да, конечно, свойства механических систем нельзя просто так переносить на системы социальные. Их наблюдаемая схожесть говорит скорее о стиле мышления, нежели о реальном подобии. И все же… Законы сохранения относятся к замкнутым системам. А Россия страна очень замкнутая. И не только, или не столько, огорожена барьерами рукотворными, сколько заборами вымышленными. Ксенофобия, предрассудки, незнание окружающего мира, историческое и политическое невежество – бережно глупость сохраняют.   
                22.03.2024.