Василий Семёнович Лановой первая часть

Борис Пономарев 3
Василий Семёнович Лановой (первая часть)

Начну свое новое повествование с того, как я впервые в своей жизни узнал о существовании Василия Семёновича Ланового, актера, ставшего впоследствии чрезвычайно известным и популярным, получившего почетные звания Народного артиста СССР и Героя Труда Российской Федерации, Ленинскую премию, премию МВД, премию КГБ и многие государственные награды, а тогда только начинавшего делать свои первые шаги на актерском поприще. 

Такое ознакомление с творчеством В.С.Ланового в какой-то степени оказалось связанным с романтическими историями моей юности. Будучи учеником девятого класса ташкентской школы №50, я стал «встречаться», как тогда называли периоды юношеской влюбленности в нашей среде, с Аней Культаковой, ученицей соседней женской школы №44. Я тогда даже представить себе не мог, что в конечном итоге, девять лет спустя, я женюсь на ней,и наша совместная семейная жизнь окажется очень длительной (она продолжается уже более 62 лет), в том возрасте мы еще не помышляли о женитьбе. Естественно, я довольно часто приглашал ее прогуляться вместе со мной по нашему любимому Ташкенту. Она никогда не отказывала мне в этом, но ставила одно условие: вместе с ней в таких прогулках будут принимать участие ее подруги по школе Наташа Арабова, Нина Аркина и Инга Бендерская. Мне это, конечно же, совсем не нравилось, но волей-неволей приходилось соглашаться. Так мы и ходили по городу впятером, а мои друзья иронически называли меня «пастухом». 

Такая ситуация сложилась по той причине, что Аня по своей натуре принадлежит к категории очень доброжелательных людей, поэтому не было ничего удивительного в том, что ей хотелось поднять с моей помощью настроение своих близких подруг, ставшее минорным в связи с отсутствием у них собственных кавалеров. Но, совершенно неожиданно для меня, мои печали, вызванные необходимостью «выгуливать» ее подруг, постепенно исчезли, поскольку эти три «грации» начали превращаться в моих приятелей: все они оказались необычайно интеллигентными, интеллектуально развитыми, начитанными, очень неплохо разбиравшимися во многих сферах искусства, так что мне совсем не приходилось скучать при общении с ними. А в дальнейшем, в студенческие годы, эти приятельские отношения переросли в крепкую дружбу. Постепенно и у них появились поклонники, они повыходили замуж, родили детей, так что и их жизни заиграли яркими красками. 

Наташа Арабова была большим любителем искусства вообще и кинематографа в частности (такой интерес к искусству, по моему мнению, сыграл значительную роль в ее жизни, поскольку она по окончании ВУЗа стала работать на ташкентском телевидении и, в течение непродолжительного времени, заняла далеко не последнее место в среде творческих работников этой весьма уважаемой в нашем городе организации), никогда не пропускала новые киноленты, и однажды, посмотрев очередной свежий фильм, а это был «Павел Корчагин», снятый в 1956 году на Киевской киностудии режиссерами Александром Александровичем Аловым и Владимиром Наумовичем Наумовым по книге Николая Алексеевича Островского «Как закалялась сталь», она пришла от этой кинокартины в неописуемый восторг, и при этом умудрилась даже, как говорится, «по уши втрескаться» в Василия Семёновича Ланового, актера, сыгравшего в этом фильме главную роль.

Всецело доверяя замечательному вкусу Наташи, тем более, что книга «Как закалялась сталь» с детства принадлежала к числу моих любимых литературных произведений, я при первом же удобном случае пошел в кинотеатр на просмотр данного фильма и, естественно, совершенно об этом не пожалел, поскольку действительность превзошла все мои ожидания. Прежде всего скажу о том, что меня очень сильно удивило (но не огорчило!) решение режиссеров полностью сфокусировать свое внимание не на описании всей жизни Павла Корчагина, а только на той ее части, в которой он принимал героическое участие в эпопее строительства в свирепые зимние морозы комсомольцами узкоколейной железной дороги, предназначавшейся для доставки топлива в замерзавший от нестерпимых холодов Киев. Такая идея пришла в головы талантливых режиссеров в связи со словами, произнесенными в 1934 году знаменитым французским писателем Андре Жидом, потрясенным его встречей с Н.А.Островским, великим советским писателем, слепым и парализованным человеком со стальным характером и с несгибаемой волей: «Это ваш коммунистический Иисус Христос!». А.А.Алов и В.Н.Наумов решили снять фильм о таком человеке, готовом пожертвовать свою жизнь во благо будущего нашего народа.

Должен сказать, что В.С.Лановой блестяще справился с поставленной перед ним задачей. Ему пришлось тяжело, до изнеможения, трудиться. В своем повествовании о Ефиме Захаровиче Копеляне я писал о том, что в период участия в создании сериала «Семнадцать мгновений весны» ему пришлось непрестанно курсировать между Ленинградом и Москвой на поезде «Красная стрела»; то же самое имело место и в жизни В.С.Ланового в процессе участия в съемках фильма «Павел Корчагин», с той лишь разницей, что ему в течение трех месяцев приходилось беспрерывно летать из Москвы в Киев и обратно на самолете, поскольку заканчивалось его обучение в Щукинском училище, где он играл роль Чацкого в выпускном спектакле «Горе от ума».

Премьера киноленты «Павел Корчагин» состоялась 29 января 1957 года. В прокате она собрала 25.3 миллиона зрителей и навсегда вошла в классику советского кино. До нее В.С.Лановой  успешно снялся в двух других кинокартинах: «Аттестат зрелости», поставленной в 1954 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Татьяной Николаевной Лукашевич по сценарию Лии Борисовны Гераскиной, в которой он очень неплохо сыграл главную роль Валентина Листовского, талантливого, но чересчур высокомерного парня, наплевавшего на свой школьный коллектив, и «Триста лет тому...», снятой в 1956 году на Киевской киностудии режиссером Владимиром Михайловичем Петровым по сценарию Александра Евдокимовича Корнейчука, в которой он исполнил роль поручика Бронислава Оржельского.

Однако именно «Павел Корчагин», по-моему, оказался для Василия Семёновича Ланового стартовой площадкой, своего рода «Байконуром», для стремительного взлета его артистической карьеры как в кинематографе, так и на театральных подмостках. По прошествии десятилетий с момента съемок в фильме «Павел Корчагин», В.С.Лановой откровенно высказал мнение о своем участии в этом проекте: «Когда сегодня меня спрашивают об этой роли, то ехидно так интересуются: «Ну и как вы теперь относитесь к Корчагину?». Так вот отвечаю: теперь я его уважаю в тысячу раз больше, чем тогда! Потому что дай Бог нашим детям хоть во что-то верить так, как верил мой папа. И, если они найдут веру, это будет большим благом для России».

А теперь настал момент, подходящий для того, чтобы вкратце проинформировать читателей о некоторых моментах биографии Василия Семёновича. Он родился 16 января 1934 года в Москве. Его родители были простыми крестьянами из села Стримба Кодымского района Одесской области, переехавшими в 1931 году в столицу к брату отца, спасаясь от голода, где стали работать на химическом заводе. Так уж случилось, что перед самым началом Великой Отечественной войны мама отправила его на поезде на отдых в родное село к своим родителям, и именно 22 июня 1941 года его на станции Абамеликово встречал растерянный дедушка, сообщивший ему, что началась война, а в небе над их головами уже было много немецких самолетов, летевших на бомбежки наших городов. Вскоре село Стримба было захвачено оккупантами. Его родителям в Москве тоже очень сильно не повезло, так как в первые дни войны они стали инвалидами из-за химического отравления на своем заводе, после чего им пришлось уйти с работы на мизерную пенсию. Мама приехала за ним через три с половиной года, после освобождения села нашими войсками. Сам В.С.Лановой так описывал свои чувства, обуревавшие его в то время: «Можете себе представить — каково было жить ребенку в оккупации, ничего не зная — где твои родители, что с ними? Война вошла в мой организм, в мое сердце, в мою кровь, и ничего сильнее памяти о ней, во мне нет. Я тогда столько передумал, столько испытал, я так боялся больше никогда не увидеть свою маму, боялся смерти». Из-за нахождения в оккупации, В.С.Лановой пошел в школу только в десятилетнем возрасте, но учился чрезвычайно прилежно, в результате чего окончил ее с золотой медалью.

В 1947 году В.С.Лановой начал заниматься в театральной студии при Дворце культуры ЗИСа (Первого государственного автомобильного завода имени И.В.Сталина), причем настолько успешно, что в 1951 году на Всесоюзном конкурсе самодеятельных артистов был награжден грамотой. После седьмого класса он неожиданно принял решение стать военным летчиком, в связи с чем подал документы в летное училище. Но стать пилотом ему не удалось по той причине, что художественный руководитель театральной студии Сергей Львович Штейн, ринулся в это училище, где уговорил приемную комиссию отдать ему документы В.С.Ланового, заявив ей следующее: «Не знаю, каким он стал бы летчиком, а что актером он будет отличным — это точно!». Василий Семенович всегда с огромным уважением вспоминал Сергея Львовича Штейна: «Это был замечательный режиссер, воспитатель, из его студии вышли Танечка Шмыга, Вера Васильева, Игорь Таланкин, Валера Носик и многие другие замечательные артисты. Надо сказать, что он не просто занимался подготовкой актеров, у него была настоящая просветительская миссия».

В конечном итоге, он поступил учиться в знаменитую «Щуку» — Высшее театральное училище имени Б.В.Щукина при Государственном Академическом театре имени Е.Б.Вахтангова. В этой связи Василий Семёнович сказал впоследствии весьма значительные слова: «Мне вообще в жизни везло: из рук в руки меня передавали и брали под свое крыло замечательные люди. В театральном училище я попал на курс к Цецилии Львовне Мансуровой, которая сразу сказала: «У вас достаточно редкое амплуа, молодой человек. Будем вас холить».

Но в процессе обучения его чуть было не отчислили из училища. Как я написал выше, во время учебы на третьем курсе он одновременно снимался на киевской киностудии в фильме «Павел Корчагин», а делать это в училище было строжайше запрещено, поскольку считалось, что подобные съемки ставят под угрозу учебу студентов. Когда руководитель Щукинского училища Борис Евгеньевич Захава, знаменитый театральный режиссер, актер, педагог, Народный артист СССР, узнал об этом, он вызвал к себе педагогов и сказал им: «Я не могу его не отчислить. Но я не могу его отчислить. Делайте, что хотите!». В результате было принято своего рода «Соломоново решение»: Василия Семёновича оставили на третьем курсе на повторный год обучения. По сути дела, в полном соответствии со знаменитой басней Ивана Андреевича Крылова «Щука», в Щукинском училище «щуку бросили в реку», поскольку В.С.Лановой не только не был исключен из числа студентов, но и получил дополнительно много полезных знаний, а также замечательных ролей.

Во время учебы в «Щуке» он познакомился с красавицей, учившейся на параллельном курсе, и влюбился в нее буквально с первого взгляда. Это была Татьяна Самойлова, дочь невероятно красивого и интеллигентного актера театра и кино Евгения Валериановича Самойлова, ставшего кумиром чуть ли не всей женской половины народонаселения нашей страны после выхода в конце Великой Отечественной войны в кинопрокат фильмов «Сердца четырех», в котором он сыграл роль старшего лейтенанта Петра Никитича Колчина, и «В шесть часов вечера после войны», в котором он исполнил роль лейтенанта Василия Ивановича Кудряшова. Татьяна тоже не осталась равнодушной, поскольку В.С.Лановой считался самым красивым студентом их курса. В 1955 году они поженились, но их семейное счастье оказалось не очень долгим: в 1958 году они развелись. После окончания училища они очень много работали, так как профессиональные успехи имели огромное значение для обоих. По завершении съемок фильма «Летят журавли», получившего в 1958 году главный приз Каннского кинофестиваля, в котором Татьяна Евгеньевна играла главную роль Вероники Алексеевны, за блестящее исполнение которой она получила специальный диплом «За лучшую женскую роль» и премию жюри «Апельсиновое дерево», она узнала о том, что беременна. Василий Семёнович очень любил детей и мечтал стать отцом, поэтому эта новость его чрезвычайно сильно обрадовала. Однако супруга решила избавиться от беременности и сделала аборт, что, в конечном итоге, и привело их к концу совместной семейной жизни.

Василий Семёнович был сильно расстроен в результате случившегося, однако спустя некоторое время молодость взяла свое: он вновь влюбился. Все произошло в полном соответствии со словами чрезвычайно популярного в те годы дуэта Симы и Мальцева из оперетты «На берегу Амура» (музыка М.И.Блантера, стихотворный текст В.Я.Типота и В.И.Квасницкого):
«Но все проходит,
Подругу друг находит,
И в сердце радость входит
Вместе с тобой.
Кипит работа,
И силам нету счета,
И вечно жить охота
Рядом с тобой».

Конец первой части (окончание во второй части)

Борис Пономарев