Зерноток-84. С кем я ходил тогда в разведку

Андрей Жеребнев
Суперские опытнопольские пацаны -84 – правда, оба с «разведки».  Игорка Бычков (тот, что в новеньком пиджаке из кожзаменителя), пришел проведать своего не разлей-вода дружбана по детству  Женьку Аношина (тот, что с метлой в руках и в школьном старом костюмчике на вырост).

Он, Игорь, на днях «с поля» приехал – в партии геологической всё лето работал. Денег гребанул – не нам, зернотокским, чета! Да, плюс – просторы вольные, ночные посиделки с гитарой у костра, и прочая романтика вольной полевой жизни – это бесценно. Нет, конечно – два наших одноклассника – Равиль Шакиров и Андрей Жуковский, - что работали помощниками комбайнёров – те вообще бешеные деньжищи зарабатывали! Особенно Андрей, что работал у самого передовика – Васи Назина. Но, и работка у них была!.. Равиль мне рассказывал: «Я за полночь домой прихожу, всю рабочую одежду в сенях в угол с т а в л ю – пошел мыться». А чуть свет – опять на комбайн. Но так, и уважение всеобщее: «Хлеб – всему голова!».

Равилька с тех заработков мотоцикл «Урал» себе купил – уже по осени, когда в школу опять пошли: в выпускной десятый класс. Так что, это лето – последним беспечным летом нашим оказалось…

1.КАК НЕ ДАВАЛИ ТЕМ ЕЩЕ ФРУКТАМ ЗАГНИВАТЬ

Центральный вход зернотока Опытнопольской сельскохозяйственной станции ( в просторечье просто – «ток»), располагался как раз на улице Набережной, что делила посёлок Опытное поле на две части: Разведку и Опытное. В Разведке располагались дома геологов Алтайской геолого- разведывательного управления, ну, а на Опытном жили труженики совхоза. И совсем уж на окраине-отшибе стояла «контора Новосибирцев», но  территориально и малочисленным своим населением относилась к Опытному.

Почему посёлок носил название Опытное поле? В совхозе действительно наряду с традиционными культурами выращивали и опытные образцы, и как верно пояснял как-то в городском автобусе один пассажир другому: «Там такую клубнику выращивают, что только три ягоды в стакан и влезают».

Во всех достижениях совхоза мы поневоле принимали участие с самого четвёртого класса, когда половину первой четверти исправно ездили на совхозные поля «на картошку». Да, и по весне частенько выдёргивали нас из-за школьных парт – дёргать – полоть сорняки в совхозном саду, что имел площадь в несколько необозримых гектаров. Зимой изредка случалось овощехранилище, с переборкой гнилых корнеплодов. В общем, киснуть и загнивать на западный манер юным душам родной совхоз не давал – большое ему за то трудовое воспитание спасибо!

Кстати, о благодарности – во время зимних и весенних каникул многие классы ездили в турпоездки в европейскую часть Советского Союза, и часть стоимости путёвок азиатам оплачивал совхоз. Успели школяры  глянуть и на Киев с Кишинёвом, Житомир, Винницу, Ровно, Хмельницкий, Днепропетровск – как бы потом, спустя уж десяток лет, в ту заграницу, что день ото дня становилась всё недружественней, доехали?


И в самом начале того лета - между девятым и  выпускным, десятым классом – мы поработали месяц на «практике» на совхозных полях. Капусту, в основном, высаживали. Легко, а то и в радость временами, шла та работа, да и не переламывались мы на ней – хоть и работали исключительно взагиб, сворачиваясь часам к двум – трём дня. И за практику ту нам уж заплатили – сорок восемь рублей принёс я однажды домой, и на журнальный столик положил.


- Ничего себе! – восхитился отец. – Как потратить собираешься?


План, признаться, вырисовывался лишь один – да и тот поведать суровому отцу я бы никогда не решился. Так что…


- Так, я думал вам отдать.


- Да ну – ты что: это твои деньги – честно заработал! Потрать на что-то дельное – не на ерунду, конечно.


В том-то и беда, что существующий пока в единственном числе план уничтожения какого-то червонца делом назвать было никак нельзя. Как-то по майскому субботнему полудню был я залучен прицепом одним одноклассником в закуток кафе «Чайка», что находилось в престижном районе города. Одноклассник тот, что по положению своих родителей не нуждался ни в каких летних заработках, и был освобождён от практик, заглянул туда с подругой, ну и меня «на хвост посадил». Распили в холодке заведения бутылку шампанского, прошуршали оберткой шоколадки, да товарищ и отстегнул за удовольствие красный трудовой червонец – по-свойски запросто, без сдачи. Вот, мгновения такой красивой жизни – явно, не по средствам – мне и захотелось повторить. Но,  в качестве очаровательной подруги вести было край некого – так что, откладывалось пока мероприятие: до тех самых лучших времён.


- Только смотри – чтоб сквозь пальцы они у тебя не прошли, - зрил в корень старший брат. – Я бы на твоём месте фотоаппарат хороший купил.


Дело говорил! Только что – на хороший фотоаппарат сорока восьми рублей никак не хватало.

Надо было добавлять…

(продолжение следует)