Долгая дорога к столу или необыкновенное чутье

Владимир Макаров 3
Это было уже давно, я бы сказал очень давно. Тогда летом 1973 года, я вместе с другими работниками отдела был направлен для оказания шефской помощи в колхоз, расположенный на берегу Волги вдоль шоссе Рыбинск - Углич между деревнями Еремейцево и Охотино. Места там замечательные: широкая  из-за разлива Рыбинского водохранилища Волга, а в ней вода - чистая, много островов и заливов, в которых мы (был грех!) ловили сетью рыбу.  Стояло теплое, благодатное лето - курорт или дом отдыха! Мы тогда прекрасно и поработали и отдохнули.
Что такое шефская помощь? - спросят молодые люди. Отвечу: это добровольно принудительная поездка с основной работы в село для выполнения сезонных работ (уборка сена, картофеля, зерна).
Размещали нас тогда в домах местных жителей, причем не все хотели нас принимать, хотя им платили за постой небольшие деньги, но руководство колхоза зато разрешало им покупать на ферме молоко по себестоимости, а иногда и мясо.  Нам же редко предоставлялся ночлег в доме, а в основном просто под крышей в сарае или чердаке, обеды же нам готовила одна из наших сотрудниц. В данном случае мы стали квартирантами 70 - ти летнего старичка, ранее всю жизнь проработавшего в городе.
 Помню как мы с ним познакомились.  Привезли нас к его дому, а хозяина нет, дома была только его дочь, сорокалетняя женщина с мужем, приехавшая на выходной из города. Она предложила нам располагаться, сказав, что отец подойдет позднее и мы можем быть как дома. Мы быстро разложили вещи, набили сеном матрасы - устроились хорошо, хоть и не в самом доме. Впрочем, это было еще и лучше - в доме было душно, а мы поселились на сеновале и на полу в небольшом чулане, для теплого летнего времени это было замечательно.
Собрали стол, выложили что у кого есть, конечно, достали бутылки. Сели, стали открывать «посуду» и тут непонятно откуда и появился наш хозяин дома. Видок у него был непрезентабельный: брюки, купленые в магазине «Рабочая одежда», майка бывшая когда то синего цвета и сандали на босу ногу. Хозяин был немного выпивши, но немного. Ради нашего приезда дочка быстренько его переодела в чистую рубашку. Наконец, мы начали торжество, хозяина, а его звали дядя Дима, посадили во главе стола на венский стул. Налили по первой и тут дядя Дима, поднося стопку ко рту, желая вылить в себя ее содержимое, стал наклоняться назад вместе со стулом и, конечно, упал. Упал он в цветник, где росли георгины, космея и другие неприхотливые и не требующие ухода цветы, упал так, что из цветника видны были лишь его ноги в сандалях. Мы его быстренько подняли, отряхнули, и налили по второй. И дядя Дима опять начал падать, как и в первый раз. Мы его не удержали, и он сделал дубль, а потом повторил его, поэтому в дальнейшем, при следующих застольях мы, видя, что с ним ничего не происходит, перестали на него обращать внимание, а после первого «полета» стали убирать его в дом и уже не выпускать, чтобы он не мешал нашим разговорам, а также не мешал петь песни, которые мы так любили петь. Правда он на нас не обижался.
Началась наша работа в деревне. Не буду много говорить, но из-за хорошей погоды и прекрасной организации труда мы начинали убирать сено с 9 часов, с той поры, когда роса высыхала, потом был обеденный перерыв с 12 до 15 часов (самый зной, когда работать тяжело), но зато мы заканчивали работу в начале восьмого вечера. Конечно, в обед и после работы мы успевали сходить на Волгу выкупаться, а в обед и немного поспать. Мы ничуть не уставали и иногда вечером даже ходили за четыре километра в местный дом отдыха на танцы, а почти каждый вечер, сидя у дома, пели песни (причем хорошо пели, раз нас приходили послушать местные жители).
Бывало мы устраивали небольшие застолья, совмещенное с ужином, но вина пили только для настроения - нам и так было хорошо. Вернуться бы туда в то беззаботное время!
А что же наш хозяин? Да мы его практически не видели, он пропадал или у своих многочисленных знакомых, или сидел в местной столовой, где торговали винцом. А еще там почти каждый день было бочковое прекрасное пиво, которое так хорошо шло в жару, и мы, если проезжали мимо, всегда заходили туда!
Но мы стали замечать, что стоило нам сесть за стол и начинать открывать бутылки с вином - дядя Дима появлялся тот час! И как он про это узнавал? Что за чутье у него было? Над этой его привычкой мы стали посмеиваться, но она вошла в систему! И, теперь открывая очередную бутылку, мы смотрели вокруг, ищя нашего хозяина, и он всегда появлялся!
Но все хорошее, к сожалению, заканчивается! Прошли две недели и наступила пора уезжать.
 Утром мы пошли на работу, а после обеда я поехал на попутке в контору получать заработанные деньги и, конечно, купить на отвальную винца. Разумеется, я решил побаловать себя холодненьким пивком, посидеть в столовой, посмаковать пиво, зная, что никуда спешить не надо, а до дома меня всегда довезут знакомые шоферы или я просто дойду пешком.
Я перешел площадь перед конторой, вошел в столовую, недавнопостроенное здание из стекла и бетона, взял я пару кружек, сел я у громадного окна, посмотрел, на контору, на стоящие грузовики, и стало мне немного грустно, что такое замечательное время закончилось. В столовой было жарко и душно, но я расчитывал, что возьму еще кружечку, а потом пойду в магазин за вином и поеду домой. И тут вижу, как со стороны  магазина, находящегося под одной крышей со столовой, идет сильно шатаясь, как будто на улице дует сильный ветер, наш хозяин дядя Дима. Встречаться с ним мне совсем не хотелось - зачем слушать пустопорожние разговоры? Вижу он направился в столовую и, не заметив меня, сел за свободный столик. Потом взял на раздаче стакан, достал из кармана «маленькую» и налил в стакан водку. Надо сказать, что несмотря на объявление, что принесенные  с собой напитки распивать их в столовой запрещено, буфетчица знакомых людей никогда не гоняла - пустая посуда оставалась ей. И тут все было бы без проблем, но в столовую как раз зашел перекусить милиционер из райцентра. Увидев непорядок, он взял и «маленькую» и стакан с водкой, и, выйдя из столовой, на глазах у дяди Димы вылил на землю их содержимое, а пустую чекушку ему вернул. Дядя Дима встал в позу боксера и тут я понял, что попить пива мне не удастся! Я подошел к нему и стал успокаивать, говоря, что мы сейчас поедем домой, а там я налью ему вина. Но мне надо было еще купить вина в магазине! Вывел я старика из столовой, завернули мы за угол, посадил я его на травку около куста у входа в магазин и сказал, чтобы он никуда не уходил, да он и стоять на ногах еле мог!
 А в магазине на мое счастье никого не было! Немного отвлекусь: в нашей семье есть такое понятие «сельский магазин» - это явление всегда можно наблюдать на селе, когда приходишь в магазин, а там совсем маленькая очередь - два-три покупателя, но тут начинается самое «интересное». Старушка-купательница начинает покупать продукты, берет то одно, то другое, просит «свешать» то крупы, то песку, то начинает рассказывать что у них дома случилось, то продавщица порекомендует ей вкусные по ее мнению конфеты или свежие пряники, короче полчаса на обслуживание одной покупательницы уходит! А то еще местный механизатор приедет  за «горючим» и закуской, а ведь он на работе и ему надо срочно, потом другой - так и час простоишь!
 Но тут никого у прилавка нет! Я быстро купил водки и вина, конфет или шоколадку (не помню!) для поварихи, пару буханок хлеба  и вышел на улицу.
А где же дядя Дима?! Его не было! Я обошел столовую и магазин, заглянул за стоящую недалеко трансформаторную будку, потом зашел в контору - вдруг его туда занесло? Встретился мне и милиционер, которого я тоже спросил - бесполезно! Я до сих пор не знаю, куда исчез наш хозяин!? Но не искать же мне его? Ничего с ним не должно случится: на улице тепло, выспится где нибудь и доберется до дома. А меня ведь ждут ребята и накрытый стол!
На мое счастье мимо проезжал топливозаправщик, а в нем знакомый шофер, живущий рядом с нашей деревней, так что долго ждать или идти пешком мне не пришлось.
 Скоро с купанья пришли ребята и я рассказал им о том, что случилось. Похихиками. Посмеялись. Сказали, что к началу отвальной и открытию первой бутылки хозяин появится, и снова посмеялись. Наконец, стол был накрыт, водка поставлена в ведро с холодной колодезной водой. Все готово для праздника. Сели мы за стол и я привычным движением руки достал из ведра бутылку и стал ее  открывать, при этом поднял глаза и, о , чудо!!! увидел такую знакомую фигуру дяди Димы, появившуюся из-за угла улицы и с трудом идущую вдоль забора держась за штакетник. Мы все долго смеялись и даже ржали пока дядя Дима дошел до калитки (а это заняло минут десять). Увидев накрытый стол, и, главное, бутылки, он, воодушевился и, шатаясь, было направился к нему. Но мы были уже начеку и, подхватив его под руки, быстренько унесли в дом, положили на диван и закрыли дверь, чтобы он не вылезал. Он некоторое время стучал в окно, как стучится попавшая в дом муха, а потом затих. Утром он ничего не не помнил!
Прошло много-много лет почти все участники этого события уже не с нами, остались только воспоминания о тех замечательных временах.
А все таки интересно куда исчез дядя Дима от магазина и как он в таком состоянии преодолел четыре километра за четыре часа!? А главное, как он всегда чувствовал, когда будет выпивка?
 И еще один вопрос: что бы с ним было, если бы милиционер не отнял у него чекушку? Где бы он потом нашелся?
В этом рассказе я ничего не добавил, но немного сократил и убрал некоторые эпизоды достаточно смешные и интересные.
Сейчас, проезжая мимо этих мест, я всегда вспоминаю то время и становится грустно, видя разрушенные колхозные строения и заросшие поля, и совсем не радостные чувства возникают, когда видишь коттеджи на самых красивых местах той округи.
Много интересных, а порой загадочных историй произошло в моей жизни, были они и в этом колхозе, и если вам понравился мой рассказ, то я готов рассказать вам и другие, а их - много!
На фото наш обед, но дяди Димы здесь нет.