100 дней войны в Израиле

Ася Котляр
"Дорогие мои аиды , дорогие мои собратья
пусть минуют ваш дом обиды ,пусть минуют ваш дом проклятья
Пусть сиянье звезды Давида принесет вам тихое счастье
Дорогие мои аиды , дорогие мои собратья..."
Это припев одной из моих любимых песен Аллы Ёшпе и Стахана Рахимова, да будет благословенна их память.
Сегодня ровно 100 дней с той страшной даты, 7 октября 2023 года, когда мир поделился на "до" и "после".
В истории всегда существует это "до"  и "после", когда понимаешь, что мир никогда уже не будет прежним.
Появилось странное чувство: я перестала чувствовать, что мы, евреи, разрознены, что мы находимся в разных частях света, в разных странах, что между нами тысячи километров и много пограничных столбов. Горе и радость сближают людей, но радость сближает ближний круг, а горе сроднило нас всех..
Я бы и близко не задумывалась об этом, если бы не 7 октября.  Очень люблю Израиль - там живёт моя семья: тётушки, братья, их семьи, племянники, близкие друзья, знакомые. Но такого ощущения близости и единения с исторической Родиной у меня не было никогда. , даже когда я туда приезжала.
Впервые у меня появилось такое ощущение сопричастности, когда я писала книгу "Правдивые истории еврейского местечка Черняхов" по дневникам удивительного человека, деда Изи, как мы его все называли. Идл Айзман писал свои дневники через много лет после той страшной войны, уже живя в Израиле. И тогда эти дневники стали для меня настоящей "машиной времени": каким-то образом я не только увидела, но и почувствовала, ощутила кожей и сердцем, насколько страшен Холокост.
Такой же машиной времени стала для меня эта дата: 7 октября 2023 года. Я не знаю, удастся ли когда-нибудь забыть этот ужас, пережитый за тех, кто был там, но мне почему-то кажется, что никогда. Никогда не будет так, как было до 7 октября прошлого года.
Странное ощущение бессилия поселилось в моей душе, и я не знаю, что с этим делать. Оно стало каким-то фоном: вроде ты что-то делаешь, куда-то идёшь, что-то читаешь или смотришь, а в голове звонит колокол. Я стала другой: жёсткой и непримиримой к некоторым вещам и людям.
Я безропотно блокирую и исключаю из реальной и виртуальной жизни друзей, для которых Израиль стал "оккупантом и убийцей бедных палестинцев". Эти люди и понятия не имеют ни об Израиле, ни о палестинцах, ни о Хамасе, ни о хуситах... Они из диванных вирусологов превратились в политологов и военных обозревателей и уверенно несут миру какую-то свою "кривду".
Пацифист по своей сути, радеющий за мир и любовь во всём мире, я стала фанатично следить за военными действиями и радоваться каждой победе Израиля, пусть даже самой незначительной. Я радуюсь известию о ликвидации лидеров террористов, как будто получила какой-то дорогой подарок. Понимаю, что это ужасно, но в голове сразу срабатывает колокол: 7 октября, 126 неосвобождённых заложников, почти 1400 убитых, сожжённых ни в чём не повинных людей и почти 200 прекрасных молодых людей, отдавших свои жизни за существование их страны... И всё становится на свои места.

Я написала новую пьесу, которая далась мне так нелегко, как не давалась ни одна из 45 моих пьес. Сейчас мы начинаем в нашем театре "Шатиль" над ней работать, хотя, если честно, я не представляю, как режиссёр справится с этой задачей, если я сама пережила катарсис, когда её писала. О чём пьеса? О двух Хануках: 1923 года и 2023 года. И там и там погромы. Я до сих пор не могу вернуться, чтобы прочитать то, что написала - всё то же ощущение бессилия.
У меня такое чувство, что мы все сейчас в туннеле. Бродим в поисках Света. Мы точно знаем, что Свет будет - его просто не может не быть. Боль останется - нам теперь с этим жить, как живём уже много лет с той, прошлой болью. Она немного притупится, станет полупрозрачной, почти не ощущаемой.

Сегодня в Клайпеде состоялся митинг. Спасибо нашему Феликсу Пуземскому, председателю еврейской общины города! На улице слякоть, мокрый снег, холод, а люди пришли. Не только евреи. Спасибо властям города Литве за поддержку такой инициативы. И звучал колокол - есть у на такое место в Клайпеде, где он стоит. От его звука пробирала дрожь, хотелось плакать и прижаться душой к кому-то очень сильному, для которого подвластно всё происходящее сейчас на Земле.
Дорогие мои аиды, дорогие мои собратья!
Чтоб вы все были здоровы!
Чтобы никогда не повторилась трагедия, которой сегодня ровно 100 дней...

Зай гизунт!

Ам Исраэль Хай!

Фейсбук:
https://fb.watch/pzSMU9a9Sv/

14.01.2024.