Установление Советской власти в Средней Азии! Ч-7

Валерий Кремль
Успехи и достижения трудящихся Средней Азии

В ноябре 1920 г. войска Южного фронта штурмом взяли Перекоп и освободили Крым, сбросив в Черное море остатки разбитой армии барона Врангеля. Командующий Южным фронтом М. В. Фрунзе телеграфировал в Москву В. И. Ленину, Центральному Комитету партии: «Армии фронта свой долг перед Республикой выполнили. Последнее гнездо российской контрреволюции разорено...»{260}.

На всю страну прозвучало обращение VIII Всероссийского съезда Советов, собравшегося в Москве в декабре 1920 г.: «Трудящиеся России, этими тремя годами величайших лишений, кровавых жертв вы завоевали себе право приступить к мирному труду. Отдадим же этому труду все силы. Пусть не будет на нашей Советской земле ни одного человека, способного к труду и неработающего. Пусть не будет ни одного станка, стоящего втуне. Пусть не останется не засеянной ни одной десятины пахотной земли...

Победители Колчака, Деникина, Юденича и Врангеля, высший орган власти в стране, Всероссийский съезд Советов, зовет нас на новую борьбу и к новым победам.

Да здравствует наша победа на трудовом фронте!».

X съезд РКП(б), состоявшийся в марте 1921 г., наметил программу борьбы за восстановление и подъем экономики. Съезд по докладу В. И. Ленина принял решение о переходе к новой экономической политике (нэп). Переход к нэпу укреплял союз рабочих и крестьян на прочной экономической основе, создавал необходимые предпосылки для успешного восстановления и развития народного хозяйства.

В Средней Азии трудящимся пришлось столкнуться с большими трудностями. Послевоенная экономическая разруха — огромная по стране в целом — была в Туркестане особенно тягостной. К началу 1921 г. продукция сельского хозяйства уменьшилась по сравнению с довоенным временем в три раза. Так же втрое сократилось поголовье скота. Половина ирригационных сооружений пришла за время войны в негодность. В 1915 г. было собрано 20 млн. пудов хлопка, а в 1920 г. — 650 тыс. пудов.

В пять раз сократилось и без того не слишком значительное [91] промышленное производство. В бедственном положении находился транспорт.

Трудящиеся Средней Азии, засучив рукава, взялись за восстановление народного хозяйства. Шедшее первоначально медленнее, чем в центральных районах России, восстановление экономики Туркестана в дальнейшем все более набирало темпы. В 1924–1925 гг. валовая продукция промышленности достигла почти четырех пятых довоенного уровня.

Приводилась в порядок ирригационная сеть, росли посевы хлопчатника. Уже в 1923 г. было собрано 7 млн. пудов хлопка. Постепенно возрождалась экономика Бухарской и Хорезмской республик.

Правительство РСФСР оказывало всестороннюю помощь трудящимся Средней Азии. Туда направлялись промышленные товары, медикаменты, оборудование для восстановления ирригации. РСФСР предоставила республикам Средней Азии значительные финансовые средства. Из Москвы, Ленинграда и других городов центра в Ташкент, Самарканд, Ашхабад, Ходжент, Бухару ехали специалисты — инженеры и врачи, научные работники и учителя.

Особое значение имело перебазирование в Среднюю Азию промышленных предприятий. Так, Бухарской республике были безвозмездно переданы Зарайская ткацко-прядильная фабрика, оборудование для текстильного, бумажного, кожевенного, мыловаренного предприятий.

Продолжалось осуществление социально-экономических реформ в Туркестанской республике. В 1921–1922 гг. в Семиреченской, Сырдарьинской, Ферганской и Самаркандской областях проводилась земельно-водная реформа, расширялись и углублялись революционные преобразования в Бухаре и Хорезме. Трудящиеся казахи, каракалпаки, киргизы, таджики, туркмены, узбеки все больше вовлекались в строительство новой жизни.

Быстро росла массовая организация трудящегося дехканства — союз «Кошчи». К концу 1921 г. в его рядах насчитывалось по Туркестану около 100 тыс. крестьян коренных национальностей, а в 1924 г. союз объединял уже до 200 тыс. человек.

Все шире развертывалось культурное строительство: создавались школы с обучением на родном языке, готовились новые кадры, проводилась огромная культурно-просветительная работа. В организации школ, детских домов, музыкальных и драматических трупп, библиотек, «красных чайхан», кружков ликбеза активно участвовал великий узбекский просветитель Хамза Хаким-заде Ниязи.

Прославленный узбекский кинорежиссер Камиль Ярматов, активный участник борьбы с басмачами (в 1922 г. он был начальником милиции и командиром ЧОН в Канибадаме) вспоминает, как в Канибадам приехал из Коканда театр, руководимый [92] Хамзой. «Хамза со своими артистами разъезжал не только по городам и кишлакам Ферганской области, но и по всему обширному Туркестанскому фронту... Они несли в массы большевистскую правду, разоблачая и осмеивая басмачей, исламистов, автономистов, националистов, реакционных мулл и прочих контрреволюционеров. Репертуар их состоял из коротких, одно-двухактных пьес, скетчей, водевилей, «агитплакатов».. Актеры умели петь и танцевать, а нередко им приходилось прямо со сцены, в гриме и костюмах, уходить в бой»{262}.

Коммунистическая партия уделяла огромное внимание правильному решению национального вопроса, сплочению всех народов страны в единую братскую семью строителей социализма.

Важнейшим событием было создание в декабре 1922 г. единого советского многонационального государства — Союза Советских Социалистических Республик. Образование СССР в огромной степени облегчило всем народам страны борьбу за ликвидацию отсталости, за преодоление сопротивления эксплуататорских классов, за развитие экономики и культуры, содействовало движению к социализму.

В 1924–1925 гг. в Средней Азии произошло событие огромной исторической важности — национально-государственное размежевание. Одним из условий осуществления этого акта была успешная борьба с басмачеством в Фергане, Бухаре, Хорезме и других местах.

Народы Средней Азии не имели ранее национальной государственности. Все три государственных образования, существовавшие в Средней Азии в начале 20-х годов, — Туркестанская, Бухарская и Хорезмская республики — были многонациональными. Их административные границы не совпадали с границами этническими. В Туркестанской республике, например, жили узбеки, таджики, туркмены, киргизы, казахи, каракалпаки, но никто из них не составлял здесь абсолютного большинства. Туркмены жили во всех трех республиках, но нигде не составляли большинства. Таджики жили в Туркестанской и Бухарской республиках и тоже не составляли большинства. Киргизы в основном жили в Туркестане, однако по отношению ко всему населению республики их было менее 11%.

В условиях советского строя стало возможным объединение разорванных и разобщенных в дореволюционном прошлом территорий, где жили узбеки, туркмены, таджики, казахи, киргизы, каракалпаки, воссоединение их в национально однородных советских республиках и автономных областях.

В 1924 г. эта задача стала на повестку дня. К тому времени все три среднеазиатские советские республики добились значительных успехов. Восстановление народного хозяйства, упрочение советского строя, рост национальных кадров создавали необходимые предпосылки для проведения национально-государственного [93] размежевания. Среднеазиатские республики крепили связи между собой по всем линиям.

В марте 1923 г. Туркестанская АССР, Бухарская и Хорезмская республики решили объединить усилия в выполнении хозяйственных планов. Экономическое объединение имело особо важное значение для БНСР и ХНСР, так как способствовало их движению по социалистическому пути развития, что было важным условием дальнейшей мобилизации экономических ресурсов и средств всех народов Средней Азии на борьбу с басмачеством. В то же время оно было показателем силы и влияния в Средней Азии ленинской национальной политики, политики дружбы народов. Оба этих фактора сыграли первостепенную роль в разгроме басмачества.

ЦК РКП (б) одобрил инициативу местных партийных и советских организаций и 12 июня 1924 г. принял постановление «О национальном размежевании республик Средней Азии (Туркестана, Бухары и Хорезма)».

В сентябре 1924 г. Чрезвычайная сессия ЦИК Туркестанской республики, Всебухарский и Всехорезмский курултаи высказались за проведение национально-территориального размежевания. Сессии ЦИК СССР в октябре одобрила эти решения.

Специальная комиссия Среднеазиатского бюро ЦК РКП (б) провела огромную работу по изучению национального состава населения, по установлению этнических границ (что было весьма сложным делом ввиду чересполосицы расселения различных национальностей), по выяснению экономических и культурных связей отдельных районов, по распределению имущества и капиталов хозяйственных организаций и учреждений.

Вместо Туркестанской, Бухарской и Хорезмской республик возникли Узбекская и Туркменская Советские Социалистические Республики, Таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика, Каракалпакская автономная область{263} и Кара-Киргизская автономная область{264}. Казахские районы Туркестанской республики были воссоединены с Казахской АССР (тогда она входила в состав РСФСР). Узбекская и Туркменская республики в мае 1925 г. вошли в состав СССР.

Одновременно с национальным размежеванием создавались Коммунистические партии Узбекистана, Туркмении, а также областные партийные организации Таджикистана, Киргизии, Каракалпакии.

Создание национальных советских республик и областей было выдающимся событием в истории народов Средней Азии. Совершенно безболезненно была осуществлена сложнейшая задача воссоединения народов, установления национальных границ, создания национальной советской государственности. Это создало новые возможности для дальнейшего политического, экономического, культурного развития народов Средней Азии, роста национальных кадров, укрепления советского строя. [94]

Национальное размежевание Средней Азии, исторически созревшее к середине 20-х годов, было выражением объективных тенденций развития среднеазиатских народов в условиях Советской власти. Оно ликвидировало искусственные образования, унаследованные от времен феодальной раздробленности и колониального рабства, способствовало преодолению национальных противоречий, межнационального недоверия, оставшихся от дореволюционного прошлого.

Объединение народов Средней Азии с другими народами России, прежде всего с русским народом, означало усиление их политико-экономических позиций, военной мощи, что облегчило решение исторической задачи построения социализма, минуя капиталистическую стадию, задачи, поставленной В. И. Лениным.