Павел Рудаков - киноактер и куплетист

Александр Бастрыкин
Я совсем недавно узнал, что Павел Рудаков, популярный в своё советский  артист эстрады, киноактёр и куплетист, Народный артист РФ (1992), известный  по эстрадному дуэту «Рудаков и Нечаев», значительную часть жизни прожил в Ленинграде и Санкт-Петербурге.
В 50-70-е годы этот дует был очень любим зрителями и его часто показывали по телевизору.

Родился Павел Васильевич в 1915 году в Туле. Работал слесарем на Тульском оружейном заводе. В 30-е гг. некоторое время был коверным в цирке в паре с Николаем Антоновым (сценические псевдонимы - Руд и Ант). Затем конферансье Крымской филармонии.

С 1941 на фронте, командовал батареей. После победы над Германией оказался на Дальнем Востоке в составе воинской части, которая готовилась к войне с Японией. Здесь встретился с другим офицером-Вениамином Нечаевым, с которым они стали партнёрами по выступлениям в самодеятельности Хабаровского дома офицеров.

После демобилизации дуэт три  года работал в Дальневосточной филармонии, где они конферировали, играли сценки, исполняли сатирические куплеты, которые и стали их основным жанром. Куплеты исполнялись под собственный аккомпанемент Рудакова на концертино и Нечаева на гитаре.

Первые их куплеты «Кому как, а нам нравится» — о победе, о фронтовиках (автор В. Креслов, бывший сослуживец Рудакова). Эти куплеты долго сохранялись в репертуаре при постоянно обновляющемся содержании.

В 1948 году в Ленинграде на первый концерт с их участием появилась разгромная рецензия, которая, как это обычно бывает, принесла им в городе известность.

Свои выступления артисты заканчивали куплетами, ставшими их основным жанром. Они стали исполнять четырехстрочные куплеты на легко запоминающуюся, ставшую их «фирменной» мелодию, подслушанную Рудаковым еще в старом цирке. За  17 лет совместной работы лишь однажды они исполнили куплеты на мелодию известной песни «Вечерком на реке» Б. Мокроусова.

Прием исполнения был прост. Нечаев проговаривал первые строчки, а ударную концовку «выдавал» Рудаков. Каждый нашел свою маску, свою манеру подачи куплетов. Полноватый Нечаев был резонером. Он как бы все знал, во всем разбирался, любил поучать и относился к партнеру свысока, насмешливо. Рудаков — комик, выглядел простоватым, недалеким, но именно он приходил к правильным, хотя иногда и парадоксальным выводам. Порой казалось, что они бесстрастно «докладывают» под музыку текст. Такая манера была проявлением тонкого понимания жанра применительно к созданным маскам.

В 50-е годы - время «оттепели», когда поощрялись оперативность, злободневность, даже острота (естественно,  Рудаков и Нечаев стали постоянными участниками многочисленных концертов в дни партийных съездов и всесоюзных совещаний, телевизионных "Огоньков".

Обычно артистов и их постоянных авторов (В. Константинов и Б. Рацер, Я. Грей, А. Мерлин и другие) знакомили утром с докладом Н. Хрущева, вечером в концерте артисты отыгрывали затронутые в этом докладе темы. Создавалось впечатление, что куплеты рождались на сцене экспромтом. Репертуар приходилось менять чуть не каждый день. По сути это  было как бы возрождением старого куплетного принципа «Утром в газете — вечером в куплете».

Артисты часто даже не успевали выучить текст. В таких случаях Нечаев по примеру старых куплетистов-«злобистов» прикреплял текст к гитаре, зрители не замечали «шпаргалки». Рудакову было труднее, концертино — инструмент миниатюрный. Оставалось надеяться только на то, что, пока Нечаев исполняет первые строчки, можно будет по смыслу вспомнить «сброс».

Рудаков рассказывал, что, случалось, - Нечаев уже заканчивал свой текст, а он никак не мог вспомнить: что дальше? И после небольшой паузы действительно выдавал экспромт!

В 50-е гг. они были среди самых популярных артистов эстрады, и стали, по существу, приметой того времени. Не случайно создатели фильма «Москва слезам не верит», действие которого происходит в 50-е гг., пригласили дуэт в картину, и они, воссоединившись, своими «старыми» куплетами придали фильму еще большую достоверность.

Большой популярностью пользовалась песенка, написанная Рудаковым и Георгием Титовым на музыку Нечаева «Мишка» («Мишка, Мишка, где твоя улыбка?..)

В 1962 году дуэт распался. Рудаков продолжал выступать со Станиславом Лавровым (1963-1965), Борисом Бариновым, другими партнёрами и передавал свой опыт молодым артистам.

Павел Рудаков снимался и в кинофильмах: «Бумажные глаза Пришвина», «Москва слезам не верит», «Удар! Ещё удар!», «Сказки русского леса», «В первый час», «Голубой огонёк-1964 (фильм-спектакль)»,» Не имей сто рублей», «Улица полна неожиданностей», «Долгая правда».

Павел Васильевич ушел из жизни 16 января 1993 года. Похоронен на Волховском кладбище в Санкт Петербурге.