Разговор о важном. Святочный рассказ

Котенко Татьяна
Как мы с Гришей проводили урок «Разговор о важном»

Детское комбинированное творчество

Святочный рассказ

1.
     Марь Сергеевна не скрывала, что огорчена нашим весёлым настроением на таком серьёзном классном часе. А разве мы виноваты, что весь класс родился в год обезьяны по восточному календарю, а наша классная в год дракона?  У нас просто харизмы разные. Вот биологичка – другое дело. Понимает, что святки наступили! Пошла с нами на сдвоенной биологии на каток. Ушли втихаря, главное –  по звонку благочинно сидели на седьмом уроке, хотя биологичка на свой седьмой опоздала!
      Когда Марь Сергеевна попросила задержаться старосте после классного часа, у меня в голове даже ничего не ёкнуло. А когда она дала мне персональное задание провести Разговор о Важном в подшефном классе, насторожилась: «Неужели кто-то настучал, что это я самая идейная в классе?!». 
      Когда  «вернулась» онлайн на орбиту Марь Сергеевны, услышала, как она добавила: «Вместе с Гришей. Возьмёте тему, которую готовили в нашем классе. Вы люди творческие, справитесь. Знаешь, Света, могу только с тобой пооткровенничать. Мне не очень нравится формат Важных Разговоров, предложенный Министерством образования. Подход новый, а формат старый. Учитель готовит, говорит весь урок, а дети пассивно внемлют. Опять, как и раньше, продолжаем воспитывать потребителей. А хочется активного диалога! Да, диалога! Хочется мотивировать каждого на осознанный поступок. Надо, наконец, разбудить общественное сознание ребят. Не забудь, вместе с Гришей! Он поможет».

         Я огорчилась. Марь Сергеевна сделала вид, что не заметила моей мимики и добавила: «Он победил в конкурсе политплакатов. Умный мальчик. Хорошо рисует. Вместе справитесь!».

-Видела я этот плакат. Ничего особенного. Два в одном: близнецы – братья! На обоих нарисована женщина, на которую почти в упор направлено дуло какого-то танка, а за танком -  много женщин с флажками.
- Света, плакаты – это не комиксы. Надо читать написанный текст и включать голову. Главное – в плакатах есть сила духа и духовность автора!

       Пришлось прочитать. На одном плакате написано «Великая Отечественная», на втором – «Наши дни». На первом – женщина с красным флагом СССР. На неё   направлено дуло танка, за которым развевается коричневый флаг со свастикой. На втором – женщина с российским триколором, против неё - тот же танк со свастикой и много флагов. Самый большой – жёлто-голубой и где-то ещё двадцать разных цветов. Распознать можно американский и британский, остальные нечёткие, мелкие. Ничего особенного! Я бы женщин и флаги нарисовала лучше и ярче, ну а танки, которые стреляют в женщину, срисовала бы из Интернета.  ОБЖисту плакат почему-то тоже понравился: «Да, умный мальчик. Далеко пойдёт. Жаль, что сейчас не проводятся всероссийские конкурсы».
 
      Конечно, у Гриши дед в шахматы играет, учит его уму-разуму, подсказывает по жизни что надо, а мой – в домино по вечерам стучит да Деда Мороза на утренниках изображает. Ладно, прорвёмся в герои! Посмотрим ещё, кто умнее: я или Гриша. Пусть я не художница, но – я актриса!
      Пришлось инициативу взять в свои руки, поручить Грише провести соцопрос и узнать у пятиклассников, что для них самое важное.
-А я и без опроса знаю. Рубятся в телефонах, играют в «Летели лебеди» и стебутся, пардон, мусолят всех.
-А надо что мусолить?!
-Надо, чтобы обсуждали новости в жизни, искусстве, спорте …
-Какой ты скучный! Обсуждать будем сказку. Сегодня после уроков приходишь к нам домой, будем репетировать. Мой дед поможет!
-Тогда я приду не один, а тоже с дедом! – почему-то обрадовался Гриша.

2.
      Марья Сергеевна вошла в кабинет и заняла своё почётное гостевое место за последней партой. Пятиклассники при появлении учительницы насторожились, а кое-кто приуныл. Гриша повесил на доску современную политическую карту Ближнего Востока, а я вывела через проектор на экран карту Древнего мира.
      Мы с Гришей едва успели объявить тему Разговора о Важном «Связь времён: Прошлое и Настоящее Финикии», как ребята сразу оживились, загалдели.  Показали на карте Синайский полуостров, а на восточном побережье Средиземного моря Финикию. Сказали, что река Иордан впадает в Мёртвое море.
      Юные туристы-путешественники даже поведали, что вода в море настолько солёная, что там нет никакой жизни. Соль лежит на берегу целыми грудами. Горы над Мёртвым морем покрыты вулканической лавой и раскалены солнцем. На многие вопросы кроссворда отвечали весело, что-то вспоминали, а что-то говорили наугад. Поведали, что название Финикия произошло от греческого – страна пурпура. Здесь изготавливали пурпурные ткани из найденной краски – пурпура. Люди занимались торговлей, скотоводством, ремеслом, судоходством. Были и пираты – морские разбойники, они грабили корабли!

-Ребята, это красивое Прошлое страны Финикии, а теперь мы отправимся в Настоящее. На территории этой страны сегодня расположена Палестина. – Гриша показал её на политической карте. – Хотите туда отправиться?! Точно? А поможет нам в этом сказка!

-Не удивляйтесь! Садитесь удобнее, смотрите и слушайте. У нас в гостях герои русской народной сказки «Зайкина избушка». Правильно! Герои – Заяц и Лиса.
-Помните? Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Пришла весна — красна, у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Только у нас в сказке будут Зайка и Лис!

-Знакомимся!  Я – Зайка, меня зовут Палестинка, я добрая, трудолюбивая, но пугливая. Построила лубяную избушку. Вот она, в углу, возле зелёной ёлочки, - Света надела на лицо полумаску зайца, зашла за фанерный домик, выглянула в окно и помахала ребятам рукой. - Хо-ро-шооо! Лесом пахнет и морским воздухом!

-Ребята, а я смелый, храбрый и, конечно, хитрый Лис, - улыбнулся Гриша, который тоже надел на лицо маску, - а зовут меня ИзраЭль. У меня вообще не было никогда своей избушки. Я скитаюсь по белу свету. Может быть, среди вас есть добрые люди, пУстите меня переночевать? А что это за избушка такая красивая? Кто в ней живёт?
-Я живу! Зайка! Зовут меня Палестинка.
-А пусти меня переночевать?

     В этом момент несколько одиноких голосов сочувственно прокричали: «Не пускай его! Он тебя выгонит!». Чуть сказку не испортили и урок не сорвали!
-Хорошо! Заходи! А я в лес схожу за грибами-яблоками. Вернусь – тебя угощу!

    Лис ИзраЭль зашёл за избушку, выглянул в окно, посмотрел на ребят хитро-хитро.
-Смотрю, у вас всех места много, а у меня мало. Мне и одному здесь что-то тесно. Не пущу я сюда назад Зайку Палестинку. Пусть себе новую избушку строит!
В это время вернулась Палестинка, услышала слова Лиса, выронила корзинку с яблоками и расплакалась.

-Как же так?! Это моя избушка! Здесь и родители мои жили, а ты меня из хаты выгоняешь! Но знай, у меня есть защитники! Я всех Птичек позову! Они тебя заклюют!
-Воробьёв что ли позовёшь?! Ха-ха-ха! Они трусливее тебя! А у меня друзья Ястребы! Они Воробьям не по зубам! Ястребы их сами всех заклюют!
-А я друга Медведя позову! Он большой, сильный и смелый! Он тебя точно выгонит!
-Не выгонит! Он слишком долго спит в своей берлоге! У него зимняя спячка!

-Тогда я Волка позову! Он тебя выгонит!
-Не выгонит! Волки все перевелись на свете. Остались одни шакалы. А шакалы падкие на падаль. Интересуются мёртвыми, а живые и упитанные их не интересуют.

    Палестинка горько заплакала, не зная, как ей быть. В это время открылась дверь классного кабинета и на пороге показался новый герой – большой-пребольшой Петух, в красной рубахе и красных узорных сапожках, с косой в руках. За спиной - яркий хвост из перьев. Пятиклассники захлопали и победно закричали «Ура!!!».

    Петух сапогами затопал, крыльями захлопал, да как закричит:
-Ку-ка-ре-ку!!! Иду в красных сапогах, несу косу на плечах, хочу Лиса посечи, слезай-ка, Лис, с печи! Ку-ка-ре-ку!!!
-Собираюсь! Одеваюсь! Обуваюсь! -  начал в страхе выкрикивать Лис.
-На этом сказочке конец! – с улыбкой сказала Света.
– Ку-ка-ре-ку!!!- Петух прошелся победной лезгинкой по классу. - А вот Разговор о Важном продолжится!

       Самыми Важными для ребят оказались вопросы о Петухе, а потом всё остальное. Кого Петух олицетворяет? У него хвост словно крылья! Наверное, это Архангел Михаил! Он спасёт Палестинку? Нет, это Архангел Гавриил! Нет, это Смерть с косой! А что, он войну Лису объявит?  Ястребы - это что, Америка?!  А почему это Медведь спит до сих пор? Он что, заколдованный?! А кто его разбудит? А кто хочет занять земли Палестины? А почему Израиль так нехорошо поступает? Наша страна этот народ всегда защищала! А вот почему в войну евреев уничтожали? А почему сегодня русских все троллят?! А за кого сегодня Россия, за ИзраЭля или за Палестинку? А что, сегодня где-то война идёт?!?!

    Вопросы сыпались, как из рога изобилия.Свету и Гришу переполняло чувство лёгкой усталости и радости на душе, словно они только что покорили горную вершину. Ошарашенные активностью пятиклассников, они даже немного растерялись от такого натиска интересов, но спасла всех Марья Сергеевна, учитель истории. Она заняла почётное место у классной доски, готовая к Важному бою. Марья Сергеевна была рада, что сказка разбудила интерес детей к жизни и пробудила в её учениках чувство ответственности.