Вечные игра в шахматы часть 36

Александр Крапивин Эльф
Вечные игра в шахматы часть 36

Медицина Древнего Египта

С развитой медициной Египет ассоциировался еще в древности: очень часто главными врачами при дворах царей Вавилона, Ассирии, Греции, Рима были именно выходцы с берегов Нила, прославленные своим лекарским искусством. Это неудивительно, ведь древнейшие египетские медицинские тексты датируются первой половиной III тысячелетия до нашей эры. Фармакопея и сам перечень болезней, подлежащих излечению, которые мы знаем благодаря многочисленным специализированным папирусам лекарей, сохранившимся до наших дней, - поражают.
 
Статуя богини Сехмет, покровительницы медицины в Древнем Египте. Гранит. XV в. до н.э.
Знание строения человеческого тела, внутренних органов и их функций пришло к египтянам очень рано вместе с расширением практики мумификации. Судя по сохранившимся данным, египетские врачи были хорошо осведомлены о многом и впервые установили функцию сердца, которое воспринималась как жизненный центр, перекачивающий кровь по 22 основным сосудам тела, переходящим в разветвленные дополнительные сосуды. «Начало тайн врача, - говорится в тексте знаменитого «папируса Эберса» (XV в. до н.э., Лейпциг), – знания хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сехмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену…» Интересно, что наряду с этими сосудами египетский врач писал и об их аналогах в другом теле – незримом Ка - «двойнике» человека, связанном с лечением при помощи магических ритуалов.
Каждый рецепт, включал как медикаментозное лечение, так и магические практики, которые были неотъемлемой частью медицины в древности. В некоторых свитках врачу рекомендовано, прежде всего, определиться с прогнозом: «заболевание, которое я вылечу», «заболевание, с которым я буду бороться» и «неизлечимое заболевание».
 
«Стол хирурга». Рельеф на стене храма Хорура и Себека в Ком Омбо. II в. до н.э.
Мумификация породила в Египте сильную хирургию. В «Хирургическом папирусе Эдвина Смита», датированном XVI веком до нашей эры, описывается 48 видов травм и способов их лечения: упоминаются методики правильной репозиции костей при переломах, лечение опухолей и ушибов, гематом.
Как минимум с XX века до нашей эры тяжелые операции, например, трепанация черепа, проводились с обезболиванием. Для этого на территорию Египта ввозились экстракты опийного мака, выращивавшегося на Кипре. Этим средством наполняли особые керамические сосуды, своей формой напоминающие перевернутую маковую коробочку, подлежавшие обязательному учету в храмовых больницах. Было распространено в Египте и протезирование: мосты из выпавших зубов или их заменителей, выполненных из слоновой кости, монтировались с помощью золотой проволоки; утерянные в результате несчастных случаев фрагменты конечностей замещались их протезами, выполненными весьма искусно из дерева. Примеры таких протезов хранятся во многих музеях мира.
 
Фрагмент стопы мумии с деревянным протезом большого пальца. XV в. до н.
Древнеегипетская медицина всегда была сильна развитой специализацией. Наиболее значимые ее области – это хирургия и травматология, офтальмология, гинекология. «Кахунский гинекологический папирус», созданный в XIX веке до нашей эры и хранящийся в настоящее время в Лондоне, помимо описания известных женских заболеваний содержит еще и древнейшие упоминания противозачаточного средства, которое делалось из фрагмента мягкой, губчатой сердцевины папируса, пропитанной кислой субстанцией, убивающей сперматозоиды и изготовлявшейся из экскрементов крокодила и скисшего молока. Существуют даже древнейшие тесты на беременность, когда политые мочой беременной зерна особого сорта пшеницы и ячменя трактовались как показатели пола будущего ребенка. В «папирусе Эберса» упоминается лекарство, которое было некогда изготовлено самой богиней Исидой. «Если дать это лекарство человеку, страдающему от любой головной болезни, чего-то нехорошего и дурного, - гласит текст, - то он моментально поправится».
 
Стела с изображением Рома, «привратника храма богини Ашторет», страдающего полиомиелитом. XIVв. до н.э.
Покровительницей медицины в Египте была Сехмет – гневная солнечная богиня с головой львицы, напускающая эпидемии, эпизоотии, чуму, неукротимых духов болезни, которые понимались как шесеру - огненные змеи-стрелы, выпущенные богиней из лука, либо как ипутиу – незримые душители, несущие гибель живому. Как и все египетские божества, Сехмет амбивалентна.
Бес — бог радости и веселья
 
Начиная от периода Древнего Царства, сохранились маленькие статуи карликов из слоновой кости, очень похожие по внешности с обликом Беса, изображения которого часто встречаются в Среднем царстве (2040-1783 до н.э.). У Беса немного смешной вид и добродушное лицо.
 
Подобные изображения имеются на деревянных рельефах кровати, найденной в гробнице родителей царицы Египта Тии (1398 — 1338 до н. э). На скарабее в то время был изображен Бес, танцующий с бубном, поскольку, кроме всего прочего, он еще и бог радости и веселья, под звуки музыки которого все срываются с места и начинают танцевать в безудержном танце.
 
Но бубен является не только музыкальным инструментом, он еще и оружие, которое помогает в борьбе со злыми силами. Бес, наподобие русского домового, считался хранителем домашнего очага, защитником от злых духов и бедствий, покровителем семьи. Охранитель детей, особенно при рождении и от опасных животных.
Имена «Бес» и «Баст» обычно связывают с нубийским словом «беса», означающим «кот». Это обстоятельство позволяет предположить, что первоначально культ этот бога был связан с почитанием кота, который считался защитником дома от мышей, крыс и змей (отсюда и роль Беса в качестве покровителя домашнего очага).
 
Интересно, что в древнем Египте существовали особые школы, где подготавливались танцовщицы, музыкантши и певицы, имеется даже указание на то, что при храме Амона была своя хореографическая школа, выпускавшая жриц-танцовщиц. Танец и музыка сопровождала все религиозные праздники и процессии. Также говорится об особом танце Фараона.
 
Однако в эпоху христианства и ислама, защитник от злых сил, бес сам стал ассоциироваться с темными силами, а танец и бубны были приравнены к бесовским обрядам. Правда в эфиопской церкви богослужения до сих пор совершаются при помощи древнего барабаны кеберу.