Усмана. Манила. Предание. Воронеж. Реконстр

Олег Данкир
---
Из Самоглядного Зеркала
=============
     Вот наступит тёплое время летом, а то и жаркое, наступит знойкость, и станет выходить на берег речки лесной Манила. Он больше на перебродах или вблизи мосточков проживается. Любит, чтобы люди его усами длинными и переливчивыми любовались.
     Вылезет на бережок песчаный, распустит усищи свои по прибрежью, так, что они водой омываются и солнышком пригреваются, так и хочется усами этими обтереться от пота, что от жары у перехожего человека так и струится.
     Только опасное это дело, усами Манилы обтираться, не любит он этого, его усы, в миг становятся усищами и заволакивают человека в глубину омута, так что ему уже оттуда и худу не будет, водяному на службу достанется.
     В Воронежской губернии было это, как настало жаркое и знойное лето. Тогда там татары ходили по тем местам, много шатров их ханов там стояло. Теперь это место Усманью называется.
     И вот на берегу лесной речки был раскинут ханский шатёр. Место было живописное, берег там был высокий, с него было всё округ видно, что где деется. И была у хана любимая его жена, первая из раскрасавиц считалась среди степняков. Так и звалась она, если по русски, то Краса, а по ихнему, то Усмана.
     Часто ходила она искупаться на берег реки, освежиться от жары да зноя, который даже в шатёр проникал в то лето. Не было от него никакого спасения. А речка-то, вот она, рядом, вода её прохладна и прозрачна, так и манит чистотою своею.
     Всегда ходила она купаться в сопровождении слуг своих, которые для неё расчистили песчаную отмель недалеко от шатра, где спуск был пологий. В один из таких знойных дней, умаявшись от жары, вышла Усмана из шатра и отправилась на высок берег, посмотреть сверху на реку и леса округ.
     А слуги её в это время тоже замешкались где-то, тоже сморившись от невыносимого зноя. Так, не сказамши никому, она вышла на высокий берег, где стояла беседка хана, откуда он обозревал окрестности, когда не бывал в походах. Присела на скамеечку, стала камешки кидать в воду речки, и тут увидела, как на берегу раскинулся невиданно красивым образом, толи цветок, то ли юноша.
     А то и был Манила, который тоже выбрался на бережок, распустив свои длинные пушистые усы по прибрежной воде. Залюбовавшись видением, Усмана, словно заворожённая, стала спускаться по обрывистому берегу вниз, достигнув скоро самой воды.
     Достигнув места, где располагался Манила Усач, она стала постепенно забредать всё дальше и дальше от берега, постепенно опутываемая усами Манилы. Она опомнилась только когда уже стала захлёбываться и вскрикнула несколько раз.
     На её крик прибежали слуги, но пока они спускались, Манила своими усищами опутал Усману и затянул в своё логово в омуте. Река в тот год была необычайно полноводной, её воды поглотили татарскую княжну Красавицу Усману. С тех пор люди и стали называть и место это и саму реку Усманью.
     Это предание до сих пор гуляет из уст в уста по всему югу Воронежской губернии, где люди разных деревень, стоящих на берегу речек, коих тут много, присваивают своей местности историю с татарской красавицей, присовокупляя к этой быличке свои сюжеты.
     В Пузево, Воронцовке и других сёлах, что по берегам Осереди прижились сказывают, что Усмана не утонула, а перебралась на другой берег к дворянину, который привлёк её своим обликом. Он её потом отвёз в Московское дворянство, где они поженились по христианскому обычаю.
     Там же утверждают, что всё дело кончилось тем, что спас её Царь Пётр, случившийся в Пузево, по поводу ремонта своей лодки, на которой он высматривал строевой лес для своего флота, с которым он потом брал Азов. После спасения, татарской Княжны, Царь и сосватал за неё своего проводника по этим местам, имена которого меняются в зависимости от того села, где эта сказка сказывается. Ну и, понятное дело, этот проводник был родом именно из этой деревни.