Из тайги не уходит

Игорь Кутузов
Семейство староверов Лыковых, ради религиозных принципов уединившееся в глухой тайге и жившее там почти по-первобытному, стало знаменитым в 1980-е годы. Произошло это главным образом благодаря знаменитому журналисту и телеведущему В.М. Пескову, написавшему о них книгу «Таежный тупик». После этого помогать отшельникам и проявлять к ним интерес стало как-то даже модно.
Ныне от всего семейства в живых осталась лишь младшая дочь, Агафья Карповна. Ей под 80 лет, но она упрямо не желает возвращаться к людям. Хотя выживает на таежной заимке лишь благодаря постоянной помощи извне, ибо угроз в тайге немало: то паводок, то бурелом, а то и вовсе медведи...

Надо сказать, что за годы, прошедшие со времени «открытия» Лыковых, Агафья успела довольно неплохо освоиться с благами цивилизации. Она обзавелась огнестрельным оружием, у нее появились новые инструменты и семена. Она даже уже вовсе не удивляется тому, что волонтеры и сотрудники Хакасского заповедника прибывают ей на помощь на моторных лодках или вертолетах. Хуже того – она вполне освоила даже такое явно не божественного происхождения новшество, как спутниковый телефон!
Агафья вовсе не против того, чтобы ей помогали. С помощью телефона она нередко сама сообщает волонтерам, что ей нужно. Олигарх Дерипаска оплатил и организовал строительство для нее просторной крепкой избы. Отшельница завела кур, коз, кошек.

Много лет заповедник «Хакасский» (в лице своих сотрудников, понятное дело) и Российский технологический университет «шефствуют» над Агафьей Лыковой. Пилят и доставляют ей дрова, в том числе разбирая на них нанесенный рекой бурелом. Привозят необходимые вещи. Вот дорогу заваленную к роднику тоже они расчистили и укрепили.
Но есть тут и особенные проблемы. Уже давно встал вопрос о том, что к Лыковой надо кого-то подселять – ей требуется постоянный помощник. Но с этим все не складывается.

Конечно, немаловажно, что это означает жизнь на отшибе в тайге (с медведями в том числе). Очень не каждый на такое согласится, да и навыки некоторые специфические нужны. Но Агафья еще и особые требования выдвигает!
Так, она желает, чтобы ей непременно прислали женщину. Кто может представить себе женщину, которая на это пойдет?
Но и это не все. От кандидатов в помощники Агафья требует соблюдения огромного количества разных правил, принятых в ее семье, но ныне не использующихся даже в старообрядческой среде. И люди просто не выдерживают ее характер!
В начале 2023 года ей было нашли компаньона – некоего священника по имени Анатолий. Он брался выполнять всю тяжелую, мужскую работу на заимке. И что? Выдержал святой отец три месяца – и сбежал!
Весной прислали временного помощника – для организации посадочных работ на огороде. Обсадились за неделю – и помощник по-быстрому к людям засобирался... А постоянного все ищут, да никак не найдут...

В общем, получается, что отшельничество одной старой женщины требует нелегкого труда и постоянного внимания довольно большого числа людей – сотрудников заповедника, волонтеров, представителей церковной сферы. Ну действительно – не воевать же старушке самой с медведями! Вот только почему-то старушка упорно не желает ехать туда, где медведей нет – она предпочитает, чтобы люди к ней на заимку ее спасать бегали...