ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА
11 января 2024 года ушел от нас в пределы Вечности народный артист СССР Юрий Соломин, умевший своим высоким искусством лицедейства вызывать у зрителей самые благородное и высокое божественное чувство - сострадание и эмпатию. В его исполнении даже отрицательные герои в итоге становились положительными, благородными и даже обаятельными. Примером этому может служить фильм "Адъютант его превосходительства", главным героем которого является царский офицер, перешедший на сторону большевиков и ставший "красным шпионом" в штабе армии Деникина. В этом фильме, офицер, предавший веру, царя и Отечество и нарушивший
военную присягу, изменник Родины, предстаёт перед юношеством настоящим героем, благородным, порядочным и человечным, точно таким же, как и другой его положительный герой фильма "Дерсу Узала" - русский путешественник и исследователь Владимир Арсеньев.
По сути, замечательный актер Юрий Соломин в этих двух создал самый положительный образ советского благородного чекиста и самый обаятельный и человечный образ русского путешественника, географа, топографа и ученого Владимира Клавдиевича Арсеньев, жена и дочь которого были репрессированы большевиками.
Волшебная сила искусства! Эти два фильма вызвали у миллионов советских зрителей жадный интерес к истории советской разведки и гражданской войны, интерес к географии своей страны, к обычая и нравам народов её населяющих, и вообще интерес к наукам о человеке.
В связи с этим мне почему-то вспомнилась "Песня о Сталине" на слова Александра Вертинского в исполнении самого Александра Вертинского. Она была написана в 1945 году, через два после возвращения певца в СССР в 1943 году. Из всех слышанных мною в детстве, отрочестве и ранней юности песен о нашем Вожде и Учителе, великом Сталине, песня «Сталин» Вертинского оказалась, по моему мнению, самой душевной, самой пронзительной и самой человечной. Прослушав её, забываешь все его непростительные просчёты и страшные ошибки, его жестокие социально-экономические "переломы" и
"перегибы", и со слезами на глазах вспоминаешь о нем только одно хорошее, даже начинаешь жалеть его, как обычного, простого советского человека с его личными горестями, потерями и утратами. Становится до слёз жалко его несчастную жену Надежду Аллилуеву, наложившей на себя руки, двух его сыновей от двух жён - Иосифа и Василия, его любимую дочь Светлану, и его самого, поседевшего, постаревшего, одинокого
и уставшего мужчину рядом с экономкой, нежной и заботливой, русской красавицей Валечкой Истоминой. Становится жалко всех на свете, в том числе и себя, невезучего и несчастного.
При этом хочется отметить, что эта песня «Сталин» Вертинского не у одного меня (чувствительного и слишком эмоционального) вызывала чувство сострадания и русской любви-жалости к великому Диктатору и Вождю, но и у людей бывалых, солдат-фронтовиков, инвалидов и калек войны, которые после войны не очень жаловали Сталина своей любовью. В прошлом XX веке-людоеде мне пришлось дважды слышать эту песню - на самопальной виниловой пластинке на Толкучем рынке, в Ростове-на-Дону, незадолго до печально известных Новочеркасских событий 1963 года. Признаюсь, я был тогда под глубоким впечатлением от скупых слёз не раз переживших свою смерть и чудом выживших.
Второй раз в Москве, на квартире своего давнего приятеля-сокурсника по вузу в высотном доме на Котельнической набережной, где собрался в тот день тесный круг самых видных сталинистов во главе с… двойником Сталина в маршальском мундире. Кто-то из них пил водку, а некоторые - армянский коньяк, для них песня Вертинского о Сталине была как бы своеобразным гимном верности и признательности любимому Вождю. Странно было видеть их по-детски растроганные и умилённые лица, ещё удивительней было самого двойника Сталина, который изо всех сил старался быть спокойным и сосредоточенным, каким и полается быть человеку с твердым характером и стальными нервами. До сих пор мне эта картина «Вечери» на Котельнической набережной кажется каким-то сновидением и фантасмагорией, которой трудно найти объяснение с позиций комплексной логики и трезвого рассудка. Что это было? Ностальгия или политическая шизофрения? Воспоминание о великом сталинском Будущем! Или великое и «вечное возвращение» прошлого в настоящее?
Некоторые современники Александра Вертинского утверждали, что Вертинский и Сталин не встречались. Но Иосифу Виссарионовичу якобы нравилось слегка интимное, салонно-эстрадное творчество певца и композитора. Рассказывают, что любимой песней Сталина, из репертуара Вертинского, была «В синем и далеком океане». Она ему отчасти напоминала скупую на любовь и суровую молодость, а её героиня - капризную и своенравную красавицу Москвы, «весёлую вдову», невестку Максима Горького Надежду Пешкову (в девичестве Введенскую), которая не захотела стать его женой?
Говорят, что Сталин слушал эту песню о себе в исполнении Вертинского, что она ему очень понравилась, и якобы даже растрогала. Вождь дал этой песне высокую оценку и якобы сказал: «Эту песню сочинил честный человек. Но исполнять не надо». И это понятно. Вождь по имени Сталин не мог позволить себе быть предметом всенародной русской любви-жалости. Народ должен, прежде всего, уважать его, быть ему бесконечно преданным, во всём доверять ему. Песня хорошая, но слишком жалостливая, по-бабьи жалостливая. Сталин в жалости и сочувствии не нуждался, жалость расслабляет волю человека.
Так ли это на самом деле, сегодня трудно сказать, но то, что она из всех песен о Сталине оказалась самой лучшей, самой душевной и человечной, то это факт. Великая сила искусства!
Сталин
Чуть седой,
как серебряный тополь,
Он стоит, принимая парад.
Сколько стоил ему Севастополь?
Сколько стоил ему Сталинград?
И в седые, холодные ночи,
Когда фронт заметала пурга,
Его ясные, яркие очи,
До конца разглядели врага.
В эти черные тяжкие годы
Вся надежда была на него.
Из какой сверхмогучей породы
Создавала природа его?
Побеждая в военной науке,
Вражьей кровью окрасив снега,
Он в народа могучие руки
Обнаглевшего принял врага.
И когда подходили вандалы
К нашей древней столице отцов,
Где нашел он таких генералов
И таких легендарных бойцов?
Он взрастил их.
Над их воспитаньем
Долго думал он ночи и дни.
О, к каким роковым испытаньям
Подготовлены были они!
И в боях за Отчизну суровых
Шли бесстрашно
на смерть за него,
За его справедливое слово,
За великую правду его.
Как высоко вознес он Державу,
Мощь советских народов-друзей.
И какую великую славу
Создал он для Отчизны своей.
Тот же взгляд,
те же речи простые,
Так же мудры и просты слова.
Над разорванной картой России
Поседела его голова.
Сегодня песню Александра Вертинского «Сталин» можно слушать в Интернете сколько угодно и при любой политической погоде. И не потому, что эта песня о Сталине, а потому, что она самая человечная из известных нам песен о диктаторах и тиранах, о великих Вождях и Кормчих. В ней заложен один из самых главных постулатов Иисуса Христа относительно любви к ближнему своему и всепрощающей любви к врагам своим, призыв Николая Гумилёва, подходить к поверженному врагу или грозному кумиру с благодарным «братским поцелуем».
Какой же удивительный феномен этот Печальный Пьеро, этот задушевный чаровник Александр Вертинский! Как же глубоко он трогает струны наших огрубевших душ! Как велика сила искусства! И каково это всё осознать и осмыслить -смертельно бояться грозного тирана и одновременно жалеть его и сострадать ему?
Не нужно лишних слов, нужно только слушать, тихо плакать и молиться…
13.01.2024, Отдание праздника Рождества Христова.