Волшебная сила искусства

Анатолий Апостолов
                ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА               
   
      11 января 2024 года ушел от нас в пределы Вечности народный артист СССР Юрий   Соломин, умевший   своим  высоким искусством лицедейства вызывать у зрителей  самые благородное и высокое  божественное чувство - сострадание и эмпатию.  В его исполнении даже отрицательные герои  в итоге становились положительными, благородными  и даже обаятельными. Примером этому может служить фильм  "Адъютант его превосходительства", главным героем которого является царский   офицер, перешедший на сторону  большевиков  и ставший   "красным шпионом" в штабе армии Деникина. В этом фильме, офицер, предавший  веру,  царя и  Отечество и нарушивший
военную присягу, изменник Родины, предстаёт перед юношеством настоящим героем,   благородным, порядочным и человечным, точно таким же, как и другой его  положительный герой  фильма "Дерсу  Узала" - русский путешественник и исследователь Владимир  Арсеньев.
По сути, замечательный актер Юрий Соломин  в этих двух создал самый положительный образ   советского благородного  чекиста и самый  обаятельный и человечный образ русского  путешественника, географа, топографа и ученого Владимира Клавдиевича Арсеньев, жена и дочь которого были репрессированы  большевиками.
     Волшебная сила искусства! Эти два фильма вызвали  у миллионов советских зрителей жадный интерес к истории советской разведки и гражданской войны, интерес к географии своей страны, к обычая и нравам народов её населяющих, и вообще интерес к наукам о  человеке.
    В связи с этим мне почему-то вспомнилась "Песня о Сталине" на слова Александра Вертинского в исполнении самого Александра Вертинского. Она была написана в 1945 году, через два после возвращения певца в СССР в 1943 году.  Из всех слышанных мною  в детстве, отрочестве и ранней юности песен о нашем Вожде и Учителе, великом Сталине, песня «Сталин»  Вертинского оказалась, по моему мнению,  самой душевной, самой пронзительной и самой человечной.  Прослушав её, забываешь все  его  непростительные просчёты и страшные  ошибки,   его жестокие  социально-экономические "переломы" и
"перегибы", и со слезами на глазах вспоминаешь о нем только одно хорошее, даже начинаешь жалеть  его,   как  обычного, простого советского человека с его  личными горестями, потерями  и  утратами. Становится до слёз жалко его несчастную жену Надежду Аллилуеву, наложившей на себя руки, двух его  сыновей от двух жён -  Иосифа и  Василия, его любимую дочь Светлану, и его самого, поседевшего, постаревшего, одинокого
и уставшего мужчину  рядом  с экономкой,  нежной и заботливой, русской красавицей Валечкой Истоминой. Становится жалко всех на свете, в том  числе и себя, невезучего и несчастного.
      При этом хочется отметить, что эта песня «Сталин» Вертинского не у  одного меня (чувствительного и слишком эмоционального) вызывала  чувство  сострадания и русской  любви-жалости к великому Диктатору и Вождю, но и у людей бывалых, солдат-фронтовиков, инвалидов и калек войны, которые после войны не очень  жаловали Сталина своей любовью. В прошлом XX веке-людоеде  мне пришлось дважды  слышать эту песню - на самопальной виниловой пластинке  на Толкучем рынке, в Ростове-на-Дону, незадолго до печально известных Новочеркасских событий 1963 года. Признаюсь, я был  тогда под глубоким  впечатлением от скупых слёз не раз переживших свою смерть и чудом выживших.
Второй  раз в Москве, на квартире своего давнего   приятеля-сокурсника  по  вузу в высотном  доме на Котельнической набережной, где собрался  в тот день  тесный  круг самых  видных   сталинистов во главе с… двойником Сталина в маршальском мундире.  Кто-то из  них пил водку, а некоторые - армянский коньяк, для них песня Вертинского о Сталине была как бы своеобразным гимном верности и признательности любимому  Вождю. Странно было видеть их по-детски растроганные и умилённые лица, ещё удивительней было самого двойника Сталина, который изо всех сил старался быть спокойным и сосредоточенным, каким и полается быть человеку с  твердым характером и стальными нервами. До сих пор мне эта картина «Вечери» на Котельнической  набережной кажется каким-то   сновидением и фантасмагорией, которой трудно найти объяснение с позиций  комплексной логики и трезвого рассудка. Что это было? Ностальгия или политическая шизофрения? Воспоминание о великом сталинском Будущем! Или великое и «вечное возвращение» прошлого в настоящее?
     Некоторые современники Александра  Вертинского утверждали,  что Вертинский и Сталин не встречались. Но Иосифу Виссарионовичу якобы  нравилось слегка интимное, салонно-эстрадное  творчество певца и композитора.  Рассказывают, что любимой песней Сталина, из репертуара Вертинского, была «В синем и далеком океане».  Она ему отчасти напоминала скупую на любовь и суровую молодость, а её героиня  -  капризную   и своенравную  красавицу Москвы, «весёлую вдову», невестку Максима Горького Надежду Пешкову (в девичестве Введенскую), которая не захотела стать  его  женой? 
     Говорят, что Сталин слушал эту  песню о себе в исполнении Вертинского, что она ему очень понравилась, и якобы даже растрогала.  Вождь дал  этой песне высокую оценку и  якобы сказал: «Эту песню сочинил честный человек. Но исполнять не надо». И  это понятно. Вождь по имени Сталин не мог позволить  себе быть предметом всенародной русской любви-жалости. Народ должен, прежде всего, уважать его,  быть ему бесконечно преданным, во всём доверять ему. Песня хорошая, но слишком жалостливая, по-бабьи жалостливая. Сталин в жалости и сочувствии не  нуждался, жалость расслабляет волю человека. 
      Так ли это на самом деле, сегодня трудно сказать, но то, что она из всех песен о Сталине оказалась самой лучшей,  самой душевной  и человечной,  то это факт. Великая сила искусства!


       Сталин

Чуть седой,
как серебряный тополь,
Он стоит, принимая парад.
Сколько стоил ему Севастополь?
Сколько стоил ему Сталинград?

И в седые, холодные ночи,
Когда фронт заметала пурга,
Его ясные, яркие очи,
До конца разглядели врага.

В эти черные тяжкие годы
Вся надежда была на него.
Из какой сверхмогучей породы
Создавала природа его?

Побеждая в военной науке,
Вражьей кровью окрасив снега,
Он в народа могучие руки
Обнаглевшего принял врага.

И когда подходили вандалы
К нашей древней столице отцов,
Где нашел он таких генералов
И таких легендарных бойцов?

Он взрастил их.
Над их воспитаньем
Долго думал он ночи и дни.
О, к каким роковым испытаньям
Подготовлены были они!

И в боях за Отчизну суровых
Шли бесстрашно
на смерть за него,
За его справедливое слово,
За великую правду его.

Как высоко вознес он Державу,
Мощь советских народов-друзей.
И какую великую славу
Создал он для Отчизны своей.

Тот же взгляд,
те же речи простые,
Так же мудры и просты слова.
Над разорванной картой России
Поседела его голова.

   Сегодня песню Александра Вертинского  «Сталин» можно слушать в Интернете сколько угодно и при любой политической погоде. И не потому, что эта  песня о Сталине, а потому, что она самая человечная  из известных  нам песен о диктаторах и тиранах, о великих Вождях и Кормчих.  В ней заложен один из самых  главных постулатов Иисуса Христа  относительно любви к ближнему своему  и всепрощающей любви к врагам своим, призыв Николая Гумилёва, подходить к поверженному врагу  или  грозному кумиру  с благодарным «братским поцелуем».
     Какой же удивительный феномен этот Печальный Пьеро, этот  задушевный   чаровник Александр  Вертинский! Как же глубоко  он трогает струны наших  огрубевших душ! Как велика сила искусства!  И каково это всё осознать и осмыслить  -смертельно бояться грозного тирана и одновременно жалеть его и сострадать ему?
      Не нужно лишних слов, нужно  только слушать, тихо плакать и молиться…
 
13.01.2024, Отдание праздника Рождества  Христова.