Аплодируем стоя

Усков Сергей
В бархатное предзимье 2023 года довелось мне отдохнуть на курорте «Ключи», что в Пермском крае. Погода отличная, природа заповедная, воздух чистейший. Снежок на разлапистых елях белее свежайшего молока. Ежедневный подъем на Лысую гору (в простонародье – Дунькин пуп) на легком морозце взбадривал капитально. В номере комфортно. Целебные процедуры эффективно вытягивали болячки и хвори, снимали усталость и вносили исцеляющий настрой. Вечерами гостей курорта развлекали гастролеры. По минимальной цене давали часовое представление. Жанры схожие: ретро, шансон, акустические гитары, попсовый хит-коктейль.
 
Как любитель шансона с живым интересом внимал на двух разноплановых концертах. Первый из них был строго бардовского направления. На сцене красовался статный мужчина возрастом чуть за пятьдесят. Он высок и кучеряв, весь такой вельвето-джинсовый. Голос у него сильный и звучный, хорошо поставленный. Роскошная гитара сверкала черным рояльным лаком. Сразу представился бардом с небольшой оговоркой: сказал, что принадлежит к бардам-подводникам. С его слов есть известные барды (Окуджава, Визбор, Митяев…) и есть «подводники», подразумевается, не менее талантливые, но известные узкому кругу. И чаще — кругу себе подобных: тусовке бардов-подводников на лесной поляне у костра, на фестивалях, на празднествах и народных гуляниях.
 
Я старался уловить смысл его песен. Слушал с таким вниманием, как будто пожирал глазами диво-дивное. А в сердце никак не находилось отклика на тематику песен под гитарные аккорды. От душевного напряга сон начал смеживать веки. Может быть, на сцене современный Кот Баюн? Чем-то схож, однако. Или же я на сеансе эдакой релаксирующей процедуры, вроде шума прибоя и криков чаек? Вскоре я натурально опасался заснуть. Дабы избежать сего конфуза, дышал глубже и громче хлопал в ладоши, разгоняя кровь. Под занавес бард-подводник исполнил несколько веселых песенок другого барда-подводника из-под Тюмени. Это была серия коротких историй о разудалых похождениях простодушных друганов в изрядном подпитие. В бане один из них во хмелю чуть было не угорел, веником парил самовар. Следующим утром безалаберные пьянчуги на тракторе поехали на рыбалку, причем прямо по руслу реки… Признаться, мне было мало смеха от кипиша бесшабашных алконавтов, от их пьяного куража. В реале все это смотрится отвратительно. Да и приелась эта тема. С облегчением покинул зал.

Второй артист с виду был в самом деле артист. На нем элегантный белый костюм и белые лакированные туфли. В глазах сквозило внимание к зрителю. Поначалу насторожило: микрофон держит с тремором, то и дело смачивает горло, отпивая по глоточку из пластиковой бутылки, голос не вытянет и двух октав. Артист пояснил с похвальной самоиронией: отнюдь не алкаш с перепоя, тремор от очередного инсульта, певческого голоса нет. Рассказал байку о Марке Бернесе. Как-то Марка Бернеса спросили, как он умудряется петь и быть популярным, не имея голоса?  «Я пою не голосом, но сердцем» — был ответ.

«Петь сердцем» у Игоря Герц получается без обиняков. Жизненные ситуации, знакомые каждому, обретали в его песнях правильную и душевную эмоциональную раскраску. Сермяжная правда обычной жизни, заряженная в короткие куплеты, отметала фальшь и надуманность разноголосой реальности…

Привлекала медаль на лацкане костюма Игоря Герца. И, наконец, шансонье поведал нам историю награды. Впрочем, интересна предыстория, а награжден был за победу во всероссийском конкурсе авторской песни. Артист в белоснежном костюме сразу отмежевался от пишущих на злободневные темы в стремлении попасть в фокус всеобщего внимания. Хотя его песня «Враг не пройдет», признанная в конкурсе одной из лучших, как раз в тематике СВО. Но получилось так совершенно непреднамеренно.
В целях поддержки наших бойцов на передовой линии группа за группой отправлялись певцы и музыканты, поэты и писатели, в том числе из наших глубинных краев. В одной такой группе был Игорь Герц. После концерта к нему подошел молодой воин со стариковской умудренностью во взоре. Он был родом с Донбасса. Военные действия на родной земле лишили его обычного радостного детства и юности, как и поколение 41-го года прошлого века.

Доблестному парню нужно было выговориться. Выбор его и пал на шансонье с непростой судьбой. Они проговорили всю ночь. Под впечатлением исповеди, обжигающей сердце, родилась песня «Враг не пройдет». Игорь Герц сумел вложить в слова и музыку душевный порыв и стальную волю не дать на поругание родную землю. И слова в песне вроде бы простые, и музыка звучит необычно. И, между тем, все это воспринимается на одном дыхании. Вначале воссоздается идиллия природы, бескрайних южных степей. В ощущение простора, в пленяющую красоту родного края вторгается убийственная канонада. Щемящая мелодия струнных и духовых звучит как безутешные стенания матери о безвременно погибших сыновьях. Что за сволочь снова и снова колеблет добрососедский миропорядок, за который положили головы наши отцы и деды?.. Припев звучит набатом:

«Враг не пройдет. Фашизму не быть.
Нас никому не победить.
Не за награды — за Родину-мать
В руки свои берём автомат»

Хлад и пламень, боль и святой восторг иглами впились в кожу. В короткой паузе в зале воцарилась абсолютная тишина. Под завершающие аккорды все в зале встали. Все до одного: и пожилые и молодые, и здоровые и хворые. Мелодия песни переросла в громовые аплодисменты. В сердце, пожалуй, у каждого осталась печать припева-набата.





На фото: фото с артистом. Декабрь 2023 г.