Моя школа и учителя

Пётр Буракевич
    Как    давно  я  не  был  на  своей  малой  Родине! С  возрастом  она манит  всё  сильнее  и  сильнее. И  вот  сбылось - въезжаю в  этот  маленький рабочий  посёлок  Верхние Важины,  расположенный  на  юго-востоке  Пряжинского  района  Карелии,  где  когда-то появился  на  свет  и  прожил  14  лет. По  длинной  пологой  горе  подъезжаю  к  развилке  двух  дорог  перед  посёлком. Прямо  поедешь  по  мосту  через  реку  Важинку  через  8  километров  окажешься  в  деревне   Кашканы,  вернее  в  том  месте,  где  когда-то  была  большая  деревня,  а  сейчас  -  не  знаю,  что  и  осталось. Поворачиваю  на право  на  мост  через  реку  Тукша  и  дальше  через  150-200  метров  на  ровном  плато  мой  родной  посёлок. Здесь  всё, вдруг,  стало  маленьким:  эта  "почтовая"  и  "складская" горки,  казавшиеся  такими  большими,  когда  мы  малолетние  дети,  спускались  зимой    с  них  на  санках  и  лыжах,  и  клуб,  и дом  с  палисадником,  где  помещалась  наша  большая  семья. Всё  оказалось  совсем  крошечным.  Всё  заросло  деревьями,  не  понятно,  то  ли  лес  в  посёлке,  то  ли  посёлок  в  лесу. Бывшие  лесопунктовские  дома  обветшали,  некоторые  снесены.  Из  когда-то  почти  полутора  тысячного  населения  осталось  около  сотни  жителей. А  школы  так  и  вовсе  нет - разобрали,  говорят,  в  восьмидесятых,  признав  аварийной. И  теперь    на  её   месте  пустырь,  тоже  заросший  березняком. Вот  хожу  по  тому  месте,  где  когда-то  стоял  наш  "храм  науки". Здание  восьмилетней  школы  было  двухэтажным,  в  виде  буквы  "П",  из  бруса  -  типовой  проект  восьмилетней  школы  на  320  учеников,  наверное,  пятидесятых  годов.Такие  школы  в  Карелии  я  видел  во  многих   небольших  посёлках.
 
     Вспоминаю  школьные  годы." Школьные  годы  чудесные..." - поётся  в известной  всем  песне  и  с этим  не  поспоришь!  Каждый  из  нас  проходит  этот  отрезок  жизненного  пути   интересного  и  обыденного,  ответственного  и  бесшабашного,    и  всегда  такого  разнообразного. Думаю,  что  нет  человека,  который  бы  однозначно  назвал   школьные  годы  "чёрным  периодом"  в  своей  жизни.  Помещение  школы казалось  тогда  огромным  -  было  где  побегать  на  переменах. В  каждом  классе  и  коридорах стояли  печи,  но  они  не  спасали  от  сильных  морозов. Бывали  дни,  когда  в  чернильницах  замерзали  чернила  и  все  ученики  сидели  в верхней  одежде,  но  это  для  нас,  детей,  было  "круто"  и  нам  нравилось  это  разнообразие  в школьных буднях. Писали  тогда  чернилами  перьевыми  ручками,  чуть  позже  чернильными  авторучками. Испорченными  перьями  мы  играли,  выигрывая  их  друг  у  друга. У  хороших  игроков  этих  перьев  были  полные  карманы. А  вот  шариковые  ручки  у  нас  появились  только  в  1967  году,  когда  я  учился  5  классе. С  каким  интересом  мы  рассматривали  приобретение  Раи  Монжиной,  эту  диковинку  -  шариковую  ручку!

       Главными  режиссёрами  школьной  жизни,  конечно  же,  были  учителя,  педагоги. 1962  год  - начало  моего  школьного  пути. Директором  школы   в  то  время  был  Иванов  Иван  Михайлович,  добрый  и  мягкий  человек,  карел,  фронтовик,  хорошо  знающий  финский  язык.  Иван  Михайлович   преподавал  географию  и в  своих  объяснениях,  всегда  образных  и  интересных,  часто  отвлекался  за  пределы  предмета. Ребята  старшеклассники  предупреждали,  что  на  уроках  географии,  чтобы  не  получить  двоек  за  неподготовленное  домашнее  задание, Ивана  Михайловича   можно  было  легко  отвлечь  от  опроса,  попросив  рассказать  о  войне. Иван  Михайлович  с  удовольствием  рассказывал  свои  воспоминания. До  сих  пор  помню  его  интересные  повествования  о  том,  как  он,  владея  финским  языком,  в  тумане  ввёл  в  заблуждение  финский  патруль  и  этим  спас  жизни  разведгруппы. А  как  я  был  удивлён,  когда  он  рассказал  нам,  что  бойцам  на  марше  в  жаркую  погоду  выдавали  солёную  селёдку,  чтобы  не  страдать  от  жажды. Оказывается,  что  соль  задерживает  воду,  но  надо  перетерпеть  первые  приступы  жажды. Рассказчиком  Иван  Михайлович  был  удивительным,  умел  заинтересовать  слушателя  необычной  интригой.  говорил спокойным  голосом,  доходчиво  объясняя  суть  вещей. Мы,  ученики, никогда   не  видели  его  в  гневе  или,  хотя  бы  чем-то  недовольным. Не  случайно  он  из  немногих  педагогов  не  имел  никакой  клички.

       Ивана  Михайловича  на  посту  директора  школы  сменил  приехавший  молодым  специалистом  Логунов  Владимир  Николаевич. Владимир  Николаевич  быстро  нашёл  контакт  с  хулиганистыми  подростками,  вовлекая  их  в  повседневную  жизнь  школы. В  школе  в  это  время  стала  работать  стенгазета  "Зоркий"  -  Владимир  Николаевич  был  увлечённым  фотолюбителем  и  вёл  фотокружок. В  школе  появилась  доска почёта,  где  были фотографии  хорошистов  и  отличников. Старшеклассники  принимали  участие  в  патрулировании  посёлка,  контролируя  режим  дня  школьников,  так  как многие  малолетки  ходили  поздно  вечером  встречать  рейсовый  автобус. Учебная   неделя   всегда  начиналась  общешкольной  линейкой,  где  подводились  итоги  и  намечались  планы  на  текущую    неделю.

      Первая  учительница  у  нас  первоклассников  1962  года  -  Юрикова  Зинаида  Александровна,  на  первый  взгляд,  казалось  бы,  очень  строгая,  классическая  учительница,  но  её  строгость  органично   сочеталась  с  добротой  и  справедливостью,  с  равным  отношением  ко  всем   ученикам. Сколько  сил  она  потратила,  чтобы  "заставить"  нас  аккуратно писать  буквы  в  прописях,  объясняя  важность  чистописания,  но  у  меня,  почему-то,  всегда  был  в  чернилах  указательный  палец  правой  руки  и  кляксы  в  тетрадях.
   
       После  второго  класса   Зинаида  Александровна  уехала  из  посёлка  и  учителем  у  нас  стала приехавшая Наталья  Николаевна  Самохвалова. Наталья  Николаевна  осталась  в  памяти,  как  ярая  защитница  учеников  своего  класса. С  усердием  курицы-наседки  она  защищала  перед  новым  директором  школы  Логуновым  Владимиром  Николаевичем  меня  и  трёх  моих  друзей,  съевших  на  пришкольном  участке  горох. Также  благодаря  стараниям  своей  учительницы  мы  с  другом  не  понесли  серъёзного  наказания  за  написанный  нами  нецензурный  ультиматум  соседской  группировке. Внешне  Наталья  Николаевна  была  красоткой  и  я  даже  был  по-детски  влюблён  в  неё.  Учителями  начальных  классов  в  то  время  также  работали:  Хельми  Семёновна  фамилии,  к  сожалению,  не  помню,    Брянцева   Наталья  Михеевна,   Монжина  Клавдия Георгиевна  и  другие,  но  память  не  удержала  их  имена.

          В  пятом  и  шестом  классах  классным  руководителем  у  нас  была  Жанна Александровна,  учитель  русского  языка  и литературы,  фамилии,   к  большому  сожалении, также  не  помню. С  этим  учителем  и  периодом  школьной  жизни  у  меня  связанны  самые  лучшие  воспоминания,  так  как  Жанна  Александровна  организовала  в  школе  драматический  кружок  "Красная  гвоздика"  и я  принимал самое  активное  участие  в  его  работе. В  драматическую  работу  было  вовлечено  чуть  ли  не  половина  учеников  школы. За  два  года  работы  кружка  поставлено  несколько  спектаклей,  но  особенно  запомнилась  постановка,  где  я  в  роли  одного  из  героев  стрелял  из  ружья,  конечно,  холостыми. Верхневажинская  школа  выезжала  с  концертами  в  посёлки  Святозеро   и  Интерпосёлок. К  сожалению  Жанна  Александровна  через  два  года  покинула  Верхневажинскую  школу  и  драматический  кружок  прекратил  своё существование.

          Русский  язык  и  литературу  многие  годы  преподавала  Сидорова  Валентина  Фёдоровна,  работавшая  также  завучем  школы. Валентина  Фёдоровна  отличалась  строгостью,  требовательностью  и  чрезвычайной  пунктуальностью,  если  она  чего-то  пообещала - обязательно  исполнит. Внешне  она  очень   походила  на  завуча  школы  из  фильма  "Доживём  до  понедельника". Такой  вот  классический  завуч!  Конечно,  понятие  строгости   субъективно,  индивидуально  для каждого  человека,  но  тогда,  в  школьные  годы  не  понимал  этого  и   поражался  тому,  как  мой  сосед  по  парте  и  по  дому  Миша  Зяблов  на  уроке  запросто  в  шутку  провел  линейкой  по  складкам   плессированной  юбки  такой  строгой  учительницы.  "Да,  как  он  мог   себе  такое  позволить", -  удивлялся  я. Валентина  Фёдоровна  любила  повторять  своим  ученикам:  "Вы  должны  научиться  не  просто  ставить  свою  подпись,  а  чётко  и  грамотно  излагать  свои  мысли".

        Также  бессменный  "старожил"  нашей  школы  -    Копач  Зоя  Петровна,  учитель  математики. Математика,  как  правило,   первый  урок  и  мы,  ещё  не совсем  проснувшиеся,  в  начале  каждого  урока  тренировались  в  устном  счёте. Большое  спасибо  ей  за  такую  зарядку  мозгов,  а  ведь  многие  нынешние  школьники  не  в  состоянии  устно  произвести  элементарные   арифметические  действия. Премудрости  алгебры  и  геометрии  на  уроках  Зои  Петровны  мы  постигали,  по  очереди   выходя  к  доске  для  выполнения  заданий,  не  ощущая  страха,  что  тебя  вдруг  неожиданно вызовут. Вот  такой  щадящий  тренинг!

      В  6  классе    старшие  ребята  предупреждали  нас, что  в  следующем  году  будет  новый  предмет  - химия  и  вы  поймёте  все  трудности  учёбы,  но  благодаря  нашему  учителю  Логуновой  Татьяне  Алексеевне  особых  трудностей  мы  не  испытали. Татьяна  Алексеевна  сразу  предупредила,  что  предмет,  хотя  и  трудный,  но  если  не  запустите,  то  проблем  не  будет. Конечно,  пришлось  подзубрить  "алфавит"  периодической  системы  Д.И. Менделеева,  освоить  азы  предмета,  а  потом  дело  пошло. Как  и  все  школьники,  изучающие  химию,  мы  просили  Татьяну  Алексеевну  показать  какой-нибудь  интересный  опыт,  что-нибудь  взорвать,  на  что  она  отвечала:  "Химия  вам  не  баловство,  а  серьёзный  предмет",  но  всё-таки  "баловала"  нас  пиротехническими  зрелищами. До  сих пор  помню  её  "фараоновы  змеи"  -  этот  клубок  извивающихся  и  увеличивающихся  в  объёме  "змей" из   разлагающегося  родонида   ртути.
         Историю и  трудовое  обучение  преподавал  Монжин  Кузьма  Ильич,  приехавший  в  Верхние  Важины    в  1967  году. По  началу  нас  шокировало  такое  старинное  имя  учителя,  не  часто  услышишь  имя  "Кузьма",  но  после   изучения  русской   истории  "смутного  времени" 17  века всё  встало  на  свои  места  и  я  представлял  внешний  облик  знаменитого земского  старосты  Кузьмы  Минина  не  иначе,  как  в  виде нашего  учителя  Кузьмы  Ильича.  В  ходе  преподавания  своего  предмета  Кузьма  Ильич  делал  акцент  на  причинно-следственные  связи  произошедших  исторических  событий,  задавая  вопросы:  почему  это  произошло  и  к  чему  привело. На  уроках  труда,  мотивируя  нас,  он  часто  говорил:  "Мужик  должен  всё  уметь  делать,  не  только  гвоздь  забить"  и  мы  старались  оправдать  эти  слова.

       Законы физики  мы  изучали  под  руководством  Скоморощенко  Марии  Степановны,  учителя  физики. Она  также,  как  и  Сидорова  Валентина  Фёдоровна,  создавала  впечатление  строгой  учительницы,  но  как  только  приводила  в  качестве  примера  свои  яркие  образы,  это  впечатление  пропадало.  До  сих  пор  помню  её  запоминающиеся   образные примеры. Объясняя  первый  закон  Ньютона,  она  приводила  наглядный  пример:  "Вот  ты,  недавно  бегая  на  перемене,  столкнулся  с  Борей  Елисеевым,  бежали  с  равным  ускорением,  но  ты  имеешь  большую  массу. Кто  дальше  отлетел  при  столкновении?" Или  при  изучении  Закона  Архимеда  давала  задание:  "Кто  скажет,  как  можно  взвесить  корову,  имея  лодку  и  маленькие  весы,  тому  сразу  за  четверть  ставлю  пятёрку  по  предмету". И  мы  старались  думать,  а  не  зубрить.
         Кто  скажет,  что  физкультура  лёгкий  предмет,  тот   сильно  лукавит. Физ-ра  тоже  не  всем  даётся  и  многое  зависит  от  учителя. Если  педагог  не  просто  покажет,  а  хотя  бы  морально  поддержит  -  уже  будешь  стараться. Таким  учителем  у  нас  была  Иванова  Мария  Михайловна,  жена  Ивана  Михайловича.   Она,  по  всей  видимости,  не  имела  специального  образования  учителя  физкультуры,  поэтому  часто  говорила: " У  меня  самой  не  очень то  хорошо  получается  это  упражнение, но  я  стараюсь  и  вы  не  должны  опускать  руки." После  этих  слов  мы  были  на  равне  с  ней  и  не  боясь  "опозориться",  старались  выполнять  все  её  указания. В  начальных  классах  она  руководила  группой  продлённого  дня. Каждое  утро  за  час  до  уроков  мы  приходили  в  школу,  Мария  Михайловна  заводила  патефон  и  ставила  граммпластинку   с  записью  песни  "По  долинам  и  по  взгорьям",  почему-то  на  финском  языке  и  мы,  первоклассники,  маршировали  под  эту  музыку,  повторяя   непонятные   нам   финские  слова. До  сих  пор  помню  первый  куплет  этой  песни  на  финском  языке!

      Обязательные  институты  учебно-воспитательного  процесса   в  школах в  то  время,  конечно  же  -    пионерская  и   комсомольская  организации. Застрельщиком  всех  этих  дел  была  Косикова  Галина  Михайловна,  старшая  пионерская   вожатая  Верхневажинской  школы. Сейчас  трудно  представить,  что  в  её  обязанности  входила  организация  всей  воспитательной  работы  в  школе:  совет  пионерской  дружины    школы,  сборы,  советы  отрядов,  комитет  комсомольской  организации  школы,  комсомольские  собрания,  походы,  только  входящие  в  практику  пришкольные  лагеря  и  многое  другое. Удивительно,  но  Галина  Михайловна  была  единственным  организатором   общешкольного  похода  в  верховья  реки  Важинки,  так  называемую  "Верхотину". Более,  чем  пятьдесят  участников похода,  созерцали      прекрасные  виды  берегов  Важинки,  красивейшие  скалы  из  розового  и  малинового  кварцито-песчанника. Кроме  организации  общешкольной  воспитательной  работы  Галина  Михайловна преподавала  пение, так  в  то  время  назывался  предмет  "музыка"  и  мы  под   аккомпанемент  её  аккордеона  орали  в  основном  пионерские  песни. Орали,  потому  что  пение  не  считали  серьёзным  предметом,  а  жаль.

        Каждый  из  наших  учителей  для  нас  тогдашних  учеников  был  личностью,  чуть  ли  не  инопланетным  существом,  авторитетом,  во  многом  примером,  а  ведь  они  были  обычные  люди  с  их  достоинствами  и   слабостями,  выполняющие,  пожалуй,  самую  важную  и  сложную,  не  просто  работу,  а   миссию.