И кто же я? Рассказ

Нина Де Рябина
Поздний вечер. Почти во всём доме свет потух, и тишина устоялась на улице. Она вспомнила, что не проверила одну дипломную работу. А завтра её надо
студентке прокомментировать, объяснить ошибки и недочёты, назначить срок переработки, а времени в обрез. Включила компьютер, нашла работу. На минуту закрыла глаза. Что такое? Снова молодая женщина стояла на ступеньках каменной лестницы с корзиной выстиранного белья. Вот она, на мониторе светится.
Открыла глаза. Дипломная работа. Надо читать и исправлять ошибки. Ничего не получалось. Эта девушка из сна явилась снова.
 А сон был ясный, цветной и яркий. Эта девушка – она сама, Анастасия.  Могла даже описать её.

Невысокая, стройная, она спускалась с каменной лестницы стремительно и с настроением. Лёгкая улыбка на лице, уложенные волосы, на них – белоснежный чепец. Рукава кофты горчичного цвета заканчивалась белыми манжетами. Широкая синяя юбка длиной до кончиков изящных башмачков ладно обхватывала талию. Поверх юбки и кофты – фартук. Он начинался как воротник вокруг шеи и вместе с юбкой спускался к ногам. В руках – корзинка с бельём.
Такой увидела себя Анастасия во сне. Судя по костюму, в Италии или Испании.
– Что я там делаю? И сколько мне лет? Похоже, двадцать три или двадцать четыре года. Кто я? Наверное, служанка. А на самом деле, где была я в эти годы? Чем занималась?

И Анастасия вернулась в своё прошлое.
Она работает учительницей начальных классов. Урок чтения, рассказывает детям про В.В. Бианки.  Портрет писателя, книжки детские рядом, глаза детей. Они смотрят на молодую учительницу и верят каждому её слову. Это школа-интернат, расположенная в лесу, в километре от железной дороги. Здесь дети живут и учатся. После завтрака они с учительницей успели пробежаться по лесу и даже набрать грибов. Их было так много, что пришлось складывать в платок и завязывать углы, чтобы донести. Анастасия расстроена, она никогда не видела столько грибов и не знает, что с ними делать. Начало сентября, но погода летняя. На учительнице строгое платье с белым воротничком и белыми манжетами, на детях – школьная форма.

Гурьбой взлетают третьеклассники на второй этаж учительского дома, где живёт Анастасия. И опрокидывают грибы в коридоре. Они рассыпались и заняли весь коридор. До обеда пройдут уроки, и только после них Анастасия что-нибудь придумает. Можно спросить у старших коллег. Они тоже в этом доме живут. А сейчас после уроков должна пройти репетиция художественной самодеятельности к Дню учителя. С музыкальным
работником, баянистом Анатолием Васильевичем, договорились, что это – танец «Берёзка» и кукольный спектакль «Репка».
Аделина, так звали испанскую девушку-служанку, проснулась до рассвета. В комнате для горничных начала торопливо одеваться, влезая в корсет и натягивая длинные панталоны. Корсеты, хоть и мешают наклоняться, делают её такой же стройной, как сама хозяйка. Она бежит на кухню готовить чай и утренние тосты для камеристки и экономки.

Преодолев ступеньки наверх, чтобы доставить завтрак, горничная спускается обратно – убирать основные комнаты. Она расставляет вещи по местам, протирает пыль, полирует мебель, чистит ковры в комнате для утренних приемов в обеденной зале и в гостиной. Эту работу она должна проделать до завтрака.
– Бонита! Подойди ко мне! Помоги мне одеться к завтраку! – раздался голос хозяйки. Куда-то подевалась Диана.

Девушка вздрогнула, вспомнила, что у неё новое имя, так захотела госпожа, побежала в спальню. Нужно надеть на хозяйку тяжёлое платье с глубоким декольте, прикрытым вставкой. Широкая юбка из тяжелой дорогой ткани собиралась в мягкие складки. Рукава нижнего платья были длинные и узкие, а верхнего — короткие, в виде буфов. Пышные широкие рукава собирались в складки, украшались разрезами, сквозь которые виднелась ткань белой рубашки. Ничего не перепутать.
Когда Аделина-Бонита справилась с одеждой, госпожа начала разговор.
– Ты не забыла, что сегодня у нас новый слуга для ужина, он и будет в дальнейшем твоим мужем, Бонита. Зовут его Карлос.
Девушка молча выслушала, потупила голову, чтобы хозяйка не видела её расстроенного лица.
– Не переживай так, это для тебя будет лучше. Твой Леонардо перекинулся на городскую работу в мануфактуру, а Карлос будет жить в нашем доме. Мы своих слуг не обижаем, для вас выделим отдельную комнатку или комнату в доме для слуг на соседней улице.

У Аделины сегодня полдня свободные, один раз в неделю ей это позволено.
Взяв корзину с бельём, чтобы не заподозрили её в праздности уличные прохожие, она отправилась на встречу с Леонардо. С ним она познакомилась в доме у хозяйки: однажды они вместе прислуживали на ужине. Это произошло минувшей зимой.
Обогрев обеспечивался металлическими жаровнями в деревянной раме, где жгли косточки от оливок, которые издавали едва ощутимый запах. Свет шёл от медных  канделябров. Он заметил её и посмотрел продолжительным взглядом, будто охватывал зрением и фигуру, и лицо, и её точные быстрые движения при подаче блюд для госпожи. Сам он ухаживал за братом господина.
Аделина перехватила этот взгляд и улыбнулась краешком губ. Леонардо ей понравился – крепкого телосложения, широкоплечий, несколько выше её, с острым взглядом тёмных глаз и нежными полноватыми губами, румяный, с открытым лбом.
Сегодня она должна ему рассказать о решении госпожи. Ей нужно пересечь проспект Колумба, пройти до площади Саламанки.

Когда Аделина достигла площади, сбавила шаг. Ей хотелось немного полюбоваться двухэтажными большими домами, выстроившимися вокруг неё, ажурными железными решётками. Здесь много света, воздуха и ярких красок. Настроение стало праздничным! Вот сейчас она поговорит с Леонардо, и он что-нибудь придумает. Далее попадались бродячие торговцы, лавочники выкрикивали названия своих товаров, важные господа шли в сопровождении своих пажей. Вот она, последняя улица, Скотопрогонная. Здесь, на фабрике изготовления тканей, и работает её Леонардо.
Она увидела его из-за ограды, он нёс вёдра с краской и заметил тоже Аделину. Они встретились!
– Аделина, как ты здесь оказалась? Мы же договаривались увидеться вечером в саду у твоей госпожи.
– Леонардо, до вечера было ждать невозможно. Случилось непоправимое.
И она пересказала ему разговор с госпожой.


Репетиция праздничных номеров была в разгаре. Анастасия подобрала пары для танца «Берёзка». Пять девочек и пять мальчиков. Всего у неё в классе двадцать пять детей, больше нельзя: эта школа санаторного типа. Анатолий Васильевич сидел на стуле с баяном в руках, вытянув вперёд протез ноги.
– С-с-стройте уж-же их! Он заикался.

Анастасия построила детей парами. Показала им движения танца. Нужно плавно выходить парами друг за другом мелкими шагами под музыку, левой рукой упёршись в бок, а правой – делая взмах в сторону. В правой руке у девочек, а в левой – у мальчиков лента на маленьком древке, как у художественных гимнастов. Анатолий Васильевич заиграл "Во поле берёза стояла». Дети стояли на месте.
– Н-н-ну ч-ч-его вы с-с-тоите? – не выдерживает
баянист.

– Дети, давайте я взмахну рукой, и вы начнёте выход, – сказала Анастасия.
Построились заново, баянист заиграл. Взмах руки, и дети плавно пошли.
 Вдруг вторая пара остановилась, Таня Сизова лупастила Алёшу Аламбаева.
– Стоп, стоп, дети.
Анастасия подбежала к этой паре, Алёшка закрывал руками лицо, а Таня пыталась в него попасть древком от ленты.
А что произошло? Древком с лентой полагалось делать взмах от себя, а Алёша его делал к себе, попадая Тане в лицо. Анастасия успокоила детей, и репетицию продолжили.
Вроде бы пошло всё нормально, но как-то не в лад. Это же танец, нужны движения телом, повороты головой, Анастасия начала показывать, Анатолий Васильевич аккомпанировал. Она вышла на середину класса. Подбоченилась, одну ногу выставила впереди другой и пошла, пошла под музыку, взмахивая палочкой с лентой от себя. Круг прошла, другой, танец захватил молодую учительницу. Музыкант резко остановился.

Вз-вз мах р-рукой – п-пошли, п-пошли!
У Алёши Аламбаева – ни движений туловищем, ни поворотов головы! Семенит ножонками и машет лентой в разные стороны.
– Не буду я с ним танцевать, – выкрикивает Сизова. Дайте мне другого мальчика. Вон у Светки – Серёжка Перегудов, у Гальки – Витка Шучковский, а у меня?! Они танцуют, а Алешка подпрыгивает!
Алёшка округлил глаза, упёрся взглядом в свою напарницу по танцам, хотел что-то сказать. Но вместо этого у него покатились по щекам слёзы. Он их молча утирал и хватал ртом воздух.
– Я за партой сижу с Давиденко, пусть он со мной и танцует, – выкрикивала Сизова.
В это время двери класса открылись, и вошёл Виталий Иванович, завуч, молодой, высокий, красивый
мужчина.
– Кто здесь вспоминает Давиденко?
– Я хочу танцевать с Давиденко, – выкрикивает Сизова.
– Давиденко наказан. Разве вы забыли, что ваш несостоявшийся танцор вчера выпрыгнул из окна, благо, что это первый этаж. Объясните, Анастасия Николаевна, вашим артистам это обстоятельство.
– Хорошо. Виталий Иванович.

Он ушел, и дети снова танцевали. Когда закончили, баянист назначил встречу на завтра.
Леонардо выслушал сбивчивый рассказ Аделины.
– Вот что я тебе скажу. Хоть твоя госпожа и добрый человек, но не отпустит из дома. Слишком ты ловкая и умелая в своих делах. Пусть она тебя познакомит сегодня за ужином с новым слугой. Будь приветлива, сделай вид, что он тебе понравился.
– Ты что, Леонардо, хочешь, чтобы он стал моим мужем? – вглядываясь в лицо юноши, протестовала Аделина.
– Что ты, голубка моя, как ты могла такое подумать? Я так люблю тебя! – И он нежно обхватил её талию. – Мы усыпим бдительность твоей хозяйки. А сделаем вот что. И он начал горячо нашёптывать, приблизившись к её уху, план исчезновения из дома.

Анастасия готовилась ко второй репетиции, а из головы не шёл разговор с мужем. Они молодожёны. Алексей работает и учится в городе. Она заканчивает институт на вечернем отделении. Приезжает муж в субботу на выходные. В их родном городе, где они родились и выросли, достраивается кооперативный дом, одна из квартир куплена мужем Анастасии. Он настаивает на переезде в неё.
– Сколько можно жить нам отдельно? – раздражённо спрашивает Алексей. – Мы редко видимся. Мне приходится ночевать то у своей мамы, то у твоей. Я прихожу с занятий поздно, все уже спят, мне неудобно в конце концов.
– Да, представляю, как ты такой неловкий опрокидываешь в темноте стулья и запинаешься об обувь в коридоре.
– Да при чём здесь это? Я же голодный прихожу. Я должен к холодильнику красться, чтобы поесть?
– Тебе поесть не даёт моя мама, ты хочешь сказать?
– Конечно, даст. Но они все спят. Мне будить никого не хочется, как ты это не поймёшь? Да и скучаю я без тебя.

Анастасия взглянула на мужа. Да, он выглядел неважно: схуднул, осунулся.
– Но как мы переедем, учебный год только начался? А мои дети как без меня? Кто их будет учить? Это же выпускной третий класс!
В педагогическом коллективе знали о возможном переезде Анастасии в город, но с расспросами и пожеланиями не докучали: люди интеллигентные, сами всё понимали. А Анастасия не могла принять решение. Дошли эти новости и до третьеклассников. Они каждое утро заглядывали ей в глаза, ища там ответ на вопрос, который их беспокоил, обхватывали на перемене её за талию, за бёдра, ластились, подкладывали конфетки и печенье на стол и тоже молчали. Только в конце уроков спрашивали: «А репетиция сегодня будет?»
Время близилось к десяти часам вечера, начинался ужин. Аделина вошла в комнату. Там стояли стол, скамьи и стулья. На полу разбросаны подушечки для тех, кому не хватит места за столом. Но сегодня гостей не было, должно всем хватить. Горели масляные светильники и свечи. Служанка поставила на стол пшеничный и ячменный хлеб. Мясо из говядины и баранины должен принести новый слуга. Аделина часто поглядывала в проём комнаты, чтобы не пропустить с ним встречу. Она нервничала и не замечала, как хозяева усаживались за стол. Главенствующим цветом в мужских костюмах являлся черный, что символизировало серьезность и
степенность. На ногах – обтягивающие чулки. Дамы входили в широких длинных юбках с шерстяными накидками на плечах поверх блуз с корсетами, в кожаных туфлях. Румяна и восковые помады на лицах женщин и девушек. От одежды и тела шло благоухание настоек из различных лепестков и соцветий, что помогало скрыть неизбежные неприятные естественные запахи.


Аделине нужно принести фрукты, с них начинался ужин хозяев. Она развернулась – и столкнулась с новым слугой. Это Карлос, высокорослый, худощавый юноша в мешковатой одежде, подпоясанный бечевкой, и в холщовой обуви. Он раскланялся неуклюже и пристально посмотрел на девушку. В руках держал большой кувшин с вином. Им заканчивался ужин. Аделина с ужасом поняла, что могла налететь на слугу и опрокинуть кувшин. Хозяйка заметила это столкновение и улыбнулась своему мужу, встала из-за стола.

– Карлос – наш новый слуга. Подойди поближе, здесь светлее.
Она подтолкнула его к столу. Тот кланялся и краем глаза отыскивал Аделину
– Надеюсь, ты подружишься с нашей служанкой.
Аделина вспомнила наказ Леонардо и натужно изобразила улыбку на лице.
Дальнейшее она плохо помнила, так как голова её оказалась занята предстоящими событиями, и они должны случиться в эту ночь по плану её любимого Леонардо.
Анастасия во время урока посмотрела на окно: её привлёк шум резко остановившегося грузовика. За рулём её муж. Как он попал за руль грузовика? Что он здесь делает? Дети тоже принялись разглядывать грузовик.

Она выбежала на крыльцо школы, из машины выходил Алексей. Когда приблизилась к нему, за спиной послышался топот детских ног. Обернулась. Дети стояли на крылечке и смотрели на молодую пару. В глазах читался вопрос: а что случилось? Почему наша любимая учительница идёт к машине? Она сейчас уедет от нас? Тихо к детям подошёл Виталий Иванович. И вдруг Давиденко Витя не выдерживает, соскакивает со ступенек, подбегает к Алексею и начинает его трясти за руку.
– Вы что, за Анастасией Николаевной приехали? Вы её хотите увезти от нас? Вы хотя бы с нами посоветовались, нас вон сколько много. – Он оглядывался на детей и размахивал руками, заметил завуча. Забыв, что ему недавно пришлось пережить выволочку за прыжок из окна, крикнул с надрывом:
– Вот и Виталий Иванович тоже против!
Анастасия молчала, а слёзы капали.
– Да, я приехал за вашей учительницей, она сама никогда не примет решение.
– Стоп, стоп, Алексей, – заговорил Виталий Иванович. – Давайте дождёмся окончания уроков и поговорим все вместе.
Разговора не получилось и после уроков: Алексей уехал в город, ни с кем не попрощавшись.

Анастасия не находила себе места от отчаяния. Почему Алексей уехал? А если совсем? Вечером решила почитать что-нибудь к новому экзамену, чтобы отвлечься. Открыла учебник. Читала одно и то же предложение несколько раз и снова к нему же возвращалась, ничего не понимая.
Раздвинула шторы на окне. За окном темно и неуютно. Слышно, как шумели верхушки сосен. Она увидела несколько звёзд между ветками. Они как будто подмигивали ей. Это ветром колыхало ветки, и они то закрывали, то открывали звёзды. Грустно и пусто в душе.


Ужин у хозяев закончился, как всегда, за полночь. Всё, Аделина свободна до утра. Надо действовать! Из мешка в корзине она вытащила свободную холщовую рубашку для мужчины, короткие штаны с полотняными чулками, грубые башмаки и шляпу. Надела на себя. Молодец Леонардо, так хорошо и ладно пришлось мужское платье. Теперь предстояло незаметно выбраться из дома в сад. Там её ждёт Леонардо. Это его план: переодеться в мужчину, уйти незаметно из дома и пробраться к фабрике, на которой работали только мужчины. А там-то Леонардо пристроит Аделину на работу, и они будут жить вместе, но сначала обвенчаются.


Ночь опустилась, к счастью, безлунная, и два силуэта продвигались беспрепятственно.
– Постой, Леонардо, мне надо тебе что-то сказать.
– Говори, только потише, скоро площадь, могут быть люди.
– Милый, надо же родителям сказать и свадьбу сыграть, – просительно начала Аделина.
– А как мы скажем, если твои родители видят тебя прислугой в доме у хозяев? Ты же будешь работать со мной на фабрике как мужчина.
– И что же нам делать?
Поравнялись с каким-то строением, резко открылось окно, из него выплеснули нечистоты прямо на улицу, где стояли наши влюблённые. Они едва успели отскочить, присели и замерли. Тишина.


Не договариваясь, двинулись дальше. Девушка схватила Леонардо за рукав и, приблизившись к его лицу, горячо зашептала:
– Без благословления жить с тобой не буду!
– Тогда зачем весь этот план? Что ты хочешь, Аделина?
– Я хочу, как у всех крестьянских семей, хоть и приданого у меня нет.
– Милая моя, да не нужно мне твоё приданое, мне нужна только ты.
Он обнял её и нежно поцеловал.
 – Мы же недолго так будем жить, пока тебя будут искать. Не найдут, ты теперь мужчина. Потом все успокоятся, возьмут новую служанку, и мы придём к родителям, уговорим их сыграть нам свадьбу.


Как все – таки красив город в ночное время. В нём можно укрыться... раствориться... спрятаться от посторонних глаз... А можно тихо лежать на прохладной траве, смотреть в черное... темно – синее небо с миллиардами звезд... или прыгать, бегать и петь любимые песни во весть голос: никто не осудит...Но сейчас нельзя, надо быть незаметной. А так хочется! В ночном городе можно и поплакать: чернота спрячет тебя, твои мысли и твои слезы... Даже деревья ночью превращаются во что-то магическое, и ты становишься одним целым с природой, со всем, что тебя сейчас окружает. Я любила бы ночь еще сильнее, будь мой Леонардо, всегда со мной в это время... в эти магические мгновения... А день, какой он будет? Пусть она, ночь, не кончается никогда. Так думала Аделина, держась за руку своего Леонардо.

Муж Анастасии не давал о себе знать две недели. Она несколько раз появлялась в институте на занятиях, но встречи с ним не искала: обиделась. Не понимает он её, думает только о себе. Пусть там живёт один.
И вот наступила суббота. Уроки закончились. Дети пристально вглядывались в лицо Анастасии и искали объяснение её уныния и неулыбчивого взгляда. На переменах ластились, угощали конфетами, старались не шуметь и не баловаться. Даже Таня Сизова разрешила Алёшке танцевать с ней на празднике. Разучили сказку «Репка» с куклами. Детям нравился кукольный театр, но зачастую переигрывали: вставляли свои слова, громкие восклицания. Мышка у них пищала так громко, что слова деда и бабки заглушала, а кошка мяукала, как пантера или тигрица. Про собаку и говорить не приходится. Ликования по поводу удачной концовки сказки оказались умопомрачительными: куклы танцевали, обнимались, подпрыгивали и что-то выкрикивали, чего и в помине в сказке не было.

Анастасия на репетициях немного забывалась, увлечённая режиссурой.
Всё! У детей обед, у неё тоже. Домой – в свою учительскую квартирку. Может, муж приедет. Поезд приходит около шести часов вечера. Поучу уроки по психологии, да дочитаю роман «Чёрное и красное» Ф. Стендаля по зарубежке. Так думала Анастасия, открывая книгу. Не заметила, как заснула за столом. Её разбудил звук поворачивающегося ключа в двери.
Это был Алексей в парадном сером костюме, гладко выбритый, с букетом цветов. Анастасия заулыбалась и бросилась ему навстречу. Обнялись, постояли несколько секунд.
Алексей ей поведал за столом о своём решении.
– Ты не думай, что я бессердечный муж, я всё понимаю, но надеялся на переезд. В дом заселюсь пока один, а ты заканчивай год в школе, место новой работы за это время подыщем, учёбу закончим оба, а летом переедем. Анастасия благодарно обняла мужа.
За окном в обрамлении сосен спускалась ночь.

Сквозь голые ветви светила луна, ветви тянулись к свету, в них лунный свет замирал крохотными черточками. Долго-долго смотрела Анастасия в ночь и мысли не могли уйти от какой-то основы... Привносим ли мы сейчас в ночь что-то своё или берем частицу, нужную нам?
Нет, нет, мы едины, и что-то одно и в природе, и в нас...Ночью принимаем мы мир свежо и сразу отовсюду, как сейчас, при бледном с голубоватой дымкой освещении луны. Тревожится сердце, предчувствуя что-то иное, чем красоту... Весь мир тих, словно всего касается единое. После ночи мы мудрее для дня.
Анастасия очнулась от забытья, посмотрела на монитор компьютера. Вот это сон! Судьба Аделины волновала её, как будто собственная. Одно она приняла радостно и оптимистично: девушка спускается с лестницы с улыбкой на лице и радужным настроением, значит, с ней всё в порядке, она счастлива. И Анастасия счастлива. Этот сон про меня? Наверное… Влюблённые всегда поймут друг друга.
– Настя, ты почему не спишь? Уже два часа ночи. В шесть тебе вставать.
– Сейчас, сейчас, мой Леонардо. Я сплю.