Из дневника воспоминаний тети моей, Аси

Татиана Афанасенко
Из дневника воспоминаний тёти  моей по материнской линии, Аси.

 Речь идёт о времени конца девятнадцатого -  начала двадцатого века, о быте крестьян, проживавших на территории современной Брянской области, (а ранее - Черниговской губернии, и Орловской, и Гомельского уезда (разное было)), что на границе с Белоруссией и Украиной,  где жили мои родные по материнской линии.

 Текст представлен в оригинале, в нем присутствует местный диалект, что придаёт ему колорит.
Некоторые слова я не могу перевести и сама, все тот же местный диалект и архаизмы). Цель здесь была - не последовательность и технология процесса, а воспоминания детства, пронесённые через огромный пласт лет, а тетя моя прожила более девяноста лет.
Дневник воспоминаний она датировала 2008 годом.


 В далёких от города деревнях селяне жили только своим трудом. Земельные наделы играли важную роль в жизни крестьянина. Хозяин дома занимался мужским делом: пахал, сеял, косил, за лошадью ухаживал, которая ему служила.         
 Хозяйка хлопотала по дому, в поле работала от зари до заката солнца. В крестьянских семьях было от шести - восьми - двенадцати детей, и даже до шестнадцати в некоторых семьях.
Сеяли лён, коноплю. Лён, уже поспевший, вручную выбирали, стелили рядом по земле, через некоторое время поднимали и вязали в снопы. После чего выбивали на току семена (льняное семя), которые употребляли в хозяйстве.
Снопы замачивали в болотах, в сажалках*, где была круглый год вода, через две недели вытягивали снопы, развязывали  и расстилали рядами на лугах,
снова собирали их в небольшие снопики, сушили и мяли на самодельных мяльницах.
Когда кострица* высыпалась,  в руках женщин оставались волокна. Кострица шла на подстилку скоту. После чего волокна берут в жмени* и вытрепывают вручную трипочками* из дерева.
Это было завершением первой операции обработки льна.

 Конопля проходит те же процедуры, что и лён, только в отличии ото льна, конопля делится на две части: пенька,- более грубая, из которой вьют веревки, и посконни*,  которые более мягкие, - из них прядут и ткут посконное волокно. После отбеливания шьют мешки, дерюжки, покрывала, подбочники в матрас, набивают соломой и спят на них.
Из конопли, уже обработанной, вили веревки в каждой семье и плели лапти всем членам семьи.
Старшие дети всё умели,- и плести лапти, и вить верёвки.
Конопля растёт высотой полтора метра, а посконни - немножко выше.  На макушках посконней появляется цветение сероватого цвета. В первую очередь выбирают посконни,- тщательно, до последнего стебелька.
Конопля ещё долго стоит, пока созреют семена.
Коноплю вручную выдёргивают из земли, а не срезают, ставят в пучки, семенами вверх, на солнце.
Когда конопля  хорошо высохнет, её выбивают, трут руками шишкообразные  головки, чтобы получить конопляное масло.
 
Не каждый крестьянин может позволить себе маслобойни.
Маслобойни были в городе, но надо было хотя бы  мешок конопли повезти, а если урожай небольшой, то оставляли на семена, а остальную толкли в ступе. В неё добавляли немножко воды,- получалась масса, похожая на блинное тесто, называли ее заливкой. Ею обливали пирожки, макали*  в неё блины,  готовили праздничные блюда.
 Прошло лето, и труженицы -  хозяйки, справившись с первой операцией, начинают прясть лён.
Целиком его не повесишь на гребень, для этого гребень вставляют в скамейку. В старые времена в каждом доме,  в скамейках вырубались специальные отверстия для гребня.
Берут гребенку и начинают мычки*.  В народе говорили: намыкала целое решето (мычек).
И начинают прясть.
 Первосортный лён прядут тонко, на прялке.  Из тонких ниток ткут тонкое полотно, на котором вышивают рушники, набожники  для красного уголка в доме, нарядные сорочки с расшитыми мережкой рукавами,(называли эту сорочку повсечница), и другие вещи для праздничных ритуалов.
 Второго сорта лён пряли погрубее, выводили нитку и ткали полотно. Посконни ещё тоньше пряли, - выводили очень тонкую нитку и пряли полотно.
 Всех сортов полотна в в домашнем быту очень нужны были.
Утюгов не было. Стиранные вещи качали деревянными зубчатыми качалками.
Называли их - качулка.
 Пряли всю зиму. В больших семьях мать обучала и  старших дочерей, и малолетних тоже.     Весной ткали полотна, и когда они были готовы, каждое утро, когда роса на лугу, расстилали полотна для отбеливания.
Поздно вечером собирали и уносили домой, и такая процедура все лето продолжалась.
Шили полотняные вещи самодельными нитками. Из первосортного льна выводились очень тонкие нитки, потом две таких нити скрещивали в одну. Скрещённую нить мотали в моток, отбеливали и шили, назывались они - шитные нитки.
 В основном, из полотна шили нижнее белье всем, - и взрослым, и детям, разные полотенца и т д.
Пряли в семьях и полотна из овечьей шерсти. Сначала овец мыли, чтобы была чистая шерсть ( шерсть называли - вовна), потом
овец стригли.
Постриженную шерсть отвозили в город на чёску, после чего пряли и на веретено, и на прялку.  Ткали из неё сукно  (такое же полотно, как изо льна и пеньки).
Клинцовская суконнная фабрика отправляла своего курьера ( на запряженной в телегу лошади) по близлежащим деревням),- селяне сдавали свои шерстяные полотна на валюшню*. Когда полотна были готовы (свалены), курьер развозил по домам уже готовое сукно.  Фабрика выполняла цвета по заказу селян,- кому белое, кому-то крашеное в разные цвета. Из белого полотна  шили свитки на вилочках*,- такая была мода. Чекмень* шили для мужчин, когда едут в лес по дрова, одевали поверх шубы, для тепла зимой. Шили дерюги ( дерюга заменяла тёплое одеяло зимой),
наперники на подушки (вяленое сукно не пропускало перо).
Подушка делалась длинная, на всю двуспальную кровать. Сверху подушки надевалась вторая наволочка, из льняного полотна. Из крашеного, вяленого полотна женщины шили саяны в четыре полы (типа сарафана на паечках*).
Сукно для них ткали из тонких ниток.
Стирали шитые вещи из полотна ( жлуктили) в специальной высокой кадке без дна.
Плотно укладывали мокрые вещи, сверху  засыпали просеянной на решето березовой золой, заливали кипятком.
 Кипяток  проходил через слой золы и, последовательно,  через все белье, и уходил в землю или на поверхность, на которой ставилась кадка (во дворе или в сенях).
 Воду для стирки кипятили в русской печи, в больших чугунах. Носили воду из колодца, на коромысле.
Чем больше кипятка пройдёт через золу ( щёлок), тем белее становится бельё.
Во второй половине дня выкладывали горячее белье в посуду, (типа выварки), закрывали и везли на санках на речку.
Зимой во льду делали прорубь.
Выбивали белье праником  на льду.  Обычно говорили: прали белье на речке. Руки грели в теплом белье, которое  было прикрыто в посуде.
Везёт женщина белье с речки — низ саяна обмерзший, сосульки  льда висят. На ногах у неё - лапти, в которых женщина работала у проруби, обмерзшие льдом.

Продолжение следует.