Глава 061. Бах. Вторая скрипичная партита

Валентин Великий
Иоганн Себастьян Бах
Партита для скрипки соло №2 pе-минор
Рудольф Гелер (скрипка)

Kiatia: Как необычно звучит скрипка, когда играют изогнутым смычком. Настоящая полифония. Интересно, почему так редко скрипачи применяют этот прием?

steinberg: Что за изогнутый смычок? По картинке я не могу догадаться. Были смычки с не туго натянутым волосом, что позволяло касаться всех струн одновременно. У него такой?

Kiatia: Еще и трость выгнута дугой. И да, волос натянут не туго. Звучит очень необычно, аккорд звучит очень мощно, не по-скрипичному. Сначала даже показалось, что присутствует орган. Но скрипачи не приняли такой смычок. Интересно, почему.

Andrew_Popoff: С таким смычком невозможна беглость такого уровня, какой стал после Паганини нормой в романтической музыке. Концерт Чайковского таким не сыграть.

Kiatia: Да, верно, если вдуматься, то не натянутым волосом многие штрихи невозможно сыграть. То есть, вероятно, такой смычок может использоваться, чтобы играть произведения, созданные до начала XIX века, как один из приемов. По аналогии с барочной музыкой. Интересно, кроме Гелера, кто-нибудь играет таким смычком? Все-таки Бах звучит торжественно, когда таким образом играют, и не пошло, как мне кажется. Возможно, во времена Баха мог существовать такой прием, и некоторые свои произведения он как раз и писал в расчете на такое исполнение?

Andrew_Popoff: Тут дело еще и в том, что барочную музыку с конца XVIII века до окончания Первой мировой войны, а особенно Второй, практически не играли. Мендельсоновское исполнение «Страстей по Матфею» имело куда меньший эффект, чем принято думать. Играли современную исполнителям и публике музыку. И поскольку дугообразный смычок был здесь не нужен, то о нем практически забыли.