Об орнаменте

Мария Мас
В школе в 10-11 классах я участвовала в олимпиаде школьных рефератов и даже заняла Первое место в районе и в городе с темой "Языческие мотивы в русской традиционной вышивке". Меня вдохновили тогда очень популярные книги академика от истории Б. А. Рыбакова. В 11-м классе в реферате я даже описала два полотенца с вышивкой из фонда ГМИР, но это была хорошая школьная, а не научная работа.

Когда я училась в институте, то я хотела продолжить писать на тему вышивки, но  больше по истории орнамента. Мне посоветовали взять книгу Т. М. Соколовой "Орнамент - почерк эпохи", которая меня совсем не вдохновила: иллюстраций в ней было больше, чем текста, и описание орнаментов начиналось с Ренессанса. По истории первобытного орнамента и орнаментам народов Древнего мира я нашла очень мало литературы, где присутствовало исследование самого орнамента как такового. В основном это были рассуждения на тему: здесь умели рисовать, а здесь не умели, здесь похоже, а здесь не похоже. Светлая мысль по поводу того, почему именно так изображали, а не иначе у исследователей была краткой: все зависело от мастерства художника.
При этом античный меандр и пальметты преподносились как вершина человеческих знаний о мире.
 
Мне хотелось спросить этих специалистов: а как же неолитическая керамика, скифский звериный стиль, сохранившиеся египетские ткани и изображения папирусов и лотосов на колоннах и зданиях? Куда же им до древних греков и римлян!
Кельтский орнамент, средневековые книжные заставки и миниатюры, резные украшения готических соборов - все списывали на примитивность мышления. Зато Ренессанс и дальнейшие эпохи преподносились как вершина художественной мысли и мастерства: ведь там произошло возвращение к античным корням.
Но все изменилось в эпоху Модерна, когда искусство Ар Нуво и Ар Деко обратили свой взор к достижениям своих национальных культур и культуре Дальнего Востока и Африки.

Могу сказать лишь одно: от орнамента я перешла к изучению мифологии в целом, а от мифологии к истории Византии. Неожиданно для себя я полюбила византийское и  древнерусское искусство: иконопись и литературу.