Воздушные бои в Заполярье - 6

Андрей Грачев 2
Рассказав про победы пилотов ВВС СФ над асами немцев, мы расскажем о победах пилотов JG5 над асами ВВС СФ. В конце мы попробуем сопоставить эти потери. Правда сразу оговоримся: нам неизвестны все потери самолетов со стороны асов СФ. Но, с другой стороны, в ряде случаев мы точно не знаем, какого пилота сбили лётчики ВВС СФ.

В 41 году успехи немцев в уничтожении асов-североморцев были скромными по причинам понятным: самих этих асов было ещё очень мало. Пожалуй, мы можем отметить только два ярких случая.

25 октября был сбит на "МиГе" пилот Захар Артемович Сорокин из 72 сап. Он занимался отражением налёта бф-110. "Разрушители" шли без прикрытия со стороны бф-109. Сорокин, имевший уже 5 побед на счету, атаковал ведущего. Однако в момент атаки его сбоку атаковал другой бф-110, и вскоре Сорокин был подбит, посадил самолёт в тундре, потом долго добирался до своих. После этого случая он лишился обеих ног, однако добился возвращения в строй и, летая на протезах, сбил ещё 6 самолётов врага. Сбил его оберлейтенант Феликс Брадис из Z/JG77, сильный и опытный ас. Стоит отметить, что север - единственное место на восточном фронте, где бф-110 некоторое время проявляли себя в роли истребителей действительно успешно.

А 16 ноября погиб на "Харрикейне" один из лучших асов первого года Войны в 72 сап Семененко Пётр Макарович. Он уже успел одержать 11 побед. Обстоятельства его гибели прекрасно изложены в статье "Результативный сафоновец" в Мурманском вестнике. Статья эта доступна в интернете, и всем желающим мы её рекомендуем.

Но потери немцев в асах были, как мы помним, намного выше, как безвозвратные, так и не безвозвратные. Впрочем, не будем, конечно, лукавить, представляя дело так, что североморцы были в то время лучше немцев. Сами выжившие в тех боях пилоты ВВС СФ рассказывают, что в то время враг полностью превосходил наших пилотов и по технике, и по умению, и даже по численности в конкретных боях. Потери ВВС СФ были намного выше. Хотя ведь и действовавшие здесь части люфтваффе были по сути далеко не элитными, пилоты большей частью особого опыта не имели, "набивали руку" на советских лётчиках. Потери асов люфтваффе были выше потому, что самих асов СФ было крайне мало.

С другой стороны, сказать, что североморцы были статистами - ошибка ещё большая. Североморцы достойно бились, и сбили несколько сильных немецких асов. Более того, самую яркую победу - над Малкушем, одержали "Чайки", техника совсем устаревшая.

В 42 году немцы тоже сбили на так уж много асов-североморцев. Так, 28 апреля был подбит в бою Покровский Владимир Павлович, имевший уже 15 побед на счету. Он летал на свеженьком "Киттихоуке", а его товарищи из 2 гиап действовали на "Харрикейнах". Напавшие внезапно немцы полностью расчленили группу, погибло 5 пилотов, а Покровский, раненый в руку, всё же дотянул до своих. Как водится, участвовавшие в бою пилоты II группы сильно завысили успехи, заявив 11 побед. Один только Рудольф Мюллер оформил четыре штуки, также пополнили счета Пфрэнгер, Карганико, Эрлер. Ещё и пилот 7 отряда унтерофицер Вернер Шумахер заявил две победы. Понятное дело, определить, кто же атаковал Покровского, невозможно.

Про бой 30 мая, где погиб Сафонов Борис Феоктистович, написано уже очень много. Добавим, что в том же бою, во второй его фазе, был сбит Амосов Дмитрий Федорович, тоже очень сильный ас, имевший на счету уже 10 побед, спасся с парашютом, приземлился в воду и был спасён. Немцы оформили 4 заявки, это сделали пилоты 6 отряда. Кажется, Сафонова сбил Рудольф Мюллер, и, возможно, добил малоизвестный пилот Тоде, а Амосова определённо сбил Ханс Дёбрих.

Причин такого неудачного боя несколько: плохая согласованность в ходе боя, ведомые Сафонова отвлеклись от основной задачи, тыл аса был оголен. Та же проблема была и в случае с Амосовым.

Но после этого немцы сбили сильного Советского пилота из СФ только 30 октября. Случай с гибелью Сафонова оказал удивительное влияние, сразу же усилилась дисциплина в ходе боя в разы. Немцы раз за разом сталкивались с неудачами в боях против североморцев. Ограничивались уничтожением тех, кто подставился, ошибся, то есть новичков, но опытные пилоты североморцев не несли ущерба. Да и 30 октября погиб не самый известный пилот - Юзов Сергей Егорович из 255 иап, на счету его было три победы. Может быть, о нем мы и не стали бы упоминать, но ведь именно этот пилот в сентябре смог сбить известного аса Бруннера, который потом с трудом добрался до своих. Мало удивительного, что сбили его как раз пилоты 6 отряда. Юзов был пилот опытный, командовал эскадрильей. Сбит он был во время отражения налёта ю-88 на Мурманск. Увы, отразить налет не удалось, немцы нанесли сильный ущерб городу и порту. Однако любопытно, как они оценили успехи в небе. Сбит был только Юзов в момент атаки на ю-88, но немцы с радости заявили 12 (!!!) побед. Один только Вайссенбергер оформил пять заявок, чуть скромнее был Дёбрих - он "сбил" всего три истребителя. Понятное дело, совершенно невозможно точно установить, кто же сбил Юзова, благо некоторые заявители вообще неизвестны.

26 декабря погиб Реутов Дмитрий Андреевич из управления 6 иабр ВМФ, имевший 7 побед на счету. Напомним, что он также сбивал незадачливого Бруннера, только летом. Это был очень опытный лётчик. Но сбит он был не истребителем, а своей же ЗА. В том же бою был сбит и Покровский, успевший до этого сбить Йозефа Кайзера, видного аса, о чем мы уже говорили, и тоже попал под огонь своей ЗА. Но, если Покровского смогли спасти, то Реутова поглотило Северное море...

А вообще, как мы видим, особых успехов в боях с североморскими асами немцы в тот год не имели, если, конечно, вынести за скобки гибель Сафонова. Потери же их были более существенные, хотя, как мы упоминали, тоже нельзя сказать, чтобы критические. И всё же, если брать именно соотношение по асам, то тут североморцы оппонентов превзошли. Напомним, что безвозвратно в боях с североморцами потеряны Пфрэнгер, Бэр, Книр, Хартвайн, Кайзер. Дважды сбивали Бруннера, и оба раза ему очень повезло. Так что в целом асы североморцев превзошли немецких асов, чего, увы, к сожалению нельзя сказать о рядовых пилотах-североморцах, которые несли более существенные потери, чем пилоты JG5.