О сильнейших среди слабейших

Игорь Чупров
    Когда я кончал Ленинградский  Государственный университет  в далеком 1963 году, то многие мои однокурсники гадали, что лучше:
 1. Стать слабейшим среди сильнейших  - получить распределение в престижный научно-исследовательский институт (НИИ) Ленинграда или Москвы.
2. Или, стать сильнейшим среди слабейших ( распределиться в молодое, только что созданное НИИ на периферии).   
Подавляющее большинство коренных ленинградцев выбирали первое. Кое кто из иногородних, не имеющих прописки в Ленинграде.  Чтобы выбрать первое, срочно подыскивали себе жену с ленинградской пропиской.             Из хорошо знакомых мне однокурсников, по первому пути пошел, проживавший со мной в одной комнате в общежития, сын известного в Литве ученого в области физики атмосферы Дмитрий Стыро. Но через пару лет, он, убедившись, что в Питере он многого не достигнет, решил перебраться в родной Вильнюс. И там вскоре стал доктором наук и профессором.
Другой мой знакомый Андрей Рейшахрит -  племянник известного  в те годы  поэта, автора многих книг для детей, Самуила Маршака, как коренной питерец, без проблем получил распределение в одно из престижных НИИ Ленинграда. Но поняв, что в обозримом будущем ему не удастся пробиться из слабейших в сильнейшие, уехал из родного Питера в заполярную Воркуту.   
И стал там сильнейшим – профессором  и зав. кафедрой физики филиала Ленинградского Горного института,   и  по совместительству  - депутатом и  местным поэтом  Воркуты.
Один мой земляк, начав  в те годы свою жизнь круглым отличником и «первым парнем на деревне», то бишь - секретарем комсомольской организации школы,  пытался и далее быть таким. Но, видно, не получилось. На момент окончания ЛИАП (Лениградского института авиационного приборостроения) он  был чемпионом ВУЗа по лыжам и ,вроде бы, лучшим по успеваемости на выпускном курсе. К его великому сожалению, этого оказалось недостаточным, чтобы попасть в очную аспирантуру, о чем он мечтал. Но благодаря своим достижениям в учебе и на лыжне он получил распределение в столицу лыжного спорта СССР город Свердловск, в престижное НПО «Автоматика».  НПО Автоматика было не только престижным, но и засекреченным, потому наше знакомство с ним оборвалось. И только 10 лет назад до меня стали доходить вести, что в престижном НПО «Автоматика»  у него не получилось из слабейшего превратиться в сильнейшего.
У меня хватило ума или чутья, чтобы при распределении выбрать второе. Я отказался от распределения в ГИПХ (Государственный институт прикладной химии, в котором я делал и диплом) с предоставлением жилья в пригороде Ленинграда – в Кузьмолово. И распределился в никому не известное закрытое предприятие п/я 304  - будущий КНИИРИТ (Каунасский НИИ радиоизмерительной техники), ставший ведущим НИИ  в области радиоизмерений, микро полосковой  и микропроцессорной техники в СССР, к моменту его  распада. В п/я 304 благодаря знаниям, полученным на физфаке ЛГУ, стал сильнейшим среди слабейших – начальником ведущего  отделения в КНИИРИТ.  В Каунасе и КНИИРИТ численность русскоязычных не превышала 10 %. Я был единственным русским руководителем научного подразделения. 
Мы с женой с пониманием относились к бытовому национализму в бывшей столице буржуазной Литвы – Каунасе. Уважали литовцев, с которыми работали, и они за это уважали нас. Тем более, что я из принципа не вступал в КПСС и, как написала одна из бывших сотрудниц КНИИРИТ, толерантно  оценивал тогда и оцениваю  в своих воспоминаниях сегодня, события, приведшие к распаду СССР.
Несмотря на то, что все русское сегодня в Литве под запретом, я сохранил дружеские отношения с бывшими научными сотрудниками КНИИРИТ. 
8-го января от одного из них получил по Е-Майл:
С Рождеством Христовым и наступившим Новым Годом, Уважаемый Игорь Иосифович. Крепкого здоровья и благополучия. Спасибо за годы совместного творческого труда.

Искренне,
Альбинас Валантеюс
   
На что ему ответил:
Альбинас, твое поздравление – самое радостное событие в моей жизни за последние месяцы. Спасибо тебе огромное за это и позволь пожелать тебе и твоим родным того же, что и мне ты пожелал.  Уже 32 года как не стало СССР и с каждым годом все больше фактов подтверждающих правоту Президента России В. Путина, сказавшего лет 20 тому назад: «Кто не жалеет об  СССР,  тот   не имеет сердца, кто желает возврата в СССР - не имеет ума». И благодарить Всевышнего, за то, что я  окончив ЛГУ,  отказался от распределения в Ленинградский ГИПХ (Государственный институт прикладной химии) и составил компанию Сергею Поплавскому, получившему распределение в никому не известный п/я 304 (будущий КНИИРИТ). 
Пользуясь случаем, решил  напомнить тебе о годах «совместного творческого труда»  книжкой под названием «О жизни в СССР» - усеченным вариантом книги «О жизни в СССР, причинах его распада и о возрождении России», убрав из неё главы о причинах его распада и возрождении России.
                С уважением И. Чупров