Экскурс в историю изучения народного искусства

Наталья Бобыкина
Региональные аспекты декоративно-прикладного искусства и народного творчества, проблемы их сохранения и  развития, традиции и современность

В 1911 году при Российском географическом обществе начала свою работу «Комиссия по орнаменту народов России». Она должна была выяснить название и значение каждого отдельного орнаментального мотива и в конечном результате составить этнографическую карту орнаментов России. Во второй половине XIX – начале ХХ вв. коллекционеры и музейщики собирали вышитые предметы крестьянского быта, художники перерабатывали их для создания новых современных предметов быта, без должного изучения истории предмета, что породило много ложных направлений русского стиля. Многие исследователи обращались к вопросу по изучению вышитых орнаментов, но теоретическая база к настоящему времени так и не была создана.

Ключевые слова:
Орнамент, вышивка, Комиссия по орнаменту народов России, Русское географическое общество, этнография

Орнаменты старинных народных вышивок России на протяжении двух столетий привлекают пристальное внимание коллекционеров и исследователей.
В начале XIX века в Европе появился интерес к народному творчеству. Толчком этому послужил выход в свет немецких сказок братьев Гримм («Детские и семейные сказки», 1812). Якоб (1785 – 1863) и Вильгельм 1786 – 1859) Гримм, изучая древнюю культуру немецкого народа, увидели в ней «источник самобытной силы» и «дух народа». Они первыми начали собирать устное народное творчество и предметы народного быта. Братья Гримм стали примером для подражания многим исследователям мира. Не стали исключением и русские историки и археологи.
Первая половина XIX века – это время собирательства предметов крестьянского быта, среди которых были полотенца, головные уборы, столешники, народная одежда и др. Большую роль в собирании «полотняных украс» сыграл Музей этнографии Императорской академии наук в Санкт Петербурге (ныне - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого).
Создание в 1845 году Русского географического общества облегчило задачу экспедиционных поездок в разные области страны, и музейные фонды стали активно пополняться славянскими диковинками. Царское правительство щедро отпускало средства для далёких экспедиций, научных изданий РГО, и российские путешественники середины XVIII - начала XIX вв. много сделали для развития отечественной этнографии. Большую помощь оказало открытие фотографии, которая широко использовалась в экспедиционной работе. Фотохудожники, такие как Ф. Шабунин и А.Карелин, оставили нам массу фотографий людей того века в народной одежде и с предметами быта. В стране появилась целая плеяда филологов, фольклористов, коллекционеров, таких как А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, А.Н. Веселовский, В.Ф. Гильфердинк, М. Забылин, И.П. Сахаров, А. В. Терещенко и др.
В 1846 году англичанин У.Томпс ввёл термин «фольклор». Именно с этого времени началось изучение древнего мира, а собирание древностей стало популярным делом среди дворянского и купеческого сословия. Появилась новая наука – этнография, которая, начиная со второй половины XIX века «неумолимо прокладывала себе путь».
Центральные музеи страны, учёные, коллекционеры и художники стали собирать полотняное искусство народов России. Появилась потребность в организации выставок крестьянского искусства.
В 1867 году в Москве прошла I всероссийская этнографическая выставка, после закрытия которой экспонаты стали частью Дашковского этнографического музея коллекционера, этнографа и мецената В.А. Дашкова (1819-1896), который организовал эту выставку и финансово её поддержал (ныне Российский этнографический музей).
Выставки крестьянского искусства в конце XIX начале XX века стали постоянными.
Одним из инициаторов выставок крестьянского искусства во второй половине XIX века стал французский парфюмер Генрих Брокар, появившийся в России в 1861 году. Его дальнейшая роль в искажении вышитых народных орнаментов стала просто демонической. Стремясь завоевать русский рынок, Г. Брокар создал и распространил по всей стране дешёвое «Народное мыло», сделав в него вкладыш в виде презента - схемы узора вышивки. Для этой цели француз стал скупать крестьянские вышивки, тем более после реформы 1861 года в России стали разоряться дворянские усадьбы, и антикварный рынок страны переполнился предметами крестьянского искусства. Брокар отдавал своим художникам крестьянские вышивки, и они перерабатывали узоры для их дальнейшего использования в печатных изданиях. Эти новые узоры оказались простыми в исполнении и распространялись по стране с огромной быстротой, заменяя некогда богатый сакральный вышитый узор, искажали всю историю шитого искусства России. Популярными стали альбомы вышивок, выпускаемые многими издательствами. Коллекционер К. Д. Далматов издал 7 альбомов узоров для вышивки и резьбы по дереву (1882 – 1900 гг.) Следы этих узоров обнаруживаются в ХХ веке на территории России, Белоруссии и Украины повсеместно.  И как сказал советский археолог А.К. Амброз в своей статье «О символике русской крестьянской вышивки архаичного типа» (1966), что в его годы «этнографические коллекции зафиксировали русскую геометрическую орнаментику уже на стадии её разложения и исчезновения».
Среди известных коллекционеров конца XIX века можно княгиню М.К. Тенишеву (усадьба Талашкино, Смоленск), много сделавшую для популяризации русского искусства за границей и в России, а также жену крупного харьковского промышленника Н.Л. Шабельскую и её дочерей Н.П. Шабельскую и В.П. Сидамон-Эристову, которые «в области крестьянской вышивки и костюма не имели себе равных». Н. Шабельская открыла свою первую вышивальную мастерскую в 1870-х годах в имении мужа «Чупаховка» Харьковской губернии (ныне Ахтырский район Сумской области). Княгиня М. Тенишева и Н. Шабельская в своих мастерских организовали производство полотняных вышитых изделий с узорами, переработанными художниками, что тоже неоднозначно сказалось на сакральном смысле обрядовых вышитых предметов.
Собирателями вышитых украс были и русские художники, такие, как И.Я.Билибин, В. Васнецов, Я. Врубель, К.Е. Маковский и др. Свои коллекции они использовали в создании своих картин, не особо утруждая себя этнографической точностью используемого предмета. Художники в мастерских Строгановского училища, усадеб Абрамцево (вл. С.И. Мамонтов) и Талашкино (вл. кн. М. Тенишева) изучали русское искусство и создавали предметы декоративно-прикладного искусства. Всё это, к сожалению, сослужило плохую службу для развития народного искусства, породив «множество ложных направлений русского народного стиля, ибо почти все они основаны на совершенно недостаточном знакомстве с памятниками» (прим. 1).
Искажённые мотивы народной сакральной орнаментики и иконографии сегодня бесконечно тиражируются и видоизменяются, а отсутствие глубокого исследования крестьянского искусства в прошлом усложняет поиск и изучение настоящего русского сакрального искусства в наши дни.
Семантика древнего вышитого орнамента привлекла этнографов не сразу. Поначалу весь процесс сходился на собирании коллекций вышивок. Первым, кто обратил внимание на крестьянское вышитое искусство, был В.В.Стасов, историк искусства, археолог, художественный и музыкальный критик, почётный член Петербургской Академии наук, известный собиратель древностей. Его альбом «Русский народный орнамент. Выпуск первый. Шитьё, ткани, кружева», выпущенный в 1872 году, всколыхнул всю общественность России. Мнение В.Стасова, что весь русский орнамент состоит из персидских и финских мотивов, а также устное творчество заимствовано у других народов, подверглось критике ряда учёных.  Но все сходились на мнении, что русская народная вышивка имеет глубокие языческие корни.
Большую роль в изучении этнографического материала, в том числе и вышитых орнаментов, сыграла В.Н. Харузина, русский учёный-этнограф, первая женщина, ставшая в 1907 году профессором этнографии. Именно она положила начало научному подходу к процессу собирания и изучения этнографического материала. Она считала, что нужно спешить собрать и сохранить отживающие материалы в этнографических музеях и музеях общего профиля, коллекции предметов систематизировать, сделав из музеев настоящие лаборатории и научные центры. Второй немаловажный этап в изучении полученного в экспедициях материала – это этнографические записи: детальное и научное описание не только предмета, взятого на хранение, но и быта, верований, миросозерцания отдельных народов. Третьим этапом должно стать глубокое осмысление этого предмета и его научное изучение. Особенно бережно нужно относиться к древностям.
В 1911 году к вопросу изучения народных вышитых орнаментов обратилось Российское географическое общество. Им было принято решение об организации при отделении этнографии «Комиссии по орнаменту народов России». В неё входили самые авторитетные в то время учёные-этнографы: С.Ф. Ольденбург, Д.К. Зеленин, В.Н. Харузина, Л.Я. Штернберг, В.А. Городцов и другие. Комиссия разработала программу, главной целью которой было выяснить название и значение каждого отдельного орнаментального мотива и в конечном результате составить этнографическую карту орнаментов России.
Проработав до 1923 года, комиссия так и не начала активную работу. К этому вопросу в советское время из всей плеяды учёных обратился только В.А. Городцов.
В послереволюционный период импульсом для изучения народного изобразительного творчества стала выставка крестьянского искусства, прошедшая в Государственном историческом музее в 1921 году, после которой вышла работа В.Воронова «Крестьянское искусство» (М.: Государственное издательство, 1924). В ней «впервые в русской искусствоведческой науке художественная культура деревни рассматривалась как явление народного творчества» (прим. 2), коллективность как особенность народной традиции, обращено на древнейшие сюжеты и сложные содержания узоров крестьянской вышивки.
Большой вклад в исследование вышитых орнаментов внесли И.Богуславская, В.Городцов, И.Денисова, Л. Динцес, Г. Дурасов, Н. Калиткин, А.Калмыкова, Е.Клетнова, А.Косменко, Г.Маслова, Е.Некрасова, И. Работнова, А.Снеговская, В.Фалеева, И.Шангина, Г. Яковлева, - специалисты Государственного исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Российского этнографического музея, Музея этнографии и антропологии им. Миклухо-Маклая, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, Сергиево-посадского  государственного историко-художественного музея-заповедника.
Исследованием семантики вышитых орнаментов занимались А.Алексеев (Звенигород, Московская обл.), Н. Бобыкина (Балашиха, Московская обл.), П. Кутенков (С.Петербург).
Несмотря на имеющийся обширный научно-исследовательский материал, теоретическая база изучения народных вышитых орнаментов и её символики по-прежнему отсутствует. 

Использованная литература:

1. Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаичного типа.  -  М.: Советская археология, №1, 1966.
2. Алексеев  А.В. Русский север и его сокровища. Из собрания Звенигородского музея. – Звенигород, 2011.
3. Бадяева Т.А. Орнамент в народном искусстве. – М. 1972
4. Бобыкина Н.Ю. Орнаменты, мифы, сказки. – М.: Маска, 2008.
5. Бобыкина Н.Ю. Орнаменты, мифы, сказки. – М.: ИП Скороходов, 2014.
6. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. – М. 1972
7. Воронов В.С.О крестьянском искусстве. Избранные труды. – М.: Советский художник, 1972.
8. Генон Р. Символы священной науки. – М.: Беловодье, 1997.
9. Голан А. «Миф и символ» - М., РУССЛИТ», 1994.
10. Калиткин Н. Орнамент шитья костромских полушубков. – Кострома, 1926.
11. Кацар М. С. Белорусский орнамент. Ткачество. Вышивка. - Минск: Белорусская энциклопедия, 1996.Косменко А.П. Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова XIX – XX вв. Этнографический очерк. – Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 1993.
12. Косменко А.П. Народное искусство народов Российской федерации. –Л.: Художник РСФСР, 1981.
13. Кутенков П.И. Южнорусская народная одежда. – СПб.: Русское географическое общество, 2011.
14. Кутенков П.И. Южнорусская народная одежда. Чернавская крестьянская родовая культура. Середина 19-го - 20 вв. – СПб, РГО, 2011.
15. Работнова ИП. Композиция северных вышивок/Труды НИИХП № 7. – М. 1973
16. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981.
17. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М.: Наука, 1988.
18. Садовников Д. Загадки русского народа.  - Спб, Типография Н.А. Лебедева, 1876.
19. Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым. – М.: Художественная литература, 1990.
20. Стасов В.В. «Русский народный орнамент. Шитьё. Ткани. Кружево. – М. Общество поощрения художников, 1871.
21. Терещенко А.А. Быт русского народа, часть 1 – 7. - М.: Книга по требованию, 2012.
22. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. – М.: Наука, 1987.