Автор Эраста Фандорина стал иноагентом. Декоратор

Анатолий Обросков
В настоящее время работаю над рукописью детектива "Мориарти", в нём есть главы и о Фандорине. http://proza.ru/2023/09/25/1054

Так как по моей версии Джек Потрошитель выполнял тайные задания профессора Мориарти, то мне было интересно прочитать в двух рассказах Бориса Акунина (признан иноагентом в РФ, включён в реестр террористов и экстремистов)  о маньяке Декораторе и расследовании, которое ведут Фандорин и Холмс.

Минюст России признал иноагентами писателя Бориса Акунина (также входит в реестр террористов и экстремистов) и интернет-издание "Холод".

Эраст Петрович Фандорин — литературный герой, протагонист серии исторических детективов российского писателя Бориса Акунина (признан иноагентом, также входит в реестр террористов и экстремистов) «Приключения Эраста Фандорина».

В этой серии писатель поставил себе задачу написать по одному произведению разных поджанров детективного романа: конспирологический детектив, шпионский детектив, герметичный детектив, этнографический детектив и т. д. Часть рубрик (поджанров) придумана самим автором (Б. Акуниным (признан иноагентом, также входит в реестр террористов и экстремистов)): например, повесть «Куда ж нам плыть?» была отнесена им к «идиотическому детективу» и т. д.

Эраст Петрович хорош собой, у него безукоризненные манеры, он пользуется успехом у дам, хотя всегда одинок. Является также обладателем необычной способности — он всегда выигрывает в любой азартной игре и вообще в любом споре, если результат полностью определяется случайностью.

При первом упоминании в книге (роман «Азазель») Фандорин так описывается его начальником, Ксаверием Феофилактовичем Грушиным: «больно нежен, больно тонкого воспитания», «исполнителен, пишет грамотно, языки знает, смышленый, да и в обращении приятный».

Сам автор отмечает, что у персонажа «длинные девичьи ресницы» и называет его весьма миловидным юношей, «с чёрными волосами (которыми он втайне гордился) и голубыми (увы, лучше бы тоже чёрными) глазами, довольно высокого роста, с белой кожей и проклятым, неистребимым румянцем на щеках».

Рецензентами высказывалось мнение, что фамилия Фандорина является аллюзией на журналиста Жерома Фандора, героя серии детективных романов французских писателей Марселя Аллена и Пьера Сувестра о Фантомасе (1911—1913) и французской кинотрилогии 1960-х годов, снятой по мотивам этих романов, в которой роль Фандора — как, впрочем, и роль Фантомаса — сыграл Жан Маре.

Эраст Петрович Фандорин родился 8 (20) января 1856 года в старинной дворянской семье. Его официальный предок Корнелиус фон Дорн поступил на русскую службу во времена царя Алексея Михайловича (описано в романе «Алтын-толобас», входящем в другую серию книг Бориса Акунина (признан иноагентом, также входит в реестр террористов и экстремистов)— «Приключения магистра»). Самсон Данилович Фандорин, родившийся в конце XVIII в. и усыновлённый как его праправнук (персонаж романов «Внеклассное чтение» и «Квест»), является, соответственно, прадедом Эраста.

Мать мальчика умерла во время родов. Поэтому, то ли с досады, то ли в насмешку над горькой судьбой, отец, Пётр Исаакиевич, оплакивая жену Елизавету, назвал мальчика Эрастом (в известной сентиментальной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» героиню Лизу погубил юноша Эраст). Имя Елизавета (Лиза) стало впоследствии роковым для Эраста Петровича.

Детство и юность Эраста Петровича прошли в достатке, он получил хорошее домашнее и гимназическое образование. От бонны-англичанки мальчик в совершенстве перенял английский язык, а классическое гимназическое образование традиционно включало в себя французский, немецкий языки и латынь. Впоследствии Эраст Петрович освоил турецкий и болгарский языки во время участия в русско-турецкой войне, японский — во время пребывания в должности вице-консула Российской империи в Йокогаме, Япония. В возрасте пятидесяти лет планировал выучить китайский и арабский языки, но осуществил ли эти планы — неизвестно. К пятидесяти одному году изучил испанский, а к возрасту пятидесяти двух — итальянский язык.

Работа в полиции

Пристрастие его отца, Петра Исаакиевича Фандорина, к азартным играм, а также различным экономическим «прожэктам» привело в итоге к разорению семьи. Пётр Исаакиевич не выдержал удара судьбы и умер от сердечного приступа, не оставив сыну никаких средств к существованию. Как следствие, Эраст Фандорин был лишён возможности поступить в университет и получить высшее образование и был вынужден сам себя содержать, для чего и поступил на службу.

Интерес ко всему, что связано с расследованием преступлений, привёл его в московское полицейское управление, где его первым начальником и наставником стал опытнейший следственный пристав Ксаверий Феофилактович Грушин. Фандорин занимает должность письмоводителя в сыскном управлении и волей случая оказывается вовлечён в расследование загадочного самоубийства студента Московского университета, обернувшееся разоблачением таинственной и могущественной организации «Азазель». Фандорину удаётся распутать дело «Азазель». В ходе этого расследования Фандорин, бывший на тот момент коллежским регистратором (чин XIV класса, первый классный чин Табели о рангах), в интересах дела «вне всякой очереди» производится в чин титулярного советника (IX класс) и формально причисляется к Министерству иностранных дел, хотя на самом деле поступает на службу в Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

В ходе расследования Эраст Петрович выясняет, что фортуна, столь немилостивая к его родителю, наделила его способностью выигрывать всегда и во все игры, связанные с азартом и риском (карты, кости, лотереи и т. д.).

Также Эраст Петрович перенимает у руководителя расследования по делу «Азазель» статского советника Бриллинга характерную привычку в ходе логического рассуждения нумеровать все исходные факты и вытекающие из них логические следствия («это раз», «это два», «это три» и т. д.).

Кроме того, он знакомится с председателем Московской судебной палаты тайным советником бароном Александром Аполлодоровичем фон Эверт-Колокольцевым и его семнадцатилетней дочерью Елизаветой (Лизанькой), которая становится его женой. Однако в результате покушения на Эраста Петровича, совершённого в день свадьбы, Лизанька трагически погибает сразу после венчания. Это событие приводит к тому, что Фандорин приобретает две характерные черты: седые виски и лёгкое заикание — следствие эмоционального потрясения; заикание полностью исчезает, когда Фандорин изображает другого человека (рассказ «Из жизни щепок»: «Поразительно, но стоило Эрасту Петровичу в ходе какого-либо расследования преобразиться в иной персонаж, и проклятое заикание бесследно исчезало»), находится в крайнем нервном напряжении или испытывает ярость. К тому же потрясение от смерти жены оказывается столь велико, что Фандорин утрачивает большую часть присущей ему эмоциональности (по выражению автора — «становится эмоциональным инвалидом»). Описано в романе «Азазель».

1876—1878 годы. Балканы, Османская империя. Впав в отчаяние после гибели любимой, Эраст Петрович отправляется на Балканы как сербский волонтёр. Фандорин участвует в сербско-турецкой войне, на его долю выпадут и тяжёлые бои, и плен (что отрицательно скажется на его репутации в Японии), и тяжёлая контузия. После начала Русско-турецкой войны, выиграв в нарды свободу у видинского паши, он направляется в ставку российского Главнокомандующего, так как ему известны сведения чрезвычайной важности. По дороге он встречает 23-летнюю «современную женщину» Варвару Андреевну Суворову, пробирающуюся в действующую армию к жениху. Вместе им придётся заняться поисками турецкого шпиона Анвара-эфенди, находящегося, по некоторым данным, в русской ставке. Описано в романе «Турецкий гамбит».

После успешного завершения дела «Турецкий гамбит» Фандорин, несмотря на головокружительные предложения своего начальника, шефа Третьего отделения и командира Отдельного корпуса жандармов генерал-адъютанта Лаврентия Аркадьевича Мизинова (прототип — Н. В. Мезенцов), просит отослать его служить «куда подальше» и, продолжая формально числиться по Министерству иностранных дел, получает назначение второго секретаря посольства Российской империи в Японии.

1878 год. По пути к месту службы Фандорин раскрывает серию таинственных убийств, имевших место в Париже и на пассажирском пароходе «Левиафан», переживает в Индии мимолётный роман с одной из пассажирок, англичанкой Клариссой Стамп, послуживший причиной задержки его прибытия в Японию, и получает подарок, от которого не может отказаться — огромные и неудобные напольные часы — «Биг-Бен» в миниатюре. Они спасли ему жизнь, свалившись во время качки на море на голову покушавшейся на него особы. Описано в романе «Левиафан».

1878 год. Иокогама. Япония. По прибытии в Японию Фандорину по служебной необходимости вместо должности секретаря посольства в Токио приходится принять на себя обязанности российского вице-консула в Иокогаме.

В Японии Фандорин опять оказывается вовлечён в политико-криминальную интригу, участниками которой становятся и виднейшие японские политики, и бандиты из притонов Иокогамы, а также таинственные ниндзя-синоби. Фандорин обретает преданность восемнадцатилетнего бывшего якудза Масахиро Сибаты по прозвищу Тануки («енотовидная собака-оборотень»), чью жизнь и честь (которая ценилась Масой больше жизни) спасла фандоринская удача в азартных играх. Масахиро (Маса), в православном крещении — Михаил Эрастович Фандорин («Весь мир театр»), становится отныне камердинером Фандорина, его единственным другом и верным спутником во всех приключениях.

Кроме того, Эраст Петрович встречает прекрасную куртизанку О-Юми (её настоящее имя Мидори). Между Мидори и Фандориным вспыхивает страсть. Мидори оказывается дочерью последнего главы древнего клана синоби Момоти Тамбы. Благодаря Момоти, Фандорин знакомится с навыками искусств ниндзя. С помощью Мидори, Масы и Тамбы Фандорин распутывает клубок интриг и карает главного акунина (злодея). Но, по роковому стечению обстоятельств, Мидори приходится пожертвовать своей жизнью ради спасения Эраста (в итоге выясняется, что О-Юми осталась жива, и даже родила ему внебрачного сына, но это навсегда останется тайной для Фандорина). После «гибели» Мидори Фандорин окончательно закрывает своё сердце («I can’t love, I can’t love», — повторяет он у её погребального костра) и отдаёт всего себя изучению искусства «крадущихся» — синоби. Его наставником становится Момоти Тамба. Этот период жизни Эраста Петровича освещается во втором томе романа «Алмазная колесница».

1881 год. Иокогама. Япония. Фандорин расследует небольшое дело об оборотне. Описано в рассказе «Сигумо» (сборник «Нефритовые чётки»).

1882 год. Москва. Коллежский асессор Эраст Фандорин возвращается из Японии и, едва вступив в должность чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе, приступает к расследованию обстоятельства весьма странной скоропостижной кончины своего боевого товарища генерала Михаила Дмитриевича Соболева (прототип — М. Д. Скобелев). В ходе расследования Фандорин снова соприкасается с делом «Азазеля». Этим событиям посвящена книга «Смерть Ахиллеса».

1882 год. Москва. Исключительно силой логики Фандорин во время великосветского разговора походя, на пари, раскрывает тайну бесследного исчезновения одной из сестёр-близнецов княжон Каракиных, наследниц громадного состояния. Описано в рассказе «Table-talk 1882 года» (сборник «Нефритовые чётки»).

1882 год. Москва. Фандорин расследует обстоятельства пропажи старинного китайского веера с иероглифами «инь» и «ян», обладающего, по преданию, волшебными свойствами. Описано в пьесе «Инь и Ян».

1883 год. Москва. Фандорин расследует убийство богатейшего железнодорожного предпринимателя Леонарда фон Мака (условный прототип — Карл фон Мекк). В ходе расследования Эраст Петрович вынужден выдавать себя за студента Института инженеров путей сообщения (на самом делe Московское инженерное училище ведомства Министерства путей сообщения основанo в 1896 году). Именно тогда появляется знаменитый портрет Фандорина в мундире инженера-путейца. Описано в рассказе «Из жизни щепок» (сборник «Нефритовые чётки»).

1884 год. Москва. Фандорин раскрывает убийство торговца антиквариатом Пряхина. От успешно завершённого расследования Фандорину остаются старинные нефритовые чётки, некогда принадлежавшие китайскому мудрецу Те Гуанцзы. На протяжении всей последующей жизни эти чётки полумистически будут помогать Фандорину обретать «внерациональное озарение». Позже чётки перейдут по наследству к его сыну Александру и внуку Николасу. Рассказ «Нефритовые чётки» из одноимённого сборника.

1886 год. Москва. Фандорину противостоит изобретательный мошенник по прозвищу Момус. В ходе этого расследования у Фандорина появляется новый помощник — мелкий чиновник Анисий Питиримович Тюльпанов. Описано в повести «Пиковый валет» (сборник «Особые поручения»).

1888 год. Пахринский уезд Московской губернии. Фандорин и Анисий Тюльпанов сталкиваются с таинственным преданием о Скарпее Баскаковых, непостижимым образом связанным со смертью последней из Баскаковых, богатой землевладелицы Софьи Константиновны. Там же Эраст Петрович знакомится с местной красавицей Ангелиной Крашенинниковой. Описано в рассказе «Скарпея Баскаковых» (сборник «Нефритовые чётки»).

Примерно в это же время, летом — осенью 1888 года, Эраст Петрович успешно расследует дело о пропавшей переписке Екатерины Великой.

1889 год. Москва. Фандорин занят расследованием дела маньяка-убийцы по прозвищу «Декоратор», оказавшегося впоследствии самим Джеком Потрошителем. В ходе этого расследования героически погибает Анисий Тюльпанов. Понимая, что остановить маньяка законными методами будет сложно, Эраст Петрович собственноручно казнит «Декоратора». После этого любящая его Ангелина Крашенинникова не может более жить с Фандориным и уходит в монастырь. Описано в повести «Декоратор» (сборник «Особые поручения»).

1890 год. Москва, Санкт-Петербург. Фандорин расследует убийство, которое выставлено как несчастный случай на охоте. В результате расследования он выходит на ещё одно убийство. По случайному стечению обстоятельств узнаёт факт, связывающий эти два преступления. У истории открытый финал, но читатель может предсказать раскрытие обоих убийств. Описано в рассказе «Одна десятая процента» (сборник «Нефритовые чётки»).

1891 год. Москва. Статский советник (особа V класса, «его высокородие») Эраст Фандорин, которому покровительствует генерал-губернатор князь Долгорукой (прототип — В. А. Долгоруков), готовится занять должность московского обер-полицеймейстера. Но планам Фандорина и его патрона мешает неожиданное и дерзкое убийство прямо в салон-вагоне бывшего министра внутренних дел генерала Храпова, только что назначенного сибирским генерал-губернатором. Убийство совершено террористической «Боевой группой» под руководством человека по кличке «Грин», который сумел приблизиться к генералу, выдав себя, ни больше, ни меньше, за самого Фандорина. Если преступление не будет раскрыто в кратчайшие сроки, то князю Долгорукому грозит скорая отставка. Эраст Петрович начинает расследование. Однако дело осложняется множеством обстоятельств. Во-первых, из Петербурга прибывает вице-директор департамента полиции по политическим делам князь Пожарский, выдающийся следователь, но при этом приверженец петербургской партии противников Долгорукого. Во-вторых, у Фандорина начинается стремительный роман с непредсказуемой поклонницей социалистов и по совместительству дочерью богатейшего банкира Авессалома Эфраимовича Литвинова (его прототип — Лазарь Поляков) Эсфирью. В-третьих, вскоре выясняется, что у террористов есть осведомитель среди лиц, расследующих убийство Храпова. Эраст Петрович раскрывает убийство Храпова и вычисляет предателя, что приводит к уничтожению как Грина, так и Боевой группы и её информатора. Но факты, вскрывшиеся в результате фандоринского расследования и гибели князя Пожарского, бросают тень на высшее руководство Российской империи. Кроме того, не удаётся сохранить свой пост князю Долгорукому. В результате конфликта с новым генерал-губернатором, братом императора великим князем Симеоном Александровичем, Фандорин вынужден спешно покинуть Россию. Описано в романе «Статский советник».

1891 год. Бристоль. Великобритания. Эраст Петрович — изгнанник с весьма ограниченными средствами. Указанное обстоятельство приводит к тому, что он вынужден снимать скромную квартирку у некой мисс Палмер (чья фамилия являяется анаграммой фамилии мисс Марпл, детектива-любительницы из книг Агаты Кристи). Старая дева и настоящая леди, она оказывается на редкость проницательной особой, имеющей определённую склонность к расследованию разного рода загадок. В итоге Фандорин и его квартирная хозяйка, получая искреннее удовольствие от интеллектуального сотрудничества, раскрывают загадочное исчезновение престарелого лорда Беркли, а также успешно возвращают похищенное колье «Млечный путь» и получают обещанное за него немалое вознаграждение. Фандорин неожиданно осознаёт, что его аналитические способности могут стать неплохим способом заработать себе на жизнь. Описано в рассказе «Чаепитие в Бристоле» (сборник «Нефритовые чётки»).

Оставив Британию, Фандорин перебирается в Северо-Американские Соединённые Штаты. Примерно в 1893 году в Нью-Йорке он впервые сталкивается со знаменитым организатором множества громких преступлений «доктором Линдом» (дело о попытке ограбления банка «Eastern United»).

1894 год. Вайоминг. США. Эраст Фандорин по приглашению полковника Мориса Старра (выходца из России Маврикия Христофоровича Старовоздвиженского) прибывает на Дикий Запад для расследования загадочных событий, связанных с появлением в местечке под названием «Дрим вэлли» («Долина мечты») банды Чёрных платков. В ходе расследования Эрасту Петровичу придётся столкнуться с индейцами, поселенцами-мормонами, русскими поселенцами из коммуны «Луч света», таинственным всадником без головы, лихими ковбоями, а также познакомиться с мисс Каллиган, встреча с которой станет одним из самых захватывающих приключений Фандорина. Правда, оne night stand. Описано в повести «Долина мечты» (сборник «Нефритовые чётки»).

Лондон, весна 1895 года. В посольстве Российской Империи Эраст Петрович успешно расследует скоропостижную кончину русского поверенного в делах господина Щербатова. Во время расследования он знакомится с инспектором лондонской полиции Г. Лейстрейдом. («Русский в Англии», "Инцидент в Чешэм-Хаусе").

1896 год. Москва. Накануне коронации императора Николая II преступник международного масштаба доктор Линд совершает в Нескучном саду дерзкое похищение одного из кузенов императора — малолетнего Мики (великого князя Михаила Георгиевича). Лишь благодаря чудом подоспевшему Эрасту Петровичу, преследовавшему своего «старого знакомого» Линда, предотвращено похищение великой княжны Ксении Георгиевны. Но в качестве выкупа за мальчика доктор Линд требует ни много ни мало бриллиант «Орлов», знаменитую реликвию дома Романовых. Вопреки яростным возражениям московского генерал-губернатора Симеона Александровича, дяди императора, и по настоятельной протекции его старшего брата, великого князя Кирилла Александровича, командующего гвардией, который хорошо помнит Фандорина по делу о смерти генерала Соболева, Эраст Петрович, в поисках Линда оказавшийся в Москве, получает чрезвычайные полномочия от членов императорской фамилии для спасения ребёнка, обезвреживания доктора Линда и сохранения «Орлова». В ходе расследования невольными помощниками отставного статского советника становятся великокняжеский дворецкий Афанасий Зюкин, а также гувернантка похищенного мальчика мадемуазель Деклик. Кроме того, у Фандорина вспыхивает короткий, совершенно платонический роман с великой княжной Ксенией Георгиевной. Коронные регалии будут сохранены, Линд разоблачён и уничтожен (точнее, уничтожен и только потом разоблачён), но спасти маленького Мику не удастся. Вдобавок ненависть великого князя Симеона Александровича к Фандорину вынудит последнего вновь покинуть Россию. Описано в романе «Коронация, или Последний из романов».

1897 год. Вологодская губерния. Под именем купца Эраста Петровича Кузнецова Фандорин тайно прибывает в Россию. Цель визита связана исключительно с дорогим сердцу Фандорина событием — торжеством прогресса, выразившимся в знаменитой Всеобщей переписи населения, в частности, старообрядческого Русского Севера. Однако от проблем переписи Фандорина вскоре отвлекает череда жутких массовых самоубийств среди старообрядцев. Он вместе с новыми знакомыми решает остановить эпидемию смертей, так как с каждым следующим разом количество самоубийц возрастает. Описано в повести «Перед концом света» (сборник «Нефритовые чётки»).

В том же году Эраст Петрович расследует исчезновение леди Брокенридж, «хитроумно погубленной неверным супругом» (упоминается в сборнике «Нефритовые чётки»), некоторое время спустя в Сан-Франциско — дело «сиамских близнецов», во время которого Маса около трёх месяцев служил вышибалой в Чайнатауне, а чуть позже в Париже, в квартале Марэ близ церкви Сен-Жерве — дело «маньяка с улицы Белых плащей» (упоминаются в романе «Не прощаюсь»).

Тогда же, примерно в 1899 году, Фандорин, наконец, официально получил высшее образование, окончив Массачусетский технологический институт (упоминается в романах «Алмазная колесница» и «Не прощаюсь»).

1899 год. Замок Во-Гарни. Остров Сен-Мало. Франция. Эраст Фандорин совместно с Шерлоком Холмсом пытаются спасти дочь и состояние мсье дез Эссара. В ходе расследования два сыщика и их помощники — Маса и доктор Ватсон — столкнутся со знаменитым мошенником, криминальным гением Арсеном Люпеном. Действие происходит в последние часы 1899 года, накануне наступления 1900 года. Описано в рассказе «Узница башни, или Короткий, но прекрасный путь трёх мудрых», повествование в котором ведётся от имени доктора Ватсона и вдохновлённого его писательским примером Масы (сборник «Нефритовые чётки»).

1900 год. Расследование внезапной гибели мсье дез Эссара и пропажи его фамильного портрета Летиции фон Дорн (героиня романа «Сокол и Ласточка») выводит Эраста Петровича и Масу на международную метростроевскую мафию, верховный босс которой Эрнест-Петер «Яньло» фон Дорн, заинтересовавшись способностями дальнего родственника (впрочем, уступающими его собственному криминальному таланту), заманивает их в хитроумную ловушку. Маса находит след похищенного Фандорина и освобождает его из замка Теофельс. Описано в романе «Яма».

Париж. Во время Всемирной выставки Эраст Петрович вместе с Масой задерживает знаменитого вора-медвежатника Лё Кулёвра. Упоминается в романе «Просто Маса».

Москва. Эраст Фандорин вновь ненадолго возвращается в Россию. Причина — появление в Москве «Клуба самоубийц». Модная «забава» оборачивается настоящим конвейером смерти, губящим молодых и талантливых людей, мнящих себя любовниками смерти. Расследуя дело «Клуба самоубийц», Фандорин знакомится с Марией Мироновой, современной и прогрессивной особой, предпочитающей имя «Коломбина». Описано в романе «Любовница смерти».

Параллельно Эраст Фандорин неожиданно для себя сталкивается с ещё одним сообществом «любовников Смерти» — на Хитровке, в квартале московских преступников. «Смерть» — это прозвище необыкновенно красивой молодой женщины, известной тем, что всем, с кем она вступит в любовную связь, жить остаётся совсем немного. Столкнувшись со Смертью, Фандорин сначала не может понять, почему чистая, верующая девушка отдаёт свою любовь негодяям. Разгадка проста: зная о таинственном своем проклятии — обрекать на погибель своих возлюбленных — Смерть, топя своё тело в грязи, пытается очистить мир от подлецов и злодеев, погибающих вскоре после начала романа с ней. Кроме того, Фандорин приобретает нового знакомого — им становится московский беспризорник-подросток Сенька Скориков. Скорик также имеет свою тайну: он нашёл старинный клад серебра, с помощью которого хочет разбогатеть и этим привлечь внимание Смерти, очаровавшей его. Смерть же не хочет погубить ни Сеньку, ни Фандорина, поэтому отталкивает обоих. Дело осложняется тем, что именно в это время на Хитровке начинают происходить страшные по своей жестокости убийства. Фандорин приходит к выводу, что кровавые преступления каким-то образом связаны как со Смертью, так и с Сенькой, а точнее — с найденным им кладом. Описано в романе «Любовник смерти».

1901 год. Вызванный телеграммой церемониймейстера Высочайшего двора Афанасия Зюкина, участника дела о похищении Великого князя Михаила Георгиевича, Фандорин вынужден покинуть свою новую пассию Каролину фон Ляйбниц на Вагнеровском фестивале в Байрёйте и спешно выехать в Петербург, где вместе с Масой расследует убийство Елены Лабазовой, хозяйки великосветского салона «Звезда Востока», в котором подозреваются несколько высокопоставленных иностранцев (упоминается в романе «Просто Маса»).

1902—1903 годы. Острова Тенерифе и Сен-Константен. Частная детективная деятельность на всех континентах принесла Фандорину известность и материальное благополучие, теперь он берётся за расследования не ради денег, а лишь в случае их исключительности. Появившееся свободное время Эраст Петрович отдаёт осуществлению своей мечты, сочетающей в себе и страсть Фандорина к техническому прогрессу, и любовь к разгадыванию загадок: с помощью собственной субмарины «Лимон-2» (сконструирована Фандориным на 10 %, а на 90 % его помощником, американцем российского происхождения Питом Буллем) он производит подводные поиски затонувшего близ острова Аруба в 1708 году с огромным (20 тонн) грузом золота испанского галеона «Сан-Фелипе». Его уединение прерывает визитёр — агент Скотленд-Ярда, предложивший Фандорину участие в поиске «Лилейного маньяка», охотящегося на больных туберкулезом девочек, чьи обескровленные тела потом обнаруживают в ваннах с плавающими белыми лилиями. Фандорин соглашается принять участие в расследовании, однако вскоре выясняет, что интерес следствия состоит не только в поиске «Лилейного маньяка», но касается деятельности тайного Ордена «Амфибия», решившего превратить планету Земля в планету Вода. Описано в повести «Планета Вода».

1905 год. Санкт-Петербург, Москва. В связи с начавшейся русско-японской войной Фандорин, чьи поиски подводных сокровищ только-только начали давать первые результаты, принимает решение вернуться из заграничного изгнания, так как осознаёт, что на Родине остро необходимы специалисты по Японии. Тем более, что его персональный недоброжелатель, московский генерал-губернатор великий князь Симеон Александрович, уже погиб в Кремле от бомбы эсера-террориста. Фандорину поручается обеспечение безопасности железных дорог России; Маса, которому его господин на время боевых действий на Дальнем Востоке выхлопотал паспорт на непроизносимое «китайское» имя Лянчан Шонхоевич Чаюневин, в войне двух родных ему стран принципиально соблюдает нейтралитет в рамках ведущихся расследований, но лично Фандорина продолжает преданно опекать. Японский агент, действующий в России под именем штабс-капитана Василия Рыбникова (также известен как господин Стэн) и известный русской контрразведке под кличкой «Калмык», намеревается совершить на важнейших объектах железнодорожной инфраструктуры Транссибирской магистрали ряд диверсий, что приведёт к полному параличу военного снабжения и позволит Японии выиграть войну. Образ японского шпиона, называющего себя «штабс-капитаном Рыбниковым», был заимствован Борисом Акуниным (признан иноагентом, также входит в реестр террористов и экстремистов) из одноимённого рассказа А. И. Куприна. Таинственный штабс-капитан Рыбников везде успевает и, несмотря на то, что следствию удалось напасть на его след, практически всегда умудряется хотя бы на шаг опередить своих противников. Но неожиданно миссии Рыбникова мешает обстоятельство личного толка. Он узнаёт, что расследование ведёт Фандорин. Настоящее имя Рыбникова неизвестно. Но известно, что он происходит из клана Тамба и является потомственным ниндзя. Перед тем, как покончить жизнь самоубийством в камере московской тюрьмы, он напишет письмо следующего содержания:

Отец, Мне странно к Вам так обращаться, ведь с отрочества я привык называть «отцом» другого человека, в доме которого вырос. Сегодня я смотрел на Вас и вспоминал, что мне рассказывали о Вас дед, мать и приёмные родители. Моя дорога подошла к концу. Я был верен своему Пути и прошёл его так, как меня учили, стараясь не поддаваться сомнениям. Мне безразлично, чем закончится эта война. Я воевал не с Вашей страной, я преодолевал преграды, которые, испытывая меня, воздвигал Рок на Пути моей Колесницы. Самым трудным испытанием оказалось то, от которого размягчается сердце, но я преодолел и его. Это письмо я пишу не от сентиментальности, я выполняю просьбу покойной матери. Однажды она сказала мне: «В мире Будды много чудес, и может статься, когда-нибудь ты встретишь своего отца. Скажи ему, что я хотела расстаться с ним красиво, но твой дед был непреклонен: „Если ты хочешь, чтобы твой гайдзин остался жив, выполни мою волю. Он должен видеть тебя мёртвой и обезображенной. Лишь тогда он исполнит то, что мне нужно“. Я сделала, как он приказал, и это мучило меня всю жизнь». Я знаю эту историю, я слышал её много раз — про то, как мать укрылась от взрыва в тайнике, про то, как дед вытаскивал её из-под обломков, про то, как она лежала на погребальном костре с лицом, наполовину обмазанным чёрной глиной. Не знаю я лишь, что означает фраза, которую мать просила передать Вам, если произойдёт чудо и мы встретимся. Вот эта фраза: YOU CAN LOVE.

Таинственный штабс-капитан Рыбников (он же господин Стэн, он же «Калмык» и «Акробат») оказался сыном Фандорина и куртизанки Мидори из клана Тамба. Сама Мидори не погибла, как думал Фандорин. Она вынуждена была подчиниться отцу и инсценировать собственную гибель, но Эраст никогда не узнает об этом. Человек, который написал это письмо, сжёг его перед смертью. Эти события описаны в первом томе и эпилоге романа «Алмазная колесница».

1906 год. Заволжская губерния. Находка галеона «Сан-Фелипе» принесла Фандорину полную финансовую независимость. Он ведёт праздную размеренную жизнь в Париже, когда неожиданно узнает из российской газеты о зверском убийстве в далекой Заволжской губернии некоей игуменьи Февронии, в миру Ангелины Крашенинниковой. Фандорин в одиночку отправляется в Россию, чтобы расследовать его и отомстить за смерть женщины, которая когда-то любила его. Описано в повести «Парус одинокий».

Примерно в 1908 году Э. П. Фандорин успешно находит пропавшую рукопись А. П. Чехова, знакомится с его вдовой, знаменитой актрисой Московского художественного театра, и входит в состав комиссии по литературному наследию Чехова (упомянуто в романах «Весь мир театр» и «Чёрный город»).

1911 год. Москва. По настоятельной просьбе Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой Фандорин берётся за расследование таинственного происшествия в театре «Ноев ковчег», вылившегося в итоге в целую серию кровавых убийств. На спектакле по роковой для Фандориных повести Карамзина «Бедная Лиза» 55-летний сыщик страстно влюбляется в исполнительницу роли Лизы 30-летнюю актрису Элизу Альтаирскую-Луантэн (Елизавету Лейкину, во втором замужестве — ханшу Альтаирскую). Чтобы завоевать её любовь, Эраст Петрович даже решается стать драматургом и буквально за несколько дней сочиняет «идеальную» пьесу в японском духе — «Две кометы в беззвёздном небе», немедленно принятую лидером «Ноева ковчега» Ноем Ноевичем Штерном к постановке. Этому помогает старинное знакомство Фандорина с парижским предпринимателем мсьё Симоном, которым оказывается повзрослевший Сенька Скориков, по-прежнему с огромным пиететом относящийся и к Эрасту Петровичу, и особенно к Масе. Описано в романе «Весь мир театр».

1912 год. Царство Польское, Российская империя — Краков, Австро-Венгрия. Семейная жизнь Фандорина и Элизы Луантэн трещит по швам. Фандорин рад любой возможности, чтобы ускользнуть от жены, и накануне Нового года ввязывается в расследование ограбления поезда, совершённого польским бандитом Болеславом Ружевичем по кличке «Цукерчик». Преследование завершается на рубеже 1912 и 1913 годов в австро-венгерском Кракове, где Цукерчик должен передать похищенные деньги «пану Кобачевскому» («Кобе», Иосифу Сталину). Описано в повести «Куда ж нам плыть?».

1914 год. Ялта, Баку. Накануне Первой мировой войны Эраст Петрович охотится за опасным террористом-революционером по кличке «Одиссей» / «Дятел», ранее упоминавшимся под кличкой «Дрозд» в книге «Алмазная колесница». В «послужном списке» террориста — убийства двух губернаторов, поставки оружия для московского восстания 1905 года, дерзкие экспроприации. Он является личным представителем большевистского вождя Ленина и сообщником «Кобы» (после Революции 1917 г. «Дрозд»/«Одиссей»/«Дятел», он же «товарищ Орлов», станет членом Коллегии ВЧК).

Роман завершает сцена: в Баку вошедший к Фандорину в доверие пособник большевиков Гасым обманом завлекает того в покинутое старое здание и оглушает ударом по голове. Эраст Петрович приходит в себя связанный. Перед ним предстаёт «Одиссей»/«Дятел», который вскоре уходит. Гасым, зная, что Фандорин человек чести и не будет идти наперекор своей клятве, предлагает Эрасту Петровичу дать честное слово, что тот уедет и не будет мешать делам «Дятла». Фандорин отказывается, и Гасым стреляет ему в голову. В результате Эраст Петрович, который для этих целей был вновь возвращён на государственную службу и даже произведён в генеральский чин действительного статского советника, лишается возможности выполнить важнейшее задание императора Николая II — расследовать убийство в Сараеве эрцгерцога Франца Фердинанда, теряя реальный шанс остановить Первую мировую войну и предотвратить крушение Российской империи. Здесь же упоминается, что шанс действительно был более чем реальным, так как ранее Фандорин расследовал некое конфиденциальное дело дома Габсбургов, потребовавшее нескольких личных встреч с императором Францем-Иосифом, чем и объясняется то полное доверие, которым Эраст Петрович пользовался у австрийской императорской семьи. Описано в романе «Чёрный город».

Во время отлучки Фандорина из Москвы, 5 июня 1914 года, с ним пытается встретиться его правнук Ластик (Эраст Николаевич Фандорин), однако ему удаётся лишь коротко пообщаться с Масой. Описано в «Детской книге» и упоминается в романе «Чёрный город». Сестра же Ластика Геля (Ангелина Николаевна Фандорина), находясь в прошлом с параллельной миссией, случайно застаёт момент отъезда Эраста Петровича (описано в «Детской книге для девочек» Глории Му по сценарию Бориса Акунина).

Дальнейшие события описаны в книге «Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть 2».

1918 год. Эраст Петрович выжил после бакинского ранения, но впал в кому: «Пуля прошла навылет через правую верхнюю часть черепа. От смерти господина спасло только то, что револьвер был небольшого калибра». Фандорин пробыл в коме до 1918 года. Маса часто возил его по разным профессорам. По рекомендации одного из них верный камердинер отправился в Самару к целителю из Китая, который оказал большую помощь в восстановлении Фандорина. Но тот всё ещё находился в коме.

В течение нескольких месяцев пребывания Масы и Фандорина в Самаре в стране стали происходить серьёзные потрясения, сильно усложнившие дальнейшую заботу вассала о своём господине. Китайский целитель решил возвращаться на родину, и Масе пришлось уезжать с господином из города. В поезде по пути в Москву Маса столкнулся с попыткой ограбления пассажиров. Неудачный выстрел грабителя по касательной задел голову Фандорина, тем самым выведя его из комы. В Москве Эраст Петрович, ещё полуинвалид, с большим трудом восстанавливающийся от последствий трёхлетней комы, разоблачает актёра-убийцу Невского и приобретает дружбу и уважение Арона Воли, одного из виднейших лидеров российских анархистов, наставника Нестора Махно.

1919 год. Проведя целый год в далёком монастыре на севере Вологодской губернии, Фандорин пробирается из Центральной России в Севастополь, где его ожидает Маса. В дороге он встречает девушку-скульптора Мону — дочь петербургского врача-психиатра Елизавету Анатольевну Турусову, которую за загадочность улыбки, напоминающей о Моне Лизе, прозвала «Моной» её мать, Варвара Андреевна Турусова, в девичестве Суворова, главная героиня романа «Турецкий гамбит». В Харькове, в штабе Добровольческой армии, Эрасту Петровичу приходится, в частности, принять участие в поисках красного шпиона Павла Макольцева (Кольцова), адъютанта командующего Добровольческой армией, история которого известна по роману Игоря Болгарина «Адъютант его превосходительства» и одноимённому фильму. Последним делом Фандорина оказывается расследование заговора офицера штаба армии полковника Скукина. Диверсия заговорщиков завершается взрывом дрезины, на которой Фандорин покинул Харьков.

После смерти

1920 год. Крым. Мона, беременная от Эраста Петровича, эмигрирует из Крыма в Швейцарию, где её отец получил кафедру в университете. В шкатулке с семейными реликвиями Фандориных, которую она сберегла в память о муже, хранятся, в частности, знаменитые нефритовые чётки и разорванный лист пергамента с половиной текста завещания Корнелиуса фон Дорна, вокруг которого впоследствии будет развиваться действие романа «Алтын-толобас». Об этом упоминается в эпилоге «Не прощаюсь».

Уже в «Шпионском романе» есть намёк на то, что с Фандориным был знаком сотрудник советской контрразведки Алексей Октябрьский, известный из произведения «Квест», он же бывший царский контрразведчик штабс-капитан Алексей Парисович Романов из цикла «Смерть на брудершафт». История их знакомства раскрывается в романе «Не прощаюсь». В конечном итоге выясняется, что Романов был косвенно причастен к гибели Фандорина, невольно подставив того под удар врага, но не подозревал об этом. Выяснившая все обстоятельства Мона, не отказываясь от планов мести истинным виновникам смерти Эраста Петровича, оправдывает Романова («Ты был прав, а я ошибалась, — говорит она Масе. — Это не Романов…»); Маса же, в свою очередь, хладнокровно ликвидирует Скукина, переметнувшегося к красным и ставшего комкором, одним из ближайших сотрудников Троцкого, и его подручного Ревазова — настоящих убийц Фандорина.

Вскоре после этого Маса отправляется на родину, в Японию. Теперь он считает себя благородным ронином — самураем, потерявшим своего господина и начавшим самостоятельную одинокую жизнь. О его приключениях в Иокогаме и Токио, где он открывает детективное агентство, рассказывается в романе «Просто Маса».


"Декоратор" (повесть о маньяке) — книга Бориса Акунина  (признан иноагентом, также входит в реестр террористов и экстремистов) из серии        «Приключения Эраста Фандорина». Вместе с повестью «Пиковый валет» образуют книгу «Особые поручения».
Акунин  (признан иноагентом, также входит в реестр террористов и экстремистов) задумал серию «Приключения Эраста Фандорина» как краткое изложение всех жанров детектива, каждый роман представлял собой новый жанр.
В «Особых поручениях» фигурирует подручный Фандорина Анисий Тюльпанов — невзрачный, но способный молодой человек.
1889 год. В Москве происходят неслыханные события — полиция обнаруживает одну за другой женщин с перерезанным горлом. У всех жертв отсутствуют признаки полового насилия, зато извлечены внутренние органы и аккуратно разложены на месте преступления, образуя некую «декорацию», как её называет сам преступник. На лице или шее каждой убитой красуется кровавый отпечаток поцелуя — почерк лондонского Джека Потрошителя. Неужели серийный убийца перебрался в Москву? Найти ответ на этот вопрос предстоит, конечно же, чиновнику по особым поручениям Эрасту Петровичу Фандорину, ведь на кон поставлена его карьера. Во время расследования Эрасту Петровичу будет помогать бесстрашный Анисий Тюльпанов, который ради раскрытия преступления будет готов пожертвовать собственной жизнью…
"Декоратора" могли экранизировать.
В сентябре 2013 года кинокомпания «Кинослово» сообщила о начале работы над новым фильмом «Декоратор» по одноимённой повести Акунина  (признан иноагентом, также входит в реестр террористов и экстремистов). Режиссёром фильма будет Антон Борматов, продюсером — Пётр Ануров, известный по работе над одной из кассовых российских лент 2012 года «Духless». Изначально планировалось, что фильм выйдет в 2017 году, но с тех пор не появилось никакой новой информации о фильме. В роли Эраста Фандорина    должен был выступать популярный российский актёр Данила Козловский.
Кстати, автор  этих строк 2023 посмотрел "Карамору" с Козловским в главной роли, написал кинорецензию. Весьма любопытное изложение версии о тайных обществах, которые стремятся захватить воасть в российской империи.


"Пиковый валет".
Москва, 1886. Спустя четыре года после событий, описанных в "Смерти Ахиллеса", Фандорин всё ещё служит заместителем по особым поручениям у московского губернатора князя Долгорукого. Он сожительствует с графиней Адди, замужней женщиной. После того, как джентльмен-аферист по имени Момус, известный под псевдонимом "Пиковый валет", обманывает принца в рамках аферы на сто тысяч рублей, Фандорина вызывают для его задержания. Фандорин берёт на должность своего помощника по расследованию кроткого молодого полицейского по имени Анисий Тюльпанов, и вместе Фандорин и Тюльпанов пытаются задержать Момуса и его прекрасную сообщницу Мими.
Фандорин закрывает мошенническую лотерею, проводимую Валетом, но Момус и Мими сбегают. Момус, в свою очередь, обманом заставляет японского слугу Фандорина Масу позволить ему украсть весь багаж графини Адди. Разъяренный Фандорин клянется отомстить Момусу и устраивает заговор, в котором он выдает себя за индийского принца, владеющего большим изумрудом. Момус и Мими снова сбегают, но не раньше, чем у Мими и Тюльпанова состоится романтическая встреча. Момос отправляет обратно весь багаж Адди, пытаясь ослабить давление со стороны Фандорина. Впоследствии Фандорин отправляет Адди обратно к её мужу.
Момус решает бежать из Москвы, чтобы избежать встречи с решительным Фандориным, но меняет свое мнение после случайной встречи с Самсоном Еропкиным, насквозь коррумпированным, криминальным московским чиновником. Момус решает ограбить Еропкина, но афера идет ужасно неправильно. Момус и Мими попадают в плен к Еропкину, который находится на грани убийства их обоих, когда прибывает Фандорин и спасает их. Еропкин арестован за свои преступления. Фандорин отпускает Момоса из-за отсутствия улик и из желания избавить своего босса, принца Долгурукого, от позора. Мими, с другой стороны, грозит суд за ее участие в мошеннической лотерее. Похоже, её отправляют в тюрьму и ссылку в Сибирь — и Тюльпанов, который влюбился, мечтает жениться на ней после того, как она выйдет из тюрьмы - когда Момус, переодетый адвокатом, защищает Мими в суде и шантажирует судью, чтобы тот снял обвинения. Тюльпанов наблюдает, как Мими и Момус покидают здание суда, не понимая, пока не становится слишком поздно, что Момус -         адвокат, и безутешно наблюдает, как Пиковый валет уводит женщину его мечты.
Тон новеллы слегка комический, что резко контрастирует со второй новеллой, "Декоратор".


"Декоратор".
Москва, 1889 год. Страстная неделя, перед библейской религиозной датой. В Москве жестоко убита и изувечена проститутка. Фандорин считает, что  убийцей является Джек Потрошитель, англичанин, убивший несколько       проституток в Лондоне годом ранее. В начале романа точка зрения смещается на убийцу, который описывает свои преступления и называет себя                Декоратором, полагая, что делает уродливых женщин красивыми. Остальная часть рассказа периодически прерывается размышлениями Декоратора.
Судебный советник Ижицин, конкурент Фандорина в расследовании, руководит эксгумацией трупов с кладбища Божедомка в сопровождении помощника Фандорина Тюльпанова. Находясь на кладбище, Тюльпанов подружился с Пахоменко, добродушным украинским кладбищенским сторожем. Коронер, доктор Захаров, идентифицирует ещё четыре тела как жертвы московского  потрошителя. Тюльпанов сообщает об этих находках Фандорину, чья новая подруга, Анджелина, набожная русская православная женщина, несмотря ни на что, живёт с Фандориным. Происхождение Анджелины описано в рассказе "Скарпеа Баскаковых" из коллекции нефритовых четок. Фандорин проверяет записи людей, которые за последние месяцы ездили из Лондона в Москву и имели медицинское образование, и находит двух вероятных подозреваемых: акушерку Несвицкую и санитара Стенича, которых выгнали из медицинской школы семь лет назад. Вскоре после этого Фандорин получает по почте ужасную посылку: человеческое ухо.
Тюльпанов тайно берёт интервью у двух подозреваемых. Фандорин возвращается в морг и сравнивает отрезанное ухо с одной из мёртвых проституток. Фандорин бросает вызов Захарову, который ничего ему не говорит, а вместо этого сообщает, что виновная сторона будет на вечеринке по случаю встречи выпускников бывших студентов-медиков, на которую он собирается в тот вечер. Фандорин узнает, что ведущий вечеринки, бизнесмен по фамилии Бурылин, был исключен из медицинского факультета за то, что входил в группу шутников, которые попали в неприятности в школе семь лет назад. Стенич также был частью этой группы, как и Захаров, который прошёл подготовку в качестве коронера вместо того, чтобы быть исключённым. Их лидер, Сотский, был отправлен в тюрьму и умер. В конце концов выясняется, что Сотский и остальные были привлечены к дисциплинарной ответственности за случайное убийство проститутки. Фандорин арестовывает Бурылина после того, как тот признаётся, что послал Фандорину ухо в качестве шутки.
Тюльпанову поручено работать с Ижициным, который считает, что убийцей, должно быть, татарин или еврей-мясник, и собрал группу подозреваемых, которых он планирует пытать. Тюльпанов рассказывает ему о трёх подозреваемых, которых нашел Фандорин, и у Ижицина появляется идея для эксперимента: шокировать троих подозреваемых, отвезя их в морг, показав им тела и посмотрев, кто признается. Никто этого не делает. На улице Тюльпанов случайно сталкивается с Фандориным, который работает под прикрытием          сутенером. Фандорин узнает о трюке Ижицина с телами и идёт ему навстречу, только чтобы узнать, что Декоратор убил его.
Граф Толстой, министр внутренних дел, прибывает из Санкт-Петербурга в Страстную пятницу и угрожает уволить принца Долгорукого, если убийца не будет пойман к Пасхе. Тюльпанов возвращается на кладбище, чтобы взять интервью у людей, присутствовавших на эксперименте Ижицина, и во внезапном приступе вдохновения утверждает, что он вычислил, кто убийца. Пока       Тюльпанов развивает свою теорию, Декоратор приходит в его квартиру и убивает его сестру Соню. Фандорину сообщают об этом, а затем передают     предсмертный отчёт Тюльпанова, который считал, что убийцей был Захаров, и отправился в офис Захарова на кладбище, чтобы понаблюдать за ним — только для того, чтобы столкнуться с Декоратором, который напал на него и смертельно ранил. Фандорин, взбешённый убийством своего помощника,     отправляется на кладбище и обнаруживает пропажу Захарова, но берёт интервью у сторожа Пахоменко. Ему звонит Захаров, который говорит, что невиновен и всё расскажет Фандорину, если Фандорин и Маса встретятся с ним в отеле.
Тем временем Декоратор отправляется в дом Фандорина, намереваясь убить Анджелину. Он удивлён и подавлен Фандориным и Масой, которые не пошли в отель "рандеву". Выясняется, что убийцей является Пахоменко, дружелюбный кладбищенский сторож, настоящая личность которого — Сотский, лидер группы шутников из медицинского колледжа. Фандорин решает сам убить Сотского, прямо там, в его доме, но его прерывает Анджелина, когда она приходит домой. Фандорин соглашается на импровизированный судебный процесс с Анджелиной в качестве судьи. Затем Фандорин сообщает, что     Сотский не умер в тюрьме, а сбежал и эмигрировал в Лондон, прежде чем вернуться в Москву и устроиться на работу на кладбище у своего старого друга Захарова. Затем Сотский убил Захарова и выдал себя за него в телефонном разговоре, чтобы выманить Фандорина и оставить Анджелину без защиты.
Сотский признается в своих преступлениях, и Анджелина признает его виновным. Затем Фандорин выводит его на улицу и стреляет в него во дворе.   После его возвращения Анджелина говорит ему, что уходит от него, чтобы стать монахиней, потому что считает, что мешает Фандорину в его работе. Фандорин опустошён, но она настаивает.


В "Особых заданиях" Акунин  (признан иноагентом, также входит в реестр террористов и экстремистов) возвращается к своей привычке рассказывать истории о Фандорине с точек зрения, отличных от точки зрения Фандорина. "Пиковый валет" рассказывается с точки зрения Тюльпанова и Момуса.       "Декоратор" рассказывается в основном с точки зрения Тюльпанова, с перерывами из мыслей убийцы.
Литературное значение и критика.
По словам Акунина (признан иноагентом, также входит в реестр террористов и экстремистов), когда первый роман Фандорина "Зимняя королева" был первоначально опубликован в России в 1998 году, было продано всего шесть тысяч экземпляров. Следующие три книги продавались аналогичным образом. Однако, "Особые поручения", пятый роман серии, был "подобен бомбе", став бестселлером, сделав все предыдущие романы Фандорина бестселлерами и сделав Акунина  (признан иноагентом, также входит в реестр террористов и экстремистов) популярным литератором в России.
Историческая точность.
В "Декораторе" Фандорин ссылается на Джека Потрошителя, убившего восемь женщин. Количество жертв Джека Потрошителя никогда точно не было установлено, но наиболее распространённая оценка - пять. Восемь жертв Акунина представляют собой обширный список, включающий такие  неопределённые возможности, как Эмма Смит, Марта Табрам и Роуз Миллет.