Первый заказ мозаичиста Корноухова

Артём Киракосов
ПЕРВЫЙ ЗАКАЗ МОЗАИЧИСТА КОРНОУХОВА


„Мозаики в «ВПК НПО Машиностроения» г. Реутов (1977) и мозаики сванского цикла (1979). Это мой первый легальный заказ на мозаику, 1977 год. (Дворец культуры г. Реутов построен по инициативе ЦКБМ и городских властей в 1979 году, ныне Деловой комплекс «Мир».)“, — Александр Давыдович Корноухов.
Думается, уже по этому мозаики необходимо сохранить, как первый официальный опыт Корноухова, человека мировой известности, монументалиста, педагога и мыслителя. Но есть и другие к тому причины: участие в работе ещё двух заметных в истории нашего отечественного искусства авторов: одного из его учителей, монументалиста Тамары Андреевны Шиловской (1916, Петроград —2001, Москва), и талантливого коллеги, скульптора Марата Рувимовича Бабина (1929, Москва — 2010, Москва), о чём Александр Давыдович не написал в воспоминаниях, но поведал мне сегодня утром в разговоре.
У художников-мозаичистов сложились жуткие отношения с ведущим объект архитектором, который просто 2 месяца последовательно ежедневно ломал то, что делал Бабин, и всячески мешал Корноухову и Шиловской. Осадок таков, что Корноухов и сегодня, вспоминая, — в бешенстве и ужасе от такого, типа, „сотворчества“!
Администрация тогда, по слову Корноухова, работу его, Шиловской и Бабина не понимала, не ценила и не берегла, соответственно, вела варварски...
Естественно, с времени окончания работы его ноги там и не было; дак он даже не силится представить: а что там сейчас с того, что творили, от них всех и всего осталось?
Видится мне эта работа — ключевая, отправной "точкою" в русле познания Корноухова, философствующего в цветах естественных природных камней пластика, поэтому и сугубо нам ценна. В ней слышны (уже слишком отчётливо) творческие, не скрываемые симпатии, ориентиры, увлечения (проще и лучше бы сказать: влечения), что только ярко красит, как интеллектуала, художника: позднеантичные фрески (Помпеи), Борис Петрович Чернышёв (1906, Городищи — 1969, Москва) с его брутально-локальной прямой каменной кладкой, метафизическая эстетика статики и световых ощущений от натюрмортов Джорджио Моранди и Жана-Батиста Симеона  Шардена.
 Корноухов блестяще восприял и отлично использует импрессионистические игры на своей рабочей палитре Шиловской и пластические линейные напряги абстракций Бабина, он не самовлюблённый, а человек диалога, внимательно ценящий тех, что были годы, века, тысячелетия ране, и тех, кто с ним рядом сейчас!
— В этой работе я впервые использовал камень, не как геологический элемент, а летящим космически, как от взрыва...
Усилиями архивиста, реставратора, исследователя творчества Александра Давыдовича Корноухова Марии Николаевны Овчинниковой и всей группы учеников и сподвижников, последователей и почитателей, работников Мастерской Корноухова материалы этой важнейшей для истории работы сохранены и будут обработаны и представлены на сайте художника.
И очень надеемся, что первый опыт Корноухова, как заказной, не останется только на фото, в эскизах и картонах, а будет сохранён усилиями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Московской области в реальности его мозаической плоти!


12 01 2024

АвтоТекст # 0052 за 2024:
http://proza.ru/2024/01/12/1852
репродукция из ФотоАльбома № 1595: Александр Корноухов "Натюрморт", 1977, мозаика, ДК, Реутов
https://disk.yandex.ru/d/4OEN_AEzu5YwmA