Они тоже наши. Гл. 14

Валерий Ростин
                Больница

  «Староверы крестятся двумя перстами, как это было принято на Руси, произнося два раза «Аллилуия» и добавляя «Слава Тебе, Боже».

   Почти два месяца находясь в скиту, и очень переживая за Катю и сына, которым он никак не мог сообщить о том, что остался жив, Денис, уже лёжа в краевой красноярской больнице, в ожидании сложной операции, в результате которой, ему были должны снова сломать, неправильно сросшуюся в области колена правую ногу, в палате случайно познакомился с Демидом Прохоровичем, старовером из села Ярцево Енисейского района, который неосторожно при покосе травы, отрезал косой себе левую кисть, но вовремя обратился к медикам, его на санитарном вертолёте доставили в Красноярск, и здесь врачи совершили чудо, пришили ему кисть, висевшую на сухожилиях и коже на место. И теперь он, уже начинал тихонько шевелить пальцами.
  Из Красноярской больницы, куда его доставили вертолётом из деревни Сандакчес, Денис сразу же позвонил отцу, потом матери, а потом уже Кате и теперь ждал с нетерпением их приезда и переживая, что они увидят его похудевшим на 25 килограммов и на костылях.
   Когда его сосед по палате, узнал, про то, что Денис сначала чудом спасся, а потом больше недели бродя по лесу, наткнулся на монахов из Дубческого  мужского скита, которые его выходили, привели в чувство, потом почти два месяца лечили у себя, а когда он смог двигаться на костылях, тайно, завязав глаза перевезли на лодке в посёлок Сандакчес, где был фельдшерско-акушерский пункт, и телефон на почте, откуда он смог позвонить в полицию и управление МЧС Красноярска и рас-сказать о себе, то совсем не удивился, а сказал:
-Да,на берегах Енисея в Сибири сегодня проживает несколько тысяч старообрядцев. Они селятся не только в глухих скитах, но и в многолюдных селах.
   Одним из таких населенных пунктов является село Ярцево Енисейского района Красноярского края, где я живу, с населением около двух тысяч человек.
Многие старообрядцы, живущие здесь,отказываются от паспортов,регистрации, пенсии и различных пособий. Они объясняют это господством антихриста в современной России и нежеланием связываться с государством.
   В их домах нет телевизоров, микроволновых печей и интернета, под запретом алкоголь и сигареты, а стиральной машиной разрешено пользоваться только с благословения наставника.
   Попасть в деревню крайне сложно, да и незваным гостям здесь не очень рады. К нам в село можно добраться по реке летом на теплоходе «Максим Горький», который курсирует по Енисею и делает остановки в самых диких местах Сибири.  А местные жители могут покинуть деревню только на лодках и изредка прилетающих сюда вер-толётах.
  У нас в Ярцево, как в деревне из старого фильма, всё перемешалось - женщины в длинных сарафанах и платках, как из русской сказки, модно одетые подростки, старые дома с ажурными окнами,«жигули»,советские мотоциклы,старинные деревянные лодки, индюки, куры и огромное количество бегающих без присмотра детей.
 У нас не было ни одного полицейского, на всю деревню один врач, но подавляющая часть старообрядцев не признает местную медицину и отказывается пить лекарства.
  В центре села - четырехэтажная школа и православный храм, неподалеку от которого община староверов строит свой собор.
Большинство старообрядцев в Ярцево живут в кирпичных домах или срубах. Мирских в свои дома они не пускают.    
    Но есть у нас и такие жители, которые ведут более современный образ жизни, чем старшее поколение, - мужчины не носят бороду и даже ездят на автомобиле.
    Дом там в Ярцево, мой отец купил сразу же, когда мы переехали сюда из Ангары в Иркутской области. Потому что, жизнь здесь спокойная, размеренная. Однако многие местные, наоборот, уезжают в поисках работы в другие города.
Говорят, здесь раньше было много предприятий. Мы живём за счет своего хозяйства - вся семья работает на огороде.
 На Енисее легко поймать самую разную рыбу: щук, осетров, карасей, пелядь. Нам здесь нравится. Сейчас ещё и собор строят, можно будет всем вместе молиться.
    В одной из комнат большого светлого дома, у нас размещаются принадлежности для охоты и рыбалки, прялка и множество книг, в том числе старинных, для молитв, которые передаются из поколения в поколение.
    На стенах обычно висит праздничная молитвенная одежда для служб: кафтан, азям, сарафан, платок и пляс. Женщина наша, после замужества должна носить такую одежду не только на молитвы, но и в обыденной жизни.
Голова обязательно должна быть покрыта двумя платками. Одежду у нас в основном принято шить самим, но ткани иногда покупаем в магазинах.
   Дальше пятидесятилетний Демид Прохорович, рассказал Денису, что у большинства жителей деревни в домах есть печи и даже разрешены духовки. В каждой комнате - красный угол с иконами для молитвы, которую совершают не меньше пяти раз в день.
  - А вот иконы староверов отличаются от православных: они выполнены из меди или бронзы. Телевизоров, компьютеров, микроволновых печей и другой техники в селе не найти. Однако по благословению наставника пожилые люди могут использовать сти-ральные машины.
   Комнат, в каждом доме, как правило, не меньше трёх, ведь семьи у нас большие. Помимо дома, на каждом участке есть баня и хозяйственные постройки.       
   Живём за счёт сельского хозяйства- выращиваем овощи и фрукты, разводим кур, коров, коз, поросят, пчёл.   
     Запасов хватает, чтобы пережить суровые сибирские морозы. Часть продуктов мы продаём, однако оплата разрешена только наличными. Кредитные карты, по нашему мнению, также являются изобретением антихриста.
 Когда пришло время, моему старшему сыну Демиду жениться, я купил у местных дом из кирпича и дерева. Потом своими силами мы его достроили и переделали, по его вкусу.
  У него два этажа, на втором - две спальни, на первом - зал и ванная комната с туалетом. Также есть кухня с печью и духовкой.
Телевизора не у Демида,ни у нас нет,а интернет здесь плохой. Им разрешают крайне редко пользоваться. Если пользоваться часто, то накажут и наложат епитимью.
      У нас во всех комнатах красные углы, где мы молимся перед сном и едой. Есть также специальное место для хранения книг, которые достались по наследству от предков.
  Обычно при пожаре в доме все спасают деньги и документы, а мы - иконы и книги. Документы для нас не важны.
 Родители мои тоже занимаются сельским хозяйством. У нас три коровы, 11 гусей, петух и две курицы. За домом большой огород, где мы с братьями помогаем родителям. 
   Ещё мои младшие братья также делают посуду из дерева, а мама шьет нам одежду и плетёт обереги.
   Они у нас являются обязательными, также, как и крест.Сейчас община строит собор, но, мне кажется, места там для всех маловато.
   Но в основном мы все равно молимся дома. Когда выйду отсюда дай Бог, думаю начну строить дом, для младшего сына Поликарпа, ему уже 14 лет.
  У нас, у староверов, кстати, так заведено: чтобы получить благословение на женитьбу, нужно обязательно построить или купить свой дом.
  Уезжать из Ярцево я не хочу, уже привык и вся родня рядом. Хотя всё больше семей покидают деревню в поисках работы.