Они тоже наши. Гл. 13

Валерий Ростин
                Святые люди

        Что там происходит, знают только посвящённые…

   Река Дубчес, северный приток реки Енисея, считается мировой «столицей» старообрядчества - по крайней мере для старообрядцев часовенного согласия. Это одно из направлений, которое выросло из течения беспоповцев - то есть тех, кто отвергает необходимость священнослужителей в принципе.
Люди начали селиться здесь еще в конце XVII века - вскоре после раскола 1650–1661 годов, за которым последовали гонения на тех, кто предпочел придерживаться старой веры.
  Многие ехали в Сибирь добровольно, надеясь обрести спасение души, многих просто ссылали в глухие сибирские леса.
Сегодня в тайге по берегам великой реки по-прежнему стоят закрытые монастыри и скиты, попасть в которые «мирскому» человеку нельзя.
    Здесь же, на реке Дубчес - находится и деревня Сандакчес - фактический центр местного старообрядчества, через который проходит большинство людей, приезжающих в качестве паломников или с желанием переселиться в эти края.
  В 2010 году старообрядческие общины Тывы со всем своим имуществом переехали на Дубчес и он превратился в мировой центр часовенного согласия. К настоящему времени Дубческая община насчитывает уже около 3000 человек.
 Новой жизнью зажила и бывшая столица «республики» - деревня Сандакчес.
 Дубческие скиты-монастыри, это абсолютно закрытые территориальные образования, что там происходит, знают только посвящённые, никто из мира там не бывал и не будет - их туда не допускают.
   Про них известно только, что люди там молятся, не едят мясо, живут тра-диционными промыслами, при этом не охотятся, живут только рыбалкой - в монастырях даже нет ружей.
 Посетить эти места приезжает много паломников, в том числе из старообрядческих общин, расположенных по всему миру: от Канады до Латинской Америки и Африки.
    Некоторые из них остаются в монастырях годами. Именно так, объясняет правозащитник, на берегах Енисея появляются люди с просроченными документами и - нередко - иностранными паспортами.
  Люди едут сюда, чтобы сохранить свою веру чистой, они так считают. Потому что «в миру» сейчас становится слишком много соблазнов, поэтому многие отправляют в местные монастыри из Европы или вообще из других стран детей.
  Старообрядцы, все, как один говорят, что «насильно их там никто не держит». Если человек чувствует, что не справляется, что такая жизнь не по нему, он может уйти из скита и поселиться в обычной старообрядческой деревне.
Такие деревни, где в основном живут семейные, в отличие от монастырей, хорошо известны местным, и их жители, по-своему пытаются взаимодействовать с мирскими.
 На Дубчесе существует община беспоповцев, а село Чулково, это старообрядческое поселение, и капитаны пассажирских судов с ними поддерживают отношения, так же, как и отдельные граждане, которые занимаются рыбалкой и охотой.
    Старообрядцы, которые живут охотой, рыбалкой, а также сельским хозяйством: в Чулково, жители выращивают картошку и выкармливают молочных бычков и торгуют с местными.
Или меновым способом, или за деньги, которые им всё равно нужны на приобретение тканей, одежды, обуви и всевозможных инструментов.
 Денис узнал, что общее количество старообрядцев в России сегодня оценивают примерно в два миллиона человек, в стране действует сразу две церкви - Русская православная старообрядческая церковь и Древлеправославная поморская церковь.
   На севере в основном находятся общины ДПЦ, многие из них официально не зарегистрированы (в том числе и из-за труднодоступности районов, в которых они располагаются).
     Деревня Чулково, возникла на этом месте еще в XVII веке. Потом она пришла в упадок - и до 1970-х годов считалась «умершей».
В 1970-е её возродили, но не административно, а стихийно - просто приехали две старообрядческие семьи, спасавшиеся от гонений со стороны советской власти, поставили дом и стали жить.
   К ним присоединились и другие староверы - в том числе и те, кто покидал расположенные на Дубчесе монастыри, возвращаясь к мирской жизни.
    Это, было удобно и советской администрации, и староверам - и долгое время два совершенно разных мира спокойно сосуществовали рядом.
    Сейчас в Чулково проживают 77 человек взрослых и детей. Но, недавно выяснилось, что у поселения нет официального статуса.
   То есть даже если член этой общины захочет получить паспорт, в ФМС смогут ему выдать документ, но не смогут его зарегистрировать - формально их домов не существует.
В Верхне-имбатском сельсовете, в состав которого входит поселение, ещё в 2014 году, был принят генеральный план развития, по которому в том числе предполагалось закрепить наконец за Чулково официальный статус поселения.
  При этом, оформление статуса поселения позволило бы в том числе пополнить бюджет сельского поселения: ведь в этом случае его жители будут платить налоги, например, на недвижимое имущество. «В обмен, например, на то, что власти помогут им почистить дорогу грейдером».
Серьёзной проблемой для староверов, живущих в основном охотой и рыбной ловлей, явилось ужесточение правил рыболовства.
  Старообрядцы, хотя и придерживаются в первую очередь своих внутренних правил, общие для всех законы нарушать тоже не хотят. Но выжить без охоты и рыбалки они не смогут.
   Они живут натуральным хозяйством, от промыслов, а промысел сейчас называется браконьерством.
   И если сейчас гайки закрутят дальше, что им делать, откуда у них другой доход?» - пожимают плечами соседствующие с ними сибиряки.