Они тоже наши. Гл. 11

Валерий Ростин
                Дубческий скит

…Староверчество возникло в 17 веке как протест против изменения старых церковных обычаев и традиций. Начался раскол после реформ Патриарха Никона, который ввёл новшества в церковные книги и церковный уклад. Все, кто не принял изменений и радел за сохранение старых традиций, были преданы анафеме и подверглись гонениям.

     Когда Денис очнулся и открыл глаза, он сразу не понял, где он находится, но приглядевшись внимательно при свете свечи, отметил, что лежит, на каком-то твёрдом топчане с подушкой, набитой соломой под головой, одетый не в свою, а в другую одежду-белые штаны и рубаху.
   Кисть его левой руки, была перевязана, какой-то светлой тканью, а правая нога, была жёстко зафиксирована в колене, такой же тканью между двумя кусками берёзовой коры и немного побаливала. Он попытался приподняться и сесть, но тут же упал назад, потому что у него сразу закружилась голова.
«Так, голова кружится, я могу видеть, двигать правой рукой, и левой, не сло-манной ногой, значит я жив, и нахожусь в гостях у каких-то добрых людей, которые меня пытаются лечить.
    Интересно кто они, и как я сюда попал?» - всё это вихрем пронеслось в его голове, когда он, повернув голову к открывшейся двери и увидел в проёме, невысокого, рыжебородого старика, внимательно смотревшего на него, а позади него, как ему показалось, здорового молодого парня, тоже рыжего и веснушчатого.
- Слава Богу ты паря очнулся, а то мы думали, что не выживешь, когда две недели тому назад нашли тебя на берегу реки, в пяти километрах отсюда, где мы ставим сети. Очень уж ты плохой был, без сознания.
  Люди говорили, что где-то в тайге небесная птица упала и сгорела, там пожар возник и всё вокруг до чиста выгорело. Ты случайно не оттуда? Как тебя кличут, то?
   - Оттуда, отец. Денисом меня кличут. Я парашютист- пожарный, мы летели в район пожара, на стареньком самолёте Ан-2, десять пожарных и два лётчика. Мы должны были туда прыгать с парашютом и тушить пожар.
   Но наш самолёт, попал в плотную полосу дыма, лётчик видимо решил снизиться, и врезался в сопку. Все люди погибли, а я чудом остался жив. У меня сломана нога, рука, но я всё равно двигался к реке, надеясь, что там люди.
- И когда это было? Какого числа? Ну, когда вы вылетали на пожар?
- 18 июня.
- 18-го? Прошлого месяца? Вот это да! А сегодня 10-е июля. Мы нашли тебя две недели тому назад, значит ты, раненый и обессиленный плутал по тайге больше недели и не погиб. Видимо сам Бог тебе помогал Денис.
  Имя твоё мы из документов узнали, они в твоей куртке были. И мы теперь тебя как можем лечим. Врачей у нас в скиту нет, ты уж прости парень.
- Спасибо и за это! – улыбнулся Денис, - Как Вас зовут скажете?
- Скажу, почему же не сказать, Никифором меня зовут, я настоятель нашего скита, а отрока сего Агафоном кличут, он инок, и тоже здесь в скиту давно живёт. Он врачеватель у нас,разные травы знает, заговоры там, говорит от матери-покойницы научился.
   Агафон тебя и лечит сейчас, хотя дела у тебя паря не очень хорошие: рука левая в кисти сломана, каким-то ударом, но сейчас вроде начала заживать, и рана затягивается от мазей, которыми тебя Агафон потчует, и правая нога в колене сломана.
    Кости долго срастаться будут, по себе знаю, у меня лет десять назад, тоже такое горе случилось. Потому придётся тебе паря, потерпеть.
   Если сможешь вставать потихоньку и ходить по «маленькому» или по «большому», но пока придётся в это ведро, Агафон потом вынесет, он будет рядом, его келья рядом с моей, метрах в десяти от этой, так что можно крикнуть, если что.
   Ну а кормить мы тебя будем, чем Бог послал: каши, рыба, её в этом году очень много…
Мы, староверы-отшельники, выбрали для себя более строгий уклад жизни, поэтому поселились в этом и в других скитах, ближе к тайге.
 Это мужской скит, а недалеко находятся три женских скита, там насельницы со всего света собрались, и все дружно живут, не ссорятся.
 Как ты паря видишь, наши жилища представляют собой небольшие срубы или избы из деревянных досок. В них есть лежанка без подушки, стол, стул, книги и красный угол с иконами.
 Это жилище старца Порфирия, ему 90 лет было, он преставился в прошлом годе, так что ты пока его жильё занимаешь.
  Уже потом со слов «врачевателя» инока Агафона, Денис узнал многое из жизни старообрядцев в скитах.
-Каждое утро в скитах и монастырях начинается одинаково: те, кто не чувствует в себе сил работать физически, остаются на легкой работе - работать в келарской (служба, организующая жизнь монастыря - питание, учет припасов и строительство новых келий), перебирать орехи, либо читать Псалтырь.
Остальные уходят на физическую работу - заготовку дров и припасов, а также леса для строительства в ските. Кстати, строительство келий и ремонт любых построек, как в мужских, так и в женских скитах является обязанностью иноков-мужчин.
Во время заготовки припасов рыбы или кедрового ореха все насельники покидают монастырь надолго.
   Из кедрового ореха у нас делают не только молоко, но и сметану и масло. А выжимки ореха, спрессованные с сахаром, по вкусу напоминают халву.
   Насельницы женских скитов, расположенные в пятнадцати километрах от нашего скита, летом заготавливают ягоды и грибы, также на них лежит обязанность пошива одежды для всех насельников.
А вот подход к лечению в скитах у нас, своеобразный: если насельник или насельница жалуются на головную боль или легкую простуду, то он или она остаётся в своей келье и молится, и не ходит не только на работу, но и в трапезную.    
     Если же заболевший пришел на трапезу, то он считается выздоровевшим. Еду в келью носят только лежачим и тяжелобольным братьям и сестрам, но только раз в день.
  Это ты у нас исключение, потому что чужак, потому я тебе ношу еду два раза в день.
    Большую часть времени в скитах старообрядцы проводят в молитве. Распорядок у нас строже, чем в монастыре.
  В некоторых из таких поселений есть тайные выходы на случай гонений, а в домах скрыты чердаки на случай «раскулачиваний».
   Все скиты закрыты для посещения посторонних. Считается, что некоторые кельи на берегах Енисея объединяют подземные ходы.
  Связь с миром у скитских староверов происходит через благодетелей.
 Весной они доставляют отшельникам необходимые продукты питания - рис, пшеницу, соль и сахар.