Художники о соратниках Вараввы. Очерк 10

Вадим Гарин
Предыдущий очерк: http://proza.ru/2024/01/02/1601

Коллаж автора.
 
На фото 1 коллажа – Н.Н. Ге «Голгофа» 1892-1893г. Холст, масло, размер 224х192. Находится в Государственной Третьяковской галерее, а на фото 2 фрагмент картины.

Фото 3 - Тициан Вечеллио. «Иисус Христос и благоразумный разбойник» Около 1563 г. Техника холст, масло, размеры 135 ; 149,5 см. Находится в Национальной картинной галерее Болоньи.

Фото 4 и 5 – иконы Благоразумный разбойник. Первая размещена во многих храмах городов России, вторая в храме Рождества Христова в Волгограде.


                Итак, в силу сложившихся обстоятельств Варавва ускользнул из объятий позорной смерти.
                Напомню читателю, что как ранее отмечалось в 9-м очерке, он появился в Евангелии в конце суда над Иисусом Христом. До этого момента Варавва находился в темнице местных властей в компании двух злодеев, предположительно арестованных вместе с ним.

                Убедившись в невиновности Иисуса и жестоко наказав Его, Понтий Пилат полагал, что удовлетворил «кровожадность» первосвященника сотоварищи, и он может отпустить Христа (Лук.23:22). Однако Каиафа с Анной и старейшины настаивали на вынесении смертного приговора. Тогда Пилат, желая взять верх над ними, использовал последний шанс: решил отпустить Иисуса, применив к создавшейся ситуации еврейскую традицию помилования одного из приговорённых по выбору народа в канун еврейского праздника Песах. Чтобы было из кого выбирать, в качестве контраста Иисусу Христу Пилат распорядился привести из тюрьмы «известного узника» и убийцу Варавву.
                Пилат наивно полагал, что иудеи, как люди набожные, выберут для помилования невинного Христа, а не известного разбойника и убийцу. Таким образом были бы и «волки сыты, и овцы целы». Понтий Пилат виртуозно выходил  бы из трудного положения: Иисус избавлялся от приговора не оправданным, но помилованным, и его обвинители – религиозные власти Иудеи «сохранили бы лицо». Кроме того, они бы считали, что Пилат, отпускает Христа не по собственной воле, а согласно еврейскому обычаю (Матф. 27:15).
                Но все расчёты Понтия Пилата не оправдались. Случилось так, как случилось.
                Возможно, Пилат совершил тактическую ошибку: если бы он вместо Вараввы приказал привести одного из двух осуждённых злодеев, результат мог быть иным. Варавва пользовался большой популярностью у народа, а остальные слыли обычными грабителями, коих было хоть «пруд пруди» в группах сикариев. Это подтверждается их биографиями, о которых мы и поговорим.
                Вернёмся к Евангелию. Из него мы знаем, что вместе с Иисусом распяли двоих злодеев: одного по правую, а другого по левую сторону (Мф. 27:38), (Ин. 19:18)…  Злодей слева злословил Ему и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же, справа, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И просил Иисуса: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42).
                Обратите внимание, злодей справа признал в Иисусе Господа и ни о каком Царствии Божьем даже не помышлял, а просил о самой малости: помянуть его, но Христос, оценив раскаяние, сказал:  «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
                Не обсуждая щедрое решение Иисуса Христа с позиции сегодняшнего дня, думаю, однако, что грабителю здорово повезло, если так только можно сказать в случае распятия!
               
                Начиная очерк о Варавве, я не думал подробно останавливаться на двух его «подельниках». Однако по мере проникновению в тему понял, что пытливому читателю это будет интересно.
                Один из разбойников оказался совсем не эпизодическим персонажем, правда, не в Евангелиях, а в развитии идей христианства.
                Из апокрифического Евангелия от Никодима* нам известны имена распятых злодеев: Гестас или Безумный разбойник и Дисмас – Благоразумный или Добрый.
               
                Упоминание о Гестасе есть и в апокрифическом тексте VI столетия на арабском языке, посвящённом детству Иисуса Христа.                 В этой версии Иосиф и Дева Мария встретили двух разбойников, когда шли через пустыню во время бегства в Египет. Это был Гестас и Дисмас (Тит в апокрифе. У Дисмаса несколько имён. В древнерусской традиции его звали Рахом). Пока путники отдыхали, Гестас ограбил их. Его имя упоминается в стихотворении на латыни, которое в древние времена разбойники считали своим оберегом.
                По другой версии Тит-Дисмас**, не желавший причинять вреда Святому семейству, уговорил Гестаса не грабить их.
                Обе версии вызывают сомнение. Во-первых, описывается невероятная встреча разбойников со святым семейством, говорящая о желании писателей апокрифов четвёртого века и последующего времени связать историей Иосифа и Марии с разбойниками Гесмасом и Дисмасом, а грабить святое семейство было бессмысленно: поживиться-то нечем – плотник с женой были людьми небогатыми и бежали, спасаясь от Ирода, наспех прихватив скудные пожитки.
                Во-вторых, эта история не вяжется с последующими событиями: разбойники должны быть взрослыми людьми (никак не моложе 20-25 лет), а это значит, что через тридцать три года, когда судили Иисуса, им было бы около шестидесяти. Учитывая их возраст, образ жизни и занятия, вряд ли они могли состоять в секте сикариев, где набирали молодых и сильных боевиков.

                В славянском апокрифе «Слово о Крестном Древе» (источник тот же), созданном в XV веке, содержится текст, посвящённый Безумному разбойнику, распятому на кресте.
                В нём содержатся просто фантастические сведения о  том, что его крест был вырублен из дерева, посаженного когда-то Моисеем у Мерры*** (!).
                А дальше ещё любопытней: крест Гестаса был, якобы, обнаружен матерью римского императора Константина I Еленой. Она проводила в IV веке  (если точнее, то в 326 году) масштабные раскопки в Иерусалиме, благодаря которым, как считает церковь, был обнаружен Гроб Господень и другие святые реликвии. (Через 293 года после смерти Иисуса Христа! Самой Елене в момент раскопок было 76-78 лет!). Крест Гестаса Еленой не был признан ценной реликвией, что с ним стало, не известно, не в пример кресту Иисуса. Части животворящего креста, найденные ею, хранятся в базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, в Базилике Святого Петра Ватикана и кафедральных соборах Пизы и Флоренции.
                Как Елене удалось распознать крест, на котором был распят Иисус Христос, остаётся загадкой! На лобном месте (Голгофа) были распяты сотни преступников, и полусгнивших «деревяшек» там скопилось невероятное количество. Да и многие кресты римлянами использовались многократно. Иудея – не тайга с лесом, и древесина была дефицитной.

                Распятый Гестас воплощает в себе образ нераскаявшегося грешника, которому уготован ад, а вот второго разбойника Дисмаса называют Благоразумным или Добрым за то, что он в отличие от Гестаса, раскаялся в своих преступлениях, поверил в Спасителя, получив от него прощение и обещание стать первым человеком, душа которого будет спасена.
                Дисмас, как утверждают апокрифы, родился в семье разбойника, жившего в Египте. После появления на свет, по следующей версии, его мать сильно заболела, поэтому не могла кормить младенца. Когда Иосиф и Мария приближались к Египту, их захватил отец Дисмаса. Хотел, видимо, ограбить, но вышло иное. Дева Мария стала  полезной семье разбойника: она кормила новорождённого своей грудью 6 дней. Это впоследствии, как считают некоторые богословы, объясняет внезапную перемену в повешенном на кресте Дисмасе, которая произошла без видимой причины,  он увидел в Иисусе Бога и покаялся!
                Оставлю домыслы читателю. Эта версия фактологически вступает в противоречие с предыдущей. По ней Гестас –  новорождённый, а ограбить Иосифа с Марией хотел его отец.
                Вообще-то все рассказанные истории вызывают, мягко говоря, удивление своими противоречиями, особенно кажущиеся невероятными и просто фантастическими находки равноапостольной св. Елены.

                Мой земляк и один из любимых художников Н.Н. Ге в 1893 году пишет экспрессивную картину "Голгофа". Этой картиной он завершает "Страстной цикл"  картин с евангельскими сюжетами.
                На коллаже (фото 1) представлено это полотно  рядом с фрагментом картины  (фото 2),  где читатель может лучше рассмотреть физиономии злодеев. На картине нет крестов.     Отображён момент, когда смертников привели на Голгофу. Они стоят в ожидании страшной казни. Слева на картине, то есть по правую руку от Христа – Безумный разбойник Гестас, что вызвало у меня определённое недоумение.  Это противоречит канону религиозных изображений**** (На картине того же Н.Ге «Распятие» 1892 г. Гестас распят по левую руку от Христа).
                Гестаса видим с достаточно крепким торсом – он обнажён по пояс. На лице разбойника ужас. Голова «ушла» в плечи, глаза безумно вытаращены.  Справа – Благоразумный разбойник. Он в накидке, выглядит моложаво, голова на длинной шее склонилась в безнадёжной позе, глаза потуплены. На картине отчётливо видно, что Дисмас убит горем и сожалеет о своей загубленной жизни. Художник глубоко осмыслил Евангельский сюжет.
                В изображении Христа Ге не идеализирует образ Спасителя. Иисус изображён в рубище, невысокого роста, худой с немощным телом, истерзанным своими мучителями. Волосы и борода всклокочены. Налицо желание художника создать достоверный образ Иисуса так, как он его «видел» и понимал. Христос на картине запрокинул голову и в жутком страхе закрыл лицо руками. Вся фигура выражает беспредельное отчаяние, оставляющее сильнейшее впечатление.

                Полотно никого не оставляет равнодушным. Мнения разделились: одни считают, что страдание Иисуса перед казнью происходит от страха перед своей участью, другие, что Христос страдает от того, что люди Его не поняли и не приняли: "Я Истина, а вы не верите мне! Я Свет, а вы не видите меня!" Не комментирую эти мнения. Последнее кажется надуманным.
                Считаю, для понимания намерений художника, следовало бы обратиться к молитве Иисуса «о чаше», которую прекрасно знал Ге, а не строить предположения.
                При внимательном чтении молитвы становится понятно: Иисус осознаёт, что впереди Его ждёт смерть, которой он страшится, но подчиняет Свою волю воле Божьей. (Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39)). Додумывать за Н.Ге не стану. Вижу на картине и отчаяние, и страх перед смертью. А уж если обратиться к первоисточнику, то  в Евангелии от Матфея написано, что «около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил»? (Мф. 27:46). О смерти думал и её  переживал Иисус в этот момент, что и изобразил художник.
                «Голгофа – глубоко личная картина. Ге показал, что может испытывать человек на самом краю земного существования, человек, который вот-вот перешагнёт этот порог». (Н.Н. Ге вскоре и сам покинет этот мир после завершения данной картины).
                А предыдущую картину «Распятие», написанную в 1892г., российское общество не приняло (картина написана в двух вариантах 1892 и 1894гг.). Полотно производило на зрителей угнетающее впечатление и вызывало безысходные эмоции. Картина была снята с экспозиции и запрещена распоряжением Обер-прокурора Священного Синода и лично императором Александром 111. Рекомендую читателем увидеть её
                Картина «взорвала» общественное мнение своим натурализмом страданий и смерти на кресте. Обе картины ждала сложная, почти детективная судьба. Их вывез за границу сын Ге. Журналист газеты «Культура» Е.В. Кончин написал об этом в 11 номере газеты за 2001 год. https://ros-vos.net/christian-culture/7/ge/text/11/
                В картинах Н.Ге совершенно необычная, новая трактовка сюжета. Его подача для того времени была вызывающей (Ге сам говорил, что он взорвёт общество). Ге переосмыслил, я бы сказал, очеловечил Евангельские истории, что было очень глубоко и важно для самого мастера.
                «…Я потому и делаю эти нецензурные вещи, что я художник», – сказал однажды Николай Ге.

                Сюжет распятия привлекал многих художников кроме Ге. Многократно просматривая картины художников, нашёл публикацию в интернете (https://dzen.ru/a/Y8faw-AlxTUbsuCC), где приводится  список десяти самых известных картин с сюжетом распятия. Первое место там заняла картина
Джотто ди Бондоне, находящаяся в Берлинской Галерее Живописи, а пятое – полотно Тициана «Распятие». Вот оно мне и понравилось больше других, несмотря на неправдоподобное, по моему мнению, атлетическое строение тела Иисуса. Нравится и картина Василия Верещагина «Ночь на Голгофе» (https://azbyka.ru/art/noch-na-golgofe/). Посмотрите, не пожалеете.

                Вернёмся к роли Благоразумного разбойника. Традиционно считается, что Благоразумный разбойник Дисмас был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и стал третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии, взятых на небо живыми - https://dzen.ru/a/ZOxJJ8oRBW4memeA)
                История с попаданием в рай Дисмаса истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент, а разбойник считается примером искреннего покаяния, которое способно спасти душу благочестивого христианина. В Европе его начали почитать с XI века вскоре после первого крестового похода, а в православии официально он так и не был канонизирован, и среди богословов до сих пор даже ведутся дискуссии по поводу его истинной святости.
                РПЦ своей позиции по этому вопросу не высказывала,  но имя Дисмаса непременно звучит на литургиях. Историки считают, что образ Благоразумного разбойника на Руси почитался в Средневековье. Свидетельством того, что Рах - Дисмас действительно почитался, служат его изображения на иконах (4 и 5 фото на коллаже). В частности, его можно увидеть на фреске XIV века в Снетогорском монастыре, на многих иконах, посвящённых распятию Спасителя.
                На Руси традиционно помещали икону Благоразумного разбойника на северных дверях иконостаса. Писали образ без бороды, а позже, с развитием христианского мировоззрения, борода стала немаловажным признаком образа Христа в человеке и начали писать Благоразумного разбойника уже с бородой. Такая освящённая икона представлена на фото 4 коллажа.
                В 2020 году в Суздальском Кремле открылась выставка, где впервые представили икону «Благоразумный разбойник, написанную изографом М. Пономарёвым в 1674 г. для соборного храма Покровского монастыря.
 
                Икона «Благоразумный разбойник имеется во многих храмах России. В Ленинграде и области, Калуге, Ростове, Костроме, Пскове в Чувашии, Волгограде, Новосибирске, а больше всего в Москве и Московской области: Наро-Фоминске, Красногорске, Одинцове, Звенигороде и др.

                В интернете прочёл, что в церкви есть мнение, что Благоразумный разбойник утратил свою актуальность, но разбойник продолжает завоёвывать своё место в храмах: в 2004 году в Донецкой области митрополит Ириней освятил храм во имя Раха на территории местной колонии строгого режима. Рах, как я уже отмечал, имя Дисмаса в древнерусской традиции. По одной из версий, это прозвище разбойника, которое означает «распятый», по другой – эволюция имени Варвар. Не думаю, чтобы заключённые разбирались бы в Евангельских историях. Совершенно очевидно, что это продвигалось церковью в воспитательных целях. В следующем очерке читатель сможет увидеть фото современного храма Раха в Санкт-Петербурге.

                Скрытый смысл, по мнению церкви, двух разбойников распятых со Христом, состоит в том, что ««в их лице представлена картина всего человечества. Всё человечество находится в одинаковом положении, так как все виновны пред Господом, как написано: "все согрешили и лишены славы Божией" – (Рим. 3:23), и все без исключения приговорены к смерти. Все живущие на земле, так или иначе, желают себе добра, и в той или иной степени пользуются Божьими благами. Все имеют возможность обратиться к Господу, но конец при этом у всех будет разный. Там на кресте произошло разделение как бы всего рода человеческого. Христос сказал: «ибо Я пришёл разделить» - Матф.10:35, и Голгофа стала отправной точкой этого разделения, что совершается незримо, и по сей день. Настанет момент, когда произойдёт ещё одна «голгофа», где Иисус поставит одних по правую, а других по левую сторону – Мф. 25:31-46. Те, кто по правую сторону, будут приняты, а те которые окажутся слева, будут отвергнуты. Не удивительно, что история с разбойниками получит своё продолжение, и очень печально, что события на Голгофе не всем послужат уроком».

Продолжение следует  http://proza.ru/2024/01/26/1685

Примечания:

*Евангелие от Никодима. https://ru.wikipedia.org/wiki/
                Время создания «Евангелия Никодима» точно не известно, предположительно датируется IV—V веками, хотя некоторые элементы относятся к апостольским временам. Предполагаемый ранними христианами первоисточник текста приписывался Никодиму, ученику Иисуса Христа, отсюда название текста, которое он получил не ранее XIII века — «Евангелие от Никодима». Предполагается, что апокриф был изначально написан на греческом языке.
                Текст Евангелие от Никодима имеется в сборнике Соловецкой библиотеки XVI-XVII в. Приводится фрагмент текста, глава Х, папка №. 854, лист. 17–39:
                «един же от обешеных июдейскы(х) именем Гевъста рече ко Иисусу: аще Ты еси Иисус Христос, да спаси себе и нас. отвещав же другый разбойник именем Дизмас, прещаше ему глаголюще. не боишилися и ты Бога. яко в том и мы осуждени есмы. имеем убо ум наш, в правду мы убо достойная яже сдеяхом и приемлемь. а сей ничто же зла не сотвори. претяще ему рече ко Христу: помяни мя Спасе егда приидеши в царствии си. и рече ему Иисус: аминь глаголю тебе днесь со мною будеши в раи».
(Напоминаю, что апокрифические сказания не включаются Церковью в корпус канонических текстов. Они принимаются, так сказать, к сведению).

**В апокрифах Благоразумного разбойника называют по-разному. Дисмас, Тит, Рах – наиболее часто встречаемые имена.

***Дерево Моисея (В.З.). Легенда основана на истории из Ветхого Завета, произошедшая у горько-солёного источника Мерры (Кн. Исх. 15:23-25). В апокрифах существует несколько версий этого сюжета. Первая — Моисей посадил на берегу источника древо, ветка которого принесена им из рая во время всемирного потопа . Вторая версия – ангел дал Моисею ветви трёх деревьев: алоэ, кедра и кипариса и велел, сплетя их вместе как символ Святой Троицы, посадить на берегу (Замечу, что учение о троице во времена Моисея не существовало). Действие происходило во время исхода из Египта. Усталые люди рассердились на Моисея, говоря:
 «Что нам пить? И мы, и скот наш умрём от этой воды. В Египте были воды для нас сладки, а в этой пустыне падут тела наши, сгорев от жажды водной. Покажи нам сейчас воду, которую пить!»
                Моисей воткнул ветку в воду Мерры, и воды «Меррекские стали сладкими, а дерево выросло и достигло четырёх сторон Вселенной. А это древо — Спасение миру. Это древо — жизнь всего мира. Со временем срубят его. Тогда соблаговолит прийти Всевышний».
                Есть версия с посохом Моисея, из которого выросло дерево. Оно находится в современной Турции и почитается как дерево желаний. Ему 2000 лет. Дерево огромное, более 7,5 м в диаметре, с дуплом, в которое может поместиться 10 человек.

                Всем этим выдумкам подводит черту Ветхий Завет (Исход 15:25. Синодальный текст). А написано там следующее:  [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою.

****Канон (то есть правила) религиозных изображений священных сюжетов.  Есть в Библии символическое значение левой и правой руки. ... Иисус в Евангелии от Матфея (25:31-46) говорит о разделении «овец» (тех, кто делал добро) по правую руку от него, и «козлов» (тех, кто делал зло) по левую. В Евангелии от Марка 10:35–40 есть сюжет, когда двух учеников Иисуса просят сесть по левую и правую руку от него в его царстве, не понимая природы этого размещения. Эти отрывки предполагают, что левая рука олицетворяет слабость, глупость и зло, а правая добро. Это негативное отношение к левой руке также отражено в культурных и языковых традициях, поэтому художники тоже придерживались этого правила.

Использованная литература:

Библия. Издание Священного Синода 1908г. (по тексту)
Зайцев Д. В. Дисмас // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. XV : «Димитрий — Дополнения к „Актам Историческим“». — С. 401. — 752 с. ISBN 978-5-89572-026-4.
Пивоварова Н. В. Благоразумный разбойник // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. V : «Бессонов — Бонвеч». — С. 314—315. — 752 с. ISBN 5-89572-010-2.

Автор благодарит В.Теняева за помощь в редактировании очерка.