Палил по фейкам Влад, но всё невпопад

Нил Крас
    20.12.2023. на сайте «Винница. Старый фотоальбом» появился пост Влада Боднара «ХТО БАЧИВ МАПУ "ЄРУСАЛИМКИ?
Може хтось бачив десь, але от я за роки вивчення історії Вінниці - ніколи. Лише якесь там приблизне місце розташування вздовж узбережжя Південного Бугу й все. Грубо кажучи - все що між річкою та Магістратською (Першотравневою) - це і є колишня Єрусалимка. Може хтось вивчав це питання? Я ось зробив дуже грубу мапу місця, де могла бути Єрусалимка, тому поставив це питання на дискус.»
   Автора с такими внутренне противоречивыми именем-фамилией [с одной стороны, урезанное на иностранный (модерновый) манер древнеславянское «Владислав» (владеющий славой), с другой — диалектная (чаще всего — в Подолье) форма названия скромной профессии «бондарь»: 9783700139584_kapitel_135_146 (2).pdf ] я нередко встречал уже ряд лет (вероятно, с 2018-го года). За прошедшие с того времени годы он разыскал в архивах и опубликовал немало фактологических материалов, часть из которых оказалась неожиданными не только для меня, но и для специалистов-историков.
Не всегда заключения В. Боднара по найденным им материалам были бесспорными, но обнародованные им новые факты уже сами по себе представляли ценность для краеведов.

   Были у В. Боднара и малоудачные публикации, словно бы для галочки. С нелепыми предложениями, например, переименования улицы Пушкина в улицу Четкова: Вулиця Четкова, Муранського, Садковська - як “по-новому” можуть перейменувати вулиці у Вінниці - VAJR.info . Формально он, конечно, был прав: чего сто'ит А. С. Пушкин, постоянно находившийся в безденежье и занимавший ассигнации у всех подряд, по сравнению с отставным капитаном Четковым, получившим в наследство кругленькую сумму, на которую заказал постройку для своей семьи одного из красивейших зданий города? А то, что учитель гимнастики в Реальном училище был известен только в Виннице, а А. С. Пушкин по сей день — во всём мире, ничего для В. Боднара не значит: поэт для него — лишь арендатор одной из квартир в доме Волконских на Мойке в Санкт-Петербурге.

   Или вот это «загадочная» публикация: Чому в дореволюційні часи у Вінниці не фотографували нові будівництва? - VAJR.info . Тема предстаёт надуманной, потому что подобных вопросов можно было бы задать тысячи (Почему в дореволюционное время не фотографировали то, другое, третье, тысячное…?), а ответ получить один: редкость и громоздкость фотоаппаратов, которые имелись лишь у профессиональных фотографов. И выложенные им как вспомогательные - для получения ответа - мнения разных специалистов выглядят притянутыми за уши: «Експерти та експертки коментуються це історичне питання наступним чином… », а далее — банальности. Сам же автор, после цитирования означенных пояснений этому, так сказать, феномену, завершает своё «исследование» странным резюме: «Зараз, не дивлячись на те, що майже у кожного при собі є смартфон з камерою, теж будівництво рідко хто фотографує просто так. Це справа більше журналістів, ріелторів чи інших осіб, кому подібні фотографії потрібні для справи. Тому той факт, що до наших днів дійшло вельми мало фотографій будівництв у Вінниці – немає нічого дивного.» Будто то собрание исторических фотографий, которое имеется в распоряжении, досталось нам в основном благодаря неким чудакам, фотографировавшим «просто так»: без каких-либо целей, причин, намерений что-то сохранить как память, а просто так, чтобы лишний раз «выпустить птичку из объектива». Но, как говорится, просто так даже чирей не вскочит, а и то почесамши.
   Можно было бы сказать: гора родила мышь. Или - от статьи плоду, что от камня мёду.  Однако у кого не бывает неудавшихся задумок? Не по ним надо судить о работе В. Боднара в целом. И на старуху бывает проруха.

    Вот казалось бы весьма образованный выпускник Одесского инженерно-строительного института (ОИСИ), житель израильского Лода с находящимся там Центром национальной аэрокосмической индустрии - в ответе Ольге Левандовской (дискуссия по выше упомянутому посту об Иерусалимке) - пишет следующее:
«Solomon Frenkel   
Olga Levandovskaya - В дополнение "нижней" [Иерусалимки — Н. К.], была и "верхняя", где уже строились богатые евреи и не "глинобитные мазанки", а двух-трёхэтажные кирпичные особняки! Все дома эти до сих пор стоят на бывшей Первомайской и называются "верхней Ерусалимкой". А потом богатые евреи начали строить для бедных "на съём" свои доходные дома по улицам Чкалова, П. Осипенко, Володарского, Свердлова, Коммунистической, Козицкого, в районе получившем название "Малая Ерусалимка", превышающем по площади "старую", Еврейский спрос на жильё был велик, ведь по переписи 1897г, евреи составляли 57% городского населения!!!» [я исправил только технические оплошности и некоторые опечатки автора, оставив всё остальное в оригинале - Н. К.].
   Сильнее ославить школу и институт, в которых обучался ныне пенсионер С. Френкель было бы трудно: полное отсутствие логики в построении обоснования того, почему «…  богатые евреи начали строить для бедных "на съём" свои доходные дома». И три восклицательных знака после этого «веского довода» лишь усугубляют «на городі бузина а в Києві дядько» приведенной «аргументации».

   Итак, а) спрос на жилье в населённом пункте возрастает с ростом числа жителей и б) спрос этот превышает предложение жилья при недостаточном строительстве последнего. Такое несоответствие этих показателей действительно подстёгивает строительную индустрию, что инженеру-строителю хорошо понятно. Но при этом втолковывание С. Френкелем не знающей, на его взгляд, простых истин О. Левандовской переходит черту разумности и превращается в абсурдную цепочку «доказательств».

   А) строили «… богатые евреи … "на съём" свои доходные дома...» только для бедных ЕВРЕЕВ или же для ВСЕХ, кто имел возможность «съём» оплачивать? Известные люди города всех национальностей проживали в домах евреев, владельцев этой недвижимости. Об этом свидетельствуют многочисленные архивные записи, справочники (нумерации домов ещё не было и адрес писался следующим образом: город Винница, улица, дом такого-то, письмо для такого-то). И были сии квартиранты не такие уже и «бедные», коль имели возможность проживать не в ерусалимских халупах, а в многоэтажных доходных домах по указанным С. Френкелем улицам, где халуп, между прочим, тоже хватало. И они всё ещё, как и на Иерусалимке, существуют в нынешнее время! (Вот после этого моего утверждения недостаёт трёх восклицательных знаков, но я не хочу рассеивать ваше внимание.)

   Б) «Еврейский спрос на жильё был велик…» никоим образом не потому, что «…  по переписи 1897г, евреи составляли 57% городского населения». Такое можно было бы хотя бы предположить, если бы «ЕВРЕЙСКИЙ спрос» был велик в результате того, что евреям разрешалось поселяться только в определённых районах (на отведенных для них участках) города. Что-то подобное было после вхождения Подолья в состав Российской империи в последние годы правления Екатерины Второй (1729-1796), но не сто лет спустя, когда уже существовали описанные С. Френкелем так называемые «Ерусалимки», среди которых он - вероятно, для красного словца - упомянул «Малую», обозначаемую другими  фантазёрами как «Новую». Хотя Иерусалимка была только ОДНА — и её отличия от всех «эрзац-Ерусалимок» чётко определены мною ещё в марте 2021-го года - Иерусалимка - невидимка (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru):

«ПЕРВОЕ: бессистемная застройка.
ВТОРОЕ: почти абсолютное заселение лицами еврейской национальности.
ТРЕТЬЕ: владение всем населением языком идиш (как локальным «государственным»).
ЧЕТВЁРТОЕ: соблюдение на всей территории «субботы»: Шаббат — Википедия (wikipedia.org), Шабаш (єврейський) — Вікіпедія (wikipedia.org) .
ПЯТОЕ: наличие сакральных строений только иудейской веры.»
 
   Возражений против сей «аксиомы» (утверждения, не требующего доказательств)  до сих пор не поступало. Или - по другому - иного (да и вообще никакого) сочетания признаков, определяющего уникальность винницкой Иерусалимки, никем не было представлено прежде и не появилось после моей публикации. [Спро'сите: а важна ли столь эта «аксиома», чтобы на неё обратили внимание? Я отвечу - как в Одессе - вопросом на вопрос: а как тогда отличить генуинную (первоначальную, природную) Иерусалимку от псевдо-Иерусалимок: Средней, Верхней, Новой и вот теперь, по С. Френкелю, Малой?]

   В) О «Еврейском спросе» на жильё можно было бы говорить, если бы значительная часть домовладельцев отказывала в съёме жилья евреям. Возможно, таковые хозяева имелись, но их число навряд ли могло существенно повлиять на состояние всего рынка съёмного жилья (в том числе, для евреев) в городе.

   Г) Или — если бы ВСЕ евреи стремились бы проживать в каком-то одном определённом районе города. Но и этого не было. И быть не могло: каждый сверчок знал свой шесток, каждый сурок знал свою норку.

   В конце ХIХ-го - начале ХХ-го Винница бурно развивалась (появление железнодорожного сообщения, индустриализация, милитаризация, новые учебные заведения, пр.). Число жителей стремительно возрастало, а строительство жилья, как это часто бывает при таких обстоятельствах, несколько отставало. Посему, чего тут мудрить и сочинять небылицы?
Но что поделаешь: на всякого мудреца довольно простоты… 

***

   То, что напечатано выше, имело одну-единственную цель: ввести вас в курс дела, объяснить, почему я опять - уже в который раз - возвратился к Иерусалимке. Меня, честно говоря, особенно удивил источник сего провокационного, в моём представлении, вопроса: «Кто видел карту "Ерусалимки"?». Дело в том, что В. Боднар — сотрудник учреждения, в задачи которого никак не входит розыск старых карт Винницы.

    «Вінницька агенція журналістських розслідувань» (ВАЖР) - информационное агентство, занимающееся в основном инвестигативной (расследовательской) журналистикой. [Инвестигативная журналистика — это формат работы, связанный с глубоким исследованием и раскрытием скрытой информации. Журналисты, работающие в этой области, проводят долгосрочные расследования, собирают доказательства и раскрывают коррупцию, нарушения закона и другие скандалы: Журналист: профессия, обязанности, навыки и возможности (workdeal.ru) .] Уже определённое сходство логотипа ВАЖРа со всем известным предупреждающим знаком, на котором иногда вместо «стрелки напряжения» изображается череп (см. коллаж), должно приводить каждого в замешательство. И в этом направлении у агентства имеется немало достижений: Про нас – VAJR.info. Согласитесь, что розыск видавших карту Ерусалимки как-то не очень вписывается в специфику деятельности агентства. Тем более, что карты её представлены в моей статье от 15.03.2021, где также обсуждены две более старые карты (конца ХVIII-го столетия). А видели эти карты сотни читателей, так что вопрос (название поста) «Кто видел карту Ерусалимки?» можно было принять как риторический, не требующий ответа.

  «Это В. Боднар хитрым образом хочет выяснить, сколько человек прочитало мою статью об Иерусалимке и много ли осталось в их памяти о содержании этой статьи», - успокаивал я себя, удивившись и посту, и отсутствию упоминания о моей статье казалось бы тщательно вникающего во все мелочи журналиста - расследователя.

***

   Но, как положено истинному инвестигативному журналисту, В. Боднар на этом не остановился. 3-го января 2024-го года на ряде винницких сайтов, включая сайт - прости меня, боже - русско-язычного наименования «ВИННИЦА. СТАРЫЙ ФОТОАЛЬБОМ.» появился сенсационный (по понятиям автора) пост Влада Боднара «ТОП-8 фактів про вінницьку Єрусалимку».

“Топ” — это вам не топ-притоп, а — самые интересные и невероятные факты, без знания которых жизнь читателей предстаёт скучной, обыденной. Зато у «открывшего - обнародовавшего» их журналиста рейтинг читательской любви взлетает выше вежи Артынова. Вот они:

«1) Звідки та коли євреї з'явились у Вінниці - ніхто не знає, тому що немає відповідних документів про це дійство
2) Чому єврейська громада оселилася саме в тому місці, яке ми сьогодні знаємо як Єрусалимка - невідомо
3) Реальні межі Єрусалимки: Північ - провулок Селяньський, Південь -   "Вінницяобленерго", Захід - вулиця Магістратська, Схід - Південний Буг
4) Єрусалимка розвивалась разом зі всім містом
5) Є лише пару фотографій Єрусалимки за часи російської імперії
6) Єрусалимка за часи "совєтів" не фотографувалась
7) Нацисти її не знищували бульдозерами
    Єрусалимка досі існує, просто вона змінилась під впливом часу, як й вся Вінниця».

   Я этими откровениями В. Боднара был потрясён и целые сутки не мог прийти в себя. Потом «отямився» и обратился к руководительнице ВАЖР со следующим посланием:

Чт, 4 січ. 2024, 10:21
Вельмишановна пані І. Фляжникова,
"Наші сьогоднішні знання про історію Єрусалимки, її кордони, розвиток та знищення нацистами – тут фейкові." З цього  ф е й к о в о г о  речення починається стаття Влада Боднара. Бо фейк -  н а в м и с н а  дезінформація в соціальних медіа та традиційних ЗМІ, якій відповідає наступний абзац його статті:
«Якщо спитати у вінничан/ок про Єрусалиму, то часто можна почути приблизно таку відповідь: "...Щось чув/ла про таке. Це історична місцина, де мешкали бідні євреї. Знаходився район цей десь там, де зараз проходити вулиця Магістратська і вниз до річки. Ще, здається, німці під час окупації весь цей район знесли бульдозерами ... " Та й на тому все. Ба більше, місцеві краєзнавці та історії вам розкажуть не набагато більше.»

Не повірю, що В. Боднар, розвінчуючи “деякі міфи про це середньовічне поселення євреїв у Вінниці на основі історичних документів, карт та старих фотографій” не натрапив на цю публікацію: Иерусалимка - невидимка (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). ). Тому хотілося б у вас з'ясувати, з яких міркувань ця найдокладніша стаття про Єрусалимку не була згадана жодним словом.

 З повагою,
 творець міфів Соломон Вайнштейн

   В тот же день получил ответ:
Von: Вінницька Агенція Журналістських Розслідувань <vinajur@gmail.com>
Date: Do., 4. Jan. 2024, 18:38
Subject: Re: Стаття Влада Боднара

Доброго вечора, вельмишановний творець міфів пане Соломон!)
Дуже дякую за лист та увагу до нашого медіа. Цінуємо ваш гострий розум та неперевершений сарказм!
Чому не використане вказане вами джерело, можу лише припустити, з причини того, що знаходиться на російському ресурсі. Якщо маєте бажання поспілкуватись про це з автором, ось його пошта: Sam... pafosniy@gmail.com .
З повагою, Інга Фляжнікова

   Моя запоздалая благодарность г-же Инге Фляжниковой за быстрый ответ — сия статья. Надеюсь, она поставила своего сотрудника в известность о моём к ней обращении.
 [К молодому да раннему В. Боднару (ВБ) я обращаться не стал: бесполезность сего была очевидна. Да и означенный выше адрес почты оказался неприемлемым ни для почты от Google, ни для какой иной из тех, с которыми я поддерживаю деловые отношения. И опубликовал я его (конечно, с пропуском в адресе из соображений такта) не для вас, желающих уже после прочитанной лишь наполовину статьи завалить ВБ письмами поддержки, а для г-жи Фляжниковой, чтобы - на всякий случай - проверила истинность и других данных в Личном листке по учёту кадров своего многолетнего сотрудника. Потому что «пошта» ВБ оказалась … ещё одним фейком. И я удивился не менее, чем царица, впервые покинувшая душную горницу, чтобы осмотреть дворец, в котором она проживала. «По дворцу она пошла: / Пышных комнат нет числа …», В. А. Жуковский. Спящая царевна — решился на цитату на русском языке, чтобы вы не подумали, что я, склонный к рифмоплётству, специально придумал такое. На самом деле и я опешил: от фейков, которым «нет числа».]
 
   ВБ с такой уверенностью оперирует своим незнанием фактов и полным непониманием сути (духа) времён возникновения и, если можно так выразиться,  р а с ц в е т а   Ерусалимки, что его не только переубедить, но даже только побудить в нём сомнения в истинности рождённой им восьмёрки ТОПов, было бы безрезультатным. Он показал себя не знакомым ни с технологией подобных ретроспективных исследований, ни с процессом выработки гипотез, ни с формированием логических заключений.

   В этом смысле весьма характерна его рекомендация из статьи «Ділимось досвідом: як проводити історичні журналістські розслідування – VAJR.info»: „Щоб почати працювати в архіві, вам потрібно мати три речі: паспорт, бути вакционавиним [не откорректированное в течение двух лет написание автора — Н. К.] та знати де розташований архів у вашому місті.” (15.02.2022). Сколько глубочайших мыслей в этом наставлении делящегося опытом маститого действительного члена ВАЖРа! Вот только забыл он указать, что писать о результатах исторических журналистских расследований можно не только без паспорта, прививочного сертификата и не ведая о месте расположения архива. Але і, як кажуть, не маючи голови на в'язах.

   По всем правилам этикета агент ВАЖРа должен был бы, узнав от руководителя агентства о моём письме, первым обратиться ко мне, оправдывая свою мнимую установку о как бы отсутствии моей публикации об Иерусалимке. Но такая, по нынешним временам и новоязу, опциональная мысль не потревожила его даже мимолётно.
   Выждав достаточное время, наведя при этом некоторые справки по откровениям ВБ, переоткрывшего Иерусалимку, решил высказаться и я. И пошла писать губерния… Переполох, впрочем, начался раньше: я вам привёл не  весь «дискус», которого желал (и получил) ВБ. В недоумение меня ввели и другие вопросы и комментарии, особенно упоминавшейся выше О. Л., как мне казавшейся, следящей за всеми публикациями о старой Виннице.

***

   Почему 8-й ТОП оказался без номера — не знаю: скорее всего, этим автор подчёркивает его экстраординарность (исключительность): дескать, всем ТОПам ТОП!
   Разберём вкратце эти открытия агента Влада (в моём переводе с украинского языка).
 
   1. То, что никто из винничан понятия не имеет, откуда и когда евреи появились в Виннице, связано с отсутствием соответствующих документов про это - обратите внимание на «подходяще» найденное ВБ слово! -  д е й с т в о. Не зря ранее этим словом определяли театральное представление (первоначально на церковный сюжет): именно так, по представлению ВБ, всё и было. Он-то наметанным взглядом инвестигативного журналиста и режиссёра исторических драм видит сквозь века…

   Где, покажите ему, особая - в подписанной  23 января 1793-го года Пруссией и Россией конвенции о втором разделе Речи Посполитой - статья о переходе евреев Ерусалимки (то есть, проживавших на бывших польских землях, вошедших в состав России) в подданство Её Императорского Величества Всемилостивейшей Государыни Екатерины Второй? Нет? С чего же удивляться остро поставленному вопросу: откуда и когда?

   А если подумать, то не перестаёшь поражаться честности, откровенности и самокритичности автора! Признаться перед всем народом в незнании элементарной истории своей страны и города, истории народа, о поселении которого в Виннице пишешь, стремясь произвести впечатление, претензионную статью. Нет, чтобы обратиться хотя бы к ВикипедиИ.

    «Первые небольшие еврейские общины существовали в Польше уже к XIII веку, а затем польское еврейское население значительно увеличилось, приняв евреев, изгнанных из других стран Европы, в том числе из Англии (1290 Франции (1394), Венгрии (1349—1526 и 1686—1740), и так далее. Король Казимир III Великий считается покровителем евреев в Польше. В 1334 году Казимир Великий вывел евреев из-под юрисдикции немецкого права и с того времени еврейские общины напрямую находились под юрисдикцией королевского суда. После решения Казимира Великого, обеспечивающего безопасность и интересы евреев, Польское Королевство стало пристанищем семитского народа, изгнанного из всей остальной Европы.»:  История евреев Польши — Википедия (wikipedia.org). Об этом же сообщено там же на украинском языке - Історія євреїв у Польщі — Вікіпедія (wikipedia.org), так что, не нарушая табу, ВБ мог бы закрыть эту прореху в своём знании истории народа, о котором он сообщил столько ранее ему (а не читателям!) неизвестного.   

    Не ведал он, вероятно о наличии такого документа (1793):
«Её Императорское Величество Всемилостивейшая Государыня … соизволяет ныне брать под державу Свою и присоединить на вечные времена к Империи Своей …  все земли города и округи объемлемые вышеописанною чертою новой границы между Россиею и Польшею, [которые] отныне навсегда имеют состоять под Скипетром Российской Империи; жители же оных земель и владельцы, какого бы рода и звания ни были, в подданстве оного.» (Последняя часть - «… жители… какого бы рода … в подданстве оного» - всё объясняет. Или всё ещё не ясно, когда, откуда и почему?)

   2. Почему Ерусалимка расположена именно там, где она расположена, тоже никому не известно. А если кто и читал у Нила Краса обоснование сему, то  русским языком написанное принимать во внимание — себя не уважать.

   3. Р е а л ь н ы е  границы Ерусалимки - понятие, как полагает ВБ, им введенное в научный оборот — открытие, как минимум, областного значения. Все, кто ранее обозначал что-то подобное (не было до него даровитых историков-землеустроителей - геодезистов, топографов), рисовали границы  в о о б р а ж а е м ы е . А он, словно сам нареза'л евреям землю, вбивал межевые столбы, расставлял межевые знаки и волочил межевые камни, копал межевые канавы…

   4. Все думали, что Ерусалимка была запущенным районом города, а вот ВБ убедительно доказал, что она развивалась вместе со всем городом. И уже в составе УССР оказалась не хуже любого другого района города. Разве Селянский переулок, не говоря уже о «центральной» улице Эдельштейна, выглядели хуже переулка Луначарского (ныне - улицы Ф. Г. Верещагина) или улицы Ленина (улицы Соборности)? Ах, какой «Гастроном» там был! - Что? Никакого? Ах, какой кинотеатр «Меш» [на идише - «Сказка»], не кинотеатру «Россия» чета. - Если сегодняшнему кинотеатру, эс кен хобн гевен уой аз (так таки могло быть).

   5. Есть всего пару фотографий Ерусалимки «во времена российской империи», - сокрушается ВБ. Забыл, он что ли: империя существовала-то аж до 1991-го? И ещё тридцать лет с лишним у нас уже ушло на «деколонизацию», а конца ей не видно. Что делать, например, с улицами Пирогова, Оводова, и так далее? Назвали этих заблудших в Винницу чужаков «Мыколами» - и всё? Так и Ленина можно было назвать «Володымыром», а Пушкина — «Олександром» … И с памятниками, бюстами, улицами мороки бы не было!

   6. Ах, в советское имперское время Ерусалимка не фотографировалась! Опять — прокол. А если посмотреть в собрание фотографий хотя бы только на этом сайте, на котором увидели свет означенные 8-м ТОПов? А кадры кинофильмов, которые частично снимались в Иерусалимке? Что, спрашиваю я, везли туда декорации из театра, ставившего «Наталку Полтавку», «Шельменко-денщика», «Свадьбу в Малиновке»? Хотя замечание ВБ о невозможности определить место (город) съёмок  в с е х  кадров весьма справедливо.

   А гляньте-ка на фотографии Иерусалимки, представленные незабвенным Виктор Ивановичем: Виктор Иванович | Facebook . Всего несколько первых лет этого десятилетия довелось ему поучаствовать в нашей общей работе, но он показал всем нам пример обстоятельности и точности при исследовании фактов прошлого, причём во всех, без исключения, его постах. Кто ещё из винничан - нынешних или бывших - может похвалиться таким подходом к публикациям?

   7. Нацисты не уничтожали Ерусалимку бульдозерами — они только уничтожили ВСЁ её население, которое в понятие Ерусалимка, по мнению ВБ, не входило. Акции были проведены предельно аккуратно: не пострадала ни единая досточка на стенах и крышах халуп. Можно ещё глубже копнуть этот до предела возмутительный «ТОП».

    Что касается 8-го, не пронумерованного «ТОПа», то бессмыслица такого утверждения показана не только в содержании, но и в самом названии моей статьи  «Иерусалимка - невидимка (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru)».
    Резюме: что не ТОП (top — первый, высший, и т. п.), то — флоп (flop – фиаско).

***

   Свою статью 2021-го года я назвал «Иерусалимка - невидимка» не ради рифмы, а для выражения моего кредо, основы моего взгляда на Иерусалимку, почти сто лет тому назад, как таковую,  и с ч е з н у в ш у ю . То есть, лишившуюся не какой-либо одной специфической её особенности, а четырёх из пяти. Одна бессистемность застройки не возрождает её как еврейский квартал -  так же, как одна ласточка не делает весны. Растянувшееся перед Второй мировой войной минимум на десятилетие умирание, завершившееся погибелью весной 1942-го года, не осознано винничанами (ни историками, ни экскурсоводами, ни обывателями) до сих пор. Лишь Еврейские общины города, вероятно, уяснили это — и махнули на неё рукой. Баба з возу — кобилі легше. Иначе как объяснить отсутствие стремления как-то отметить существование в течение столетий еврейского квартала на этом месте. (Улица Ерусалимка — это не их заслуга, а — проф. Т. Р. Кароевой.)

   Разлагольствуя об Иерусалике, понимают под ней определённый район вблизи электростанции (нередко приплюсовывая к нему городские участки, никогда к Иерусалимке не относившиеся). И — всё. Хотя Иерусалимка — не только топонимическое, но и национальное, религиозное, языковое, социальное, историческое, архитектурное понятие. Кроме топонимики (названия), исчезло всё, причём (кроме последнего: некоторых зданий) — без остатка.
   За десятилетие до своего угасания, а потом — и смерти, Иерусалимка, словно костёр перед затуханием, подобно тяжело больному в последние минуты жизни, ярко вспыхнула, глубоко задышала. Это было в первые десять-пятнадцать лет после Октябрьского переворота. Затем началось планомерное наступление на евреев и иудаизм, на образование на идише, на еврейскую культуру. Евреи ещё не исчезли, но их духовная свобода сворачивалась, еврейские учебные заведения закрывались, здания синагог приспосабливались под иные нужды (партийный архив, спортивную школу — синагога Учителей, пр.). А потом грянул Холокост.

   После окончания Второй мировой войны возвратившиеся с фронтов и из эвакуации евреи Иерусалимки частично отсудили их жильё, занятое винничанами - не евреями после массовых расстрелов, вселились в свои домики или в квартирки на жалкие несколько квадратных метров. Иные своих лачуг не нашли: в годы оккупации они были разрушены, снесены. Но в целом послевоенная Иерусалимка оказалась заселённой уже не только и не столько евреями. Не осталось там ни единой синагоги, намного реже был слышен идиш, размывались невидимые, но прежде явно ощутимые границы этого квартала. И, что особенно важно по теме сей статьи, мутнели - с течением временем - в памяти винничан представления о бывшей (истинной) Иерусалимке. Пробелы в памяти замещались расплывчатыми представлениями со многими мелкими и грубыми неточностями, что свойственно людям преклонного возраста. Примером может быть художник М. Ц. Лошак, чьи воспоминания я приводил в статье об Иерусалимке-невидимке. 
   А то, что оставалось от быта и нравов прежней Иерусалимки, грубо затаптывалось, причём не только в годы  жестоких антиеврейских гонений (борьба с космополитизмом, Дело врачей).

   Кроме старых заметок об Иерусалимке, в архивах ничего обобщающего жизнь этого квартала не найдено: о нём очень редко писалось, артефакты, как сейчас принято называть предметные свидетельства, не собирались, а что случайно или в поисках находили, частично уничтожалось охранкой партии — НКВД, МВД, КГБ, частично закрывалось для научной обработки или выставок и плесневело в запасниках краеведческого музея. Самые известные в СССР писатели, родившиеся и проведшие юные годы в Виннице - Цезарь Самойлович Солодарь (1909-1992) и Юлий Лазаревич Анненков (Солитерман), 1919-2008 - не оставили после себя практически ничего, описывающего Винницу и Ерусалимку. Первый из них ограничился несколькими абзацами об Ерусалимке в художественно-публицистической книге «Дикая полынь» (1986), написанной с позиций, именовавшихся в СССР антисионистскими; правду там надо искать с увеличительным стеклом. Книга была издана впервые в 70-е годы (я читал её ещё в Казани, откуда уехал в 1979-м году), а затем несколько раз переиздана (несомненно Ц. Солодарь её перекраивал, подравниваясь под очень уж гибкую «линию партии»). Ю. Анненков (его отец  до и после войны был главным врачом больницы Лечебно-санитарного управления обкома партии) вспомнил о своих юношеских годах только под конец жизни, опубликовав рассказы «Грохольский лес», 2007 и «Мой дедушка Яков», 2008. В интернете их не найти, в библиотеках ФРГ — тем более. [Коль я эти рассказы не читал, то, разумеется, это - лишь моё предположение, что в них — о прошлой Виннице. В моё время (и сейчас - тоже) Грохольский лес, принадлежавший перед Октябрьским переворотом Здиславу Станиславовичу Грохольскому (Винницкий уезд (narod.ru), именовался Пятничанским. Но вот это же название - Грохольский лес - я встретил в стихотворении экс-винничанина Леопольда Эпштейна (США), родителей и прародителей которого я знал (сам он, рождения 1949-го года, был тогда до- и школьником): «Интервью», 1984 - Леопольд Эпштейн | Стихотворение дня (rifmovnik.ru). А о деде Юлия Лазаревича Анненкова (Солитермана) я ничего не знаю, однако дед жил, конечно, в те годы, когда Иерусалимка ещё дышала и, возможно, на ней самой проживал.]

   Теперь только из литературы на идише можно кое-что узнать «из первых рук» о жизни в Иерусалимке или ей подобных кварталах других городов правобережной Украины. В Виннице нет ни единого знатока досоветской еврейской жизни. А считающие себя таковыми городят всякую ересь или рассказывают о … послевоенной Иерусалимке, как-будто она была такой же, как минимум в начале ХХ-го века, не говоря уже о более ранних временах. Самый свежий пример описан здесь: Некошерное кино (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) . А до этого - опять же - в статье об Иерусалимке-невидимке, которую ВБ изволил проигнорировать, чем сам себя, словно унтер-офицерская вдова, и высек (русско-язычного Н. В. Гоголя цитировать дозволено: його вулицю не чіпали).

   Я понимаю создателей этой рекламы: Легенди Вінницької Єрусалимки - Вінниця. Офіційний туристичний сайт (vinnytsia.city) . Но что они могут рассказать о том, чего знать они не в состоянии? Ну, хотя бы о той бывшей синагоге, здание которой они представили на рекламном фото? О том, что мной было многократно описано, об изгадившем этот памятник архитектуры нынешнем владельце создания архитектора Гр. Гр. Артынова? Но кто хочет лишиться своего рабочего места? Обвинять их у меня нет никакого права. Наоборот, моё им сочувствие.

   Или каковы могут быть претензии к создателям этого ролика: Що приховує вінницька Єрусалимка - спогади самих мешканців (vitatv.com.ua)? Но какой же это рассказ о Ерусалимке, если речь идёт только о послевоенном времени и ведётся, пусть честно и правдиво, не евреями. Спасибо, что одна из рассказчиц на прекрасном украинском языке (другая давала интервью на суржике) не скрыла, что семья её деда вселилась в квартиру расстрелянных евреев. Я писал об этом массовом явлении (никогда его не осуждая, потому что вселявшиеся были либо выброшенными немцами из их домов, либо их жильё было разрушено, и т. п.), но вот подобное признание услышал в первый раз! Скрывать это, как сие умудрился правдолюбец врач В. Я. Куликов, считаю позорным, хотя и «свидетеля оккупации» понимаю: рассказывать о том, кто ему в этом подсобил (городской комиссар Фриц А. Маргенфельд), было бы просто губительным для него. Но мне удалось этот неумело скрывавшийся им факт «вычислить». Марина Васильевна Куликова, по моим нынешним представлениям, подготовлявшая записи отца к публикации (а не её сын — публикатор книги), читала тексты отца не так внимательно, как я — и многое «утаённое крамольное» в подтексте не заметила.

   В интернете есть ещё немало рекламных статей об Иерусалимке, но в само'й Ерусалимке нет ни единого памятного знака о былой тамошней жизни. Когда-то, ещё в 2011-м году я опубликовал «Памятник языку идиш в Виннице (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru)». Самому теперь смешно: каков я был наивный! Написать такое: «Как интересно будет в туристическом справочнике 2015-го года прочитать, что в Виннице – на территории бывшей Иерусалимки – установлен единственный в мире памятник языку идиш!». Но заметьте: уже тогда я писал о  б ы в ш е й  Иерусалике, ибо какая же это Ерусалимка без евреев? Без идиша. Без синагог, без «…  традиции Шабата (Шабес — суббота). Для шабата определялись границы, в пределах которых разрешалось гулять. Как говорят старожилы, веревки определяющие Эрув (субботние границы) натягивались и в начале 20 столетия.» - цитата из заметки А. Липской в статье об «Иерусалимке-невидимке». А ВБ искал границы Ерусалимки на картах, не указывая, как это положено, их издателей и дату составления (печати). Увы, Эрув ни на одной из этих карт было не найти. Потому что искать надо не там, где светло, а там, где потерялось …

   P. S.
   В первую неделю 2024-го ВБ снова отличился нетривиальными предложениями по придаче Виннице ещё большей уникальности (типа  Иерусалимки, которая «розвивалась разом зі всім містом», что видно невооружённым глазом.)
«В середу, 3 січня, на платформі електронної демократії E-DEM з’явилась петиція від вінничанина Владислава Боднара. Він вирішив зібрати підписи, щоб нову вулицю у Вінниці назвали на честь пса Патрона.»: У Вінниці пропонують створити вулицю пса Патрона|Вінниця.інфо (vinnitsa.info).
   Не по годам мудрый Владислав Вячеславович Боднар, оказывается, просто фонтанирует ТОП-фактами и ТОП-идеями. А вы всё ещё удивляетесь, почему я уделил ему столько внимания…

   А вот что, после его размышлений, помешало Виннице ещё более полутора столетия тому назад, когда Иерусалимка развивалась  б ы с т р е е  города, уже тогда удивить весь мир.
 «ЗАЛІЗНИЧНИЙ ВОКЗАЛ У ВІННИЦІ МІГ БИ БУТИ ТАМ, ДЕ СЬОГОДНІ РОЗТАШОВАНИЙ ЦЕНТРАЛЬНИЙ АВТОВОКЗАЛ
В такому випадку пасажири потягів бачили б з вікна мальовничий Південний Буг та центр Вінниці на пагорбі, а не: приватний сектор, в’язницю та залишки заводу “Хімпром”»
«Переважна кількість залізничних вокзалів в Україні розташовані біля історичного центру міст, а не біля базарів. Ми намалювали на мапі приблизний маршрут залізничної колії, якщо б її тягнули до самого міста. Тоді залізничний вокзал розташовувався десь приблизно в тому місці, де сьогодні автовокзал.»
ВИННИЦА. СТАРЫЙ ФОТОАЛЬБОМ.  05.01.2024

   Но снова не нашлось у него, как и в случае с псиной улицей, единомышленников. Наоборот, ему тут же было указана безрассудность сих «рассуждений».
  -  «… Да и какой вокзал в постоянно затапливаемом месте весной!!!»
  -  «Это мягко не правда, жд по высшему рельефу проложена, и по другому не будет»,  «По тій лінії, що ви намалювали, залізницю пускати вкрай невигідно, бо там яма з болотом» (Старі фото Вiнницi | Facebook).
   Меня обсуждение этой высосанной из пальца темы «не колышет», но не удержусь привести ещё пример эдакого, граничащего с высокомерием, «всезнайства» ВБ. Его в дискуссии спросили: «А ви вивчали рельєф місцевості? Яка різниця відміток поверхн[ев]ості між районом автовокзалу та Старого міста?» (Игорь Луценко). ВБ тут же уверенно выпалил в ответ (увы, холостым выстрелом) неправду и банальность: «і не такий там уж великий перепад висоти - це Вам не з правого берега на лівий їхати. Залізничні насипи для того й існують, щоб рівняти різницю рельєфу місцевості.»
   Мало того, что в ответе — сумбур. Ему бы посмотреть перед всей этой затеей на топографическую карту. Тогда бы он увидел, что место автостанции на Киевской улице расположено на 238 м выше уровня моря, железнодорожный вокзал — 262 м, Городское кладбище на Старом городе — 304 м, а улица Шевченко поднимается на все 320 м! А фейки БВ, как видите, числом своим нагромождаются до стратосферы…

   Я привёл эти два примера, чтобы показать, куда, кроме как в развивающийся вместе с городом винницкий «Шанхай», заносит ВБ. И ему невдогад, что его ТОП- факты это — те же фейки, фактически - чужих фейков ремейки (переделки), а его фэ'нтези — выглядят бессмыслицей изблизи.

   Вообще-то, читая эти и многие споры по разным темам на винницких сайтах, я убеждаюсь, что соревнование в неосведомлённости стало там новым видом спорта. Джордж Оруэлл во всемирно известной антиутопии XX-го века - романе «1984» писал о силе власти и её пропаганды, приводящей к тому, что  н е з н а н и е  становится силой. Я не разжёвываю вам ситуацию, сложившуюся в той же Виннице, с указаниями-запрещениями даже упоминать и анонсировать, в частности, мои публикации. Умнее и образованнее от этого никто не стал. Зато пустые споры, обмены «незнанием» возникают, хотя аргументированные ответы мною уже даны, опубликованы и легко доступны для чтения.
   Я не стесняюсь писать об этой эпидемии не- и лже-знания фактов истории в Виннице, подобно той, что уже происходила 70 лет при советской власти. То, что там это имело красную, а не жёлто-синюю окраску, не имеет решающего значения. Народ одурачивался и оболванивается в обоих случаях.
   Я не стесняюсь, потому что ни денег, ни славы от моей просветительской деятельности не жаждал и не ожидаю. И в них не нуждаюсь, ибо заработанного и заслуженного имею больше, чем мне необходимо для спокойной жизни.

   Вот и всё. Больше мне моим читателям добавить по рассматриваемой теме нечего. Только вот эту строфу: Для вас писал  – чего же боле? / Что я могу еще сказать? / Теперь, я знаю, в вашей воле / Меня презреньем наказать.
У кого я её украл, несколько переиначив, не сообщу «з причини того, що [оригінал] знаходиться на російському ресурсі.»
   Увы, не удаётся завершить привычным для ВБ руководящим указанием в конце его публикаций: «Деталі - в нашому історичному розслідуванні. Посилання - під цим постом.»

   P. P. S.
   И снова, как и в конце предыдущей статьи («Розыгрыши...»), у меня неспокойно на душе: ну почему мне попал под руку именно Влад Боднар? Ведь за последние приблизительно пять лет он раздобыл и переворошил столько материала! От(к)рыл при этом солидное количество новых фактов, попытался впервые объяснить (более или менее удачно) их! Взглянул на набившие уже оскомину сведения и, как писал поэт, улица имени которого доходила от Старогородского моста до самых до окраин, захотел их «сиять заставить заново» (и частично добился этого)! А я … 

   Известный когда-то в Виннице дедушка писал: «У сильного всегда бессильный виноват» ("Волк и Ягненок"). Сильный — это я, печатающийся на русско-язычном сайте, к которому доступ не прерывается со всего мира, кроме как с территории столицы сахарного Донбасса, откуда даже упомянуть об этом сайте — несмываемый грех. То есть, в нашей «борьбе» я как бы постоянно нахожусь в стойке, а ВБ (вынужденно) — в партере.
   Хотя попался ВБ мне на мушку именно потому, что сам он выделяется своей работоспособностью и журналистской продуктивностью. Не обратить внимание на него просто не получилось.

   А сотрудники Вінницької агенції журналістських розслідувань, которых я помню ещё с этого ютубовского ролика: Перша антикорупційна екскурсія у Вінниці (youtube.com) ? [Кстати, главным оператором, одним из исполнителей роли экскурсовода, монтажёром и выложившим этот ролик в сеть был сам ВБ — см. коллаж и ниже по тексту]. Энергичные, жизнерадостные, верующие в способность изменить ситуацию в городе и области. Они, по молодости, и не могли себе представить, против чего они ополчились. То, с чем они решили сражаться - Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй - Википедия (wikipedia.org) — и его удалось искоренить (и то, не до конца) только в нескольких странах нашей планеты. А Украина - почти впереди планеты всей - свой Індекс сприйняття корупції — Вікіпедія (wikipedia.org) за последние годы хотя и снизила, но с 134-го места добралась лишь до 117-го. Понятно, что материала на такие экскурсии агентам хватит ещё на не прогнозируемое число лет: Корупція в Україні — Вікіпедія (wikipedia.org).

   И не только об уголовно наказуемых продажах-покупках, достройках и перестройках памятника архитектуры по Грушевского, 30 — бывшего особняка Казимира Вилинского, где в послереволюционное время располагался первый Краеведческий музей и в середине 40-х годов ХХ-го столетия квартировал с семьёй командующий 2-й воздушной армией дальней авиации генерал-лейтенант В. И. Аладинский (в это время я там бывал, так как его сын учился со мной в одном классе). О надругательстве над сим зданием я писал многократно, начиная с 2010-го года. Тогда мало кто мог себе представить, куда заведёт первое «украшение» дома: на турецкий манер - разноцветными лампочками. Потом — слом оригинальной ограды. И пошло-поехало…

   А Васьки слушали, да ели (опять вспомнился дедушка, выселенный из Винницы) в новом ресторане со сменявшимися владельцами оного. Вкушали не раз, смачно и бесплатно — в  результате красивая вилла переродилась в убожество. И — в памятник продажности местных властей последних полутора десятка лет. Зато, одновременно — в прекрасный объект для приостановки у него небольших групп местных или иногородних лиц с целью познавательного рассказа им об этом хозяйственном злодеянии (все материалы в агентстве давно собраны и разложены по папочкам) во время антикоррупционных экскурсий. Но никто не может до сих пор поведать о хотя бы одном судебном процессе с наказанием виновных…

   Не только там, но и в других местах разбивал бивак экскурсионный обоз, в том числе — у прежнего дома Боруха Львовича (в советское время — аптечного управления и галенового производства фармакологических препаратов), откуда один из пионеров индустриализации Винницы переехал в известное всем строение по ныне улице Петлюры. На этом месте ещё раз и мы задержимся: тут ролик весьма интересен и показывает эволюцию идеологических установок в Независимой Украине.

   Экскурсию проводили несколько сотрудников ВАЖР, включая руководительницу. Кто вёл рассказ на украинском языке, кто — на ином. Как раз у руин винницкого фармацевтического «гиганта», до того — предпоследнего жилья магната Боруха Мовшевича Львовича, слово получил наш герой — ВБ. И заговорил он не на украинском языке или, бог с ним, на суржике, не в память о знаменитом горожанине конца ХIХ-го - начала ХХ-го веков Львовиче — на идише, нет: на самом что ни есть … чистом русском языке. (А сейчас, где-то всего через четыре года, даже мельком взглянуть на мой русско-язычный текст ВБ не решается!) Особенно поразила меня доппель-дерзость ВБ, который на русском языке небрежно заметил о новом пристанище Б. М. Львовича (повторяю, о том особняке, что ныне по улице Петлюры): «где жил Петлюра».

    Нет, ни в жисть не жил! Ни тут, ни там, где была его канцелярия (в гостинице «Савой»). А — в хорошо оборудованном отдельном вагоне, стоявшем на запасных путях железнодорожной станции Винница. И об этом я писал в большой статье о С. Петлюре, вынужденном часто переезжать из одной временной «столицы» в другую такую же «столицу» УНР. В той, фундаментальной, между прочим, статье имеется моё обоснованное предположение о том, что нога Симона Васильевича даже ни разу не переступала порог этого дома.
   И опять же, не предвидя нынешнего ВБ, написал я ту статью на русском языке. Теперь расплачивается со мной за это ВБ фейками … Придёт пора, за все грехи расплатишься, - извещала меня пословица, но кто мог подумать, что — уже', ещё на этом свете?!
 
   Коррупция — это не только злоупотребление должностными лицами (государственными служащими!) своим положением и властью. Это и то, что означает в переводе с латинского сие, на первый взгляд, «приличное» слово. В данном конкретном случае, полагаю, наиболее подходяще тут одно из его значений — «растление» (конкретно: вовлечение населения в совершение преступлений). А развращённую публику подобные экскурсии интересуют не очень. Поэтому соотношение числа экскурсоводов (сотрудников агентства) и публики на первой экскурсии было примерно один к трём.
   Но вот и они, сотрудники во главе с руководительницей - авангард сизифова войска под знаменем (адресом) верного коммуниста Александра Соловьёва на декоммунизированной Интернациональной улице - попали в эту статью. За что, за какие грехи? — сам не пойму…