Ч. 1 Корабль, создавший нацию

Владимир Врубель
               
В 70-х годах один мой знакомый, который тоже знал английский язык, дал мне прочитать книгу на английском языке Леона Юриса  «Exodus». Эту книгу на русском языке опубликовали только в Израиле.

Раньше я ничего не читал этого автора, да и вообще никогда о нём не слышал. Сейчас его книгу на русском языке можно прочитать в интернете, но в печатном виде, насколько мне известно, она в России не издавалась, а уж об антисемитском СССР можно даже не упоминать.
 
Любое художественное произведение является фантазией автора, даже если оно основано на реальных событиях.

Книга произвела большое впечатление на западную читающую публику, её перевели на десятки языков, по мотивам «Exodus 1947»   в США поставили фильм, в котором играл замечательный актёр Пол Ньюман.

Разумеется, живя в Советском Союзе, мы понятия не имели не только о книге, но и о кинофильме. То, что я узнал, прочитав книгу Леона Юриса, было для меня откровением. Да что мы вообще знали об Израиле, кроме газетного штампа «израильская военщина»?!
 
«Exodus 1947» - это название судна.  Мне хочется рассказать реальную историю, связанную с ним, широко известную во всём мире, но только не в России.

После Первой мировой войны на международной конференции в Сан-Ремо 25 апреля 1920 года было принято решение о переходе Палестины под мандатное управление Англии. Мандат был утвержден Лигой Наций 24 июня 1922 года и  официально вступил в силу 29 сентября 1923 года.

Приход нацистов в 1933 году к власти в Германии усилил репатриацию европейских евреев в Землю Израиля.

Политика британских властей была направлена на ограничение еврейской иммиграции, поэтому репатриация евреев была нелегальной.
 
Английское правительство открыто поддерживало арабов. В 1939 году после нападений и погромов еврейских селений, устроенных арабами, британские власти издали так называемую «Белую книгу».

В соответствии с этим документом, в течение 5 лет в Палестину разрешался приезд только 75 тысяч евреев, после чего всякая иммиграция прекращалась.

Кроме того, на подмандатной Англии территории британские власти запретили продавать евреям землю. Тем не менее, нелегальная иммиграция не прекратилась.

Евреи попадали в Палестину в основном морским путём и реже - через Ирак и Сирию.
Вооружённые арабы нападали на евреев на улицах, врывались в их дома, избивали, насиловали, оскверняли синагоги. Арабская полиция не только этому не препятствовала, но иногда и сама участвовала в нападениях.
 
В то же время англичане запрещали создание отрядов еврейской самообороны.

Тогда евреи для защиты своего населения создали подпольную военизированную организацию под названием «Хагана». Она была основана выходцами из России, у которых был опыт отпора погромщикам.

Во время Второй мировой войны евреи воевали на стороне англичан против войск нацистской Германии. После войны обстановка изменилась. 

Пережившие Холокост евреи собирались в сборных пунктах американского сектора в Германии - Бад-Райхенхалль или Лайпхайм, а затем оттуда разными путями они добирались до Земли Израиля.

Американские, французские и итальянские власти обеспечивали полную свободу перемещения еврейских беженцев. Но английские власти чинили им всевозможные препятствия, организовали морскую блокаду.

Более того, британская секретная служба МИ-6 организовывала диверсии на судах, перевозивших нелегальных иммигрантов.

Её агенты устанавливали на кораблях магнитные мины с часовым механизмом. Летом 1947 и в начале 1948 года в итальянских портах британскими агентами были выведены из строя пять иммигрантских судов.

И всё же, несмотря на все запретительные меры, англичанам не удалось остановить нелегальную иммиграцию. Небольшие суда с иммигрантами ухитрялись прорваться сквозь морскую блокаду, организованную британским флотом.
 
Схваченных иммигрантов отправляли в лагеря для интернированных лиц на Кипре, в лагерь для задержанных Атлит в Палестине и на остров Маврикий. Около 50 тысяч человек оказались в лагерях, более 1600 погибли в море, но несколько тысяч евреев всё же добрались до Палестины.

Самым большим судном, прибывшим в Палестину, было  «Exodus 1947». Оно доставило 4515 еврейских иммигрантов из Франции. Большинство этих людей пережили Холокост.

Этот старый американский пароход, который назывался «President Warfield», сложным путём приобрела «Хагана» через подставные компании.

В 1947 году «Хагана» перерегистрировала «President Warfield» под удобным флагом Гондураса. 25 февраля судно покинуло Балтимор и направилось в Марсель.

Но в штормовую погоду появилась сильная течь в носовом трюме. Пришлось вернуться. С трудом своим ходом дошли до Норфолка, а оттуда в Филадельфию.

Там ветхое судно отремонтировали. Учитывая, что такое большое судно не может пройти незамеченным, решили, по крайней мере, затруднить его захват англичанами.

С этой целью по периметру корабля установили металлические трубы, через которые можно было подавать пар и кипящее масло. Нижние палубы закрыли сетками и колючей проволокой. Машинное и котельное отделение, рулевую рубку и радиорубку обтянули колючей проволокой.
 
Из Филадельфии «President Warfield»  совершил переход в Портовенере в Италии, где судно переоборудовали.  Максимально допустимое число пассажиров составляло 605 человек, а перевозить собрались тысячи людей.

В июле 1947 года «President Warfield» прибыл в порт Сет на южном побережье Франции.

Там его уже дожидались более 4500 еврейских беженцев. Они все выглядели грязными, усталыми, голодными. У многих были татуировки с номерами, которые им сделали в нацистских лагерях. Всё их имущество помещалось в маленьких узелках.
 
«Хагана» выдала им 2000 поддельных паспортов с визами в Колумбию, с которыми французские иммиграционные офицеры разрешили им подняться на борт судна.
 
Использованные паспорта члены экипажа тайно передавали другим беженцам. Внимание французских сотрудников иммиграционной службы отвлекала группа из шести молодых красивых еврейских женщин, которые щедро угощали французов коньяком.

Но во время посадки беженцев на судно над ними кружил самолёт британских ВВС, а в море дежурил английский военный шлюп «Mermaid», которого затем сменил эсминец «Cheviot».

Продолжение http://proza.ru/2024/01/13/14