6. Детские садики и школы

Тамара Белова
      Как-то получилось так, что в Качканаре моя работа была больше всего связана с детскими учреждениями. Первая работа в пожарной на должности инструктора профилактики – наблюдение за противопожарным состоянием детских учреждений. Потом работа в Управлении образования следить за состоянием зданий, но это будучи на пенсии.

     На радиозаводе помимо основных производственных зданий,  ещё и два детских садика и школа № 7 вдобавок. За школой - шефская работа: воспитательная и все ремонты за счет средств завода, контроль же на мне. Нагрузка на завод - построить детский садик на десятом квартале  на двести сорок мест, такой же детсад рядом со школой № 7. Садики огромные, да к тому же с бассейнами.  Бассейны это сплошные постоянные проблемы. Кровли мягкие, площади большие - проблемы с этими кровлями: то примыкание от стен отошло, то в зимнее время образуются карманы со снежными нагрузками. Там протекло, там пробежало…, а ты полезай на эти кровли и устанавливай причину. Ещё сто раз побывай на этих крышах во время ремонта: не дай Бог, чтобы опять в этом месте не протекло. Прихожу на работу в платье, а тут зовут на кровлю. Быстро  в брюки и «ноги в руки», бегом выяснять что, где и почему. Нет, не женская это работа! От завода приходилось ездить с проверками по многим предприятиям закрытого типа, и там на этой должности всюду встречала крепких мужичков.
 
      Вплотную же мне пришлось столкнуться со всеми проблемами в детских садиках и школах, будучи уже на пенсии. 7 июля 1992 году отпраздновав свой день рождения с отделом капитального строительства, тут  же подала заявление на расчёт, так как меня уже пригласила Валентина Александровна Белобородова в Управление образования. Все проблемы раньше решали завхозы садиков и школ. Ремонты велись в основном косметические силами родителей. Мне приходилось в детских садиках, куда ходили мои сыновья, в основном  вести  побелку потолков. Белобородова  добилась ставку смотрителя за детскими учреждениями.  Да хватило моего здоровья только на полгода в управлении образования, так как Белобородова нашла для меня  «местечко» в отделе с экономистами. И помимо своей главной задачи, нужно было в первую очередь вести  отчёты по статистике.
    К слову, скажу, что более глупых и не нужных отчётов, вряд ли на другом предприятии встретите. Вот пример: перечень всех учреждений и надо внести в эту «портянку» сколько отработал каждый сотрудник от директора до дворника  человеко-часов, смен. Отчётное полотнище длиной до двух метров. Садиков больше тридцати и семь школ. Сколько всего сотрудников: директоров, завучей… сторожей… и смены, часы. Денег на ремонт опять нет – ремонт силами работников и привлечь  родителей.   В июле я пришла, а после годового отчета на двадцать один день - больничный.

   Вторично меня пригласил Георгиев Владимир Михайлович. Взаимопонимание было полное. Он попросил меня как можно быстрее установить самые проблемные места в семи школах и тридцати детских садиках, так как время половина лета, а к ремонтам в детских учреждениях не приступали. Всё ещё не выделялось средств. Пришло время уже капитально некоторые здания ремонтировать, сколько можно замазывать все прорехи и огрехи штукатуркой и известью силами сотрудников и родителей.

     Что я сделала?  Составила ведомость всех садиков и школ. Перечень получился внушительный. Садиков по номерам было когда-то сорок пять, да пришло такое время, что многие садики передали учреждениям, но об этом я напишу в заключение.
Вверху же перечень состояний конструкций зданий от фундамента до кровель и полов. Дефекты аварийного характера напротив учреждения закрашивала клеточку красным карандашом.  Вот эту ведомость я и представила директору. Он глазам своим не поверил. Тогда я предложила показать ему самые проблемные участки: детский садик «Звёздочка» - кирпичная кладка в углу полностью размыта и внутрь залетают воробьи. В другом месте показала провалившиеся полы. Проехав так несколько учреждений, поехали вместе на оперативку в Администрацию к МЭР (у). Совсем недавно прошли в городе перевыборы нового МЭР (а) – на пост заступил Калугин Анатолий Александрович и его помощник Аверенков. Увидев мою «простыню» всю в красных кубиках, Калугин тут же поручил Аверенкову проехать по всем проблемным учреждениям и в понедельник вновь встреча. Только после этого все зачесали затылки: решено было назначить шефов. Распределили все садики и школы по предприятиям.
                Документация
      С проектно - строительной документацией картина была вопиющая: по нескольку альбомов связано, перетянуто верёвками и в куче у завхоза  в складе и это в Управлении образования. Это в управлении образования, а что и где в школах и садиках? Пришлось объяснять значение и назначение этой документации Директору. Прошла по всем учреждениям, чтобы установить содержание строительных альбомов. Картина была такая же, ни заведующие ни завхозы не придавали им значения, зачем они нужны, ведь здания же построены.  После чего мне Владимир Михайлович сказал, чтобы я это довела до каждого учреждения важность в будущем этих чертежей, и занялась восстановлением и приведением в порядок всей этой рвани. Провела мастер класс по приведению в порядок документации в красном уголке управления.  Закупили марлю, клей ПВА и вся документация была приведена в порядок,  в каждом учреждении нашлось приличное место для хранения всех чертежей.

      Теперь, когда проводятся капитальные ремонты, документацией можно пользоваться. Это же я «памятник» себе воздвигла на всю оставшуюся жизнь, чем и горжусь. Поэтому и написала свои мемуары, что же я сделала для нашего города. Это ответ тем, кто сомневался в важности моей работы.

                Закрытие детских садиков
    Город строили молодые люди - Всесоюзная комсомольская стройка! Создавались семьи, детишки, как грибы нарождались. И вот уже построено сорок пять детских садиков. В каждом доме, в каждом подъезде была детвора, вот и у меня было два сыночка. Но время, время… дети наши подрастали и в армию на службу уходили. Стали садики пустовать. Администрация решает их передать вновь народившимся различным организациям. Если раньше была контора ЖЭУ и пять домоуправлений. Все подчинялись единому заместителю директора по ЖЭУ. Теперь же появилось столько контор!!! Всем подай уютное и теплое здание. Растащили всё по конторам: ЖКХ в нескольких садиках, пенсионный фонд  в самом центре… конторы, конторы…, а тут наши детки отслужили и стали семьи создавать - детишек рожать. Нужны садики, а их не хватает. Как боролся Владимир Михайлович, чтобы садики не перекраивали, не меняли планировку, что всё это временно.
 
     Сейчас вижу, что некоторые детские садики вернули, и проводится полная перепланировка и реконструкция  самих зданий. Только нет того города с населением в 50 тысяч. «Перестройка» закрыла многие предприятия. Молодёжь покидает город, так что много теперь детских садиков и не нужно.