ч. 2. Ландау. Искусство жить

Людмила Дементьева
Искусство жить.
Поражает нас, как рано Ландау понял цель своей жизни и как стремительно достигал её. В 12 лет он получает Аттестат зрелости, к 14 годам успешно сдаёт экзамены в Бакинский университет, к 16-ти выбирает дело своей жизни – физику – и переводится в Ленинградский университет на физико-математический факультет.

А в 1926г. в «Zeitshrift fur Phisik» была напечатана первая научная работа 18-летнего студента Ландау «К теории спектра двухатомных молекул», посвящённая принципиальным вопросам квантовой механики. В ней он развивает идеи Гейзенберга, Шредингера и других основателей квантовой механики. Интересно, как эмоционально рассказывал он своим ученикам, спустя много лет:"Когда я познакомился с общей теорией относительности Эйнштейна, я был потрясён её красотой. Статьи Гейзенберга и Шредингера привели меня в восхищение. Никогда раньше я с такой ясностью не ощущал мощь человеческого гения». В этом же году Ландау принимает участие в 5 съезде русских физиков в Москве с докладом «К вопросу о связи классической и волновой механики» (15-20 дек.).

А уже 20 января 1927г.  он досрочно защищает дипломную работу и поступает в аспирантуру Ленинградского физико – технического института. В аспирантуре Ландау был зачислен в группу теоретиков, которой руководил Яков Ильич Френкель. В группу вошли В.А.Фок, М.П.Бронштейн и его однокурсник Дмитрий Дмитриевич Иваненко, тот самый, который дал Ландау новое имя Дау. Льву понравилось красивое слово. Этим именем его стали называть и физики других стран. Ландау начинает новую работу «Проблемы торможения в волновой механике» и вводит в квантовую механику новое и очень важное понятие – матрицы плотности. Он много работает, физика доставляет ему огромное удовольствие. На его работы ссылаются другие учёные; иностранные учёные предлагают Дау принять участие в своих семинарах.

В 1928г. в Москве состоялся 6 съезд физиков. Его прекрасно организовал А.Ф.Иоффе. В нём приняли участие и наши, и зарубежные физики: Бор, Дирак, Франк, Ладенбург и другие. Съезд открывается докладом аспирантов Ленинградского физико-технического института Л.Д.Ландау и Д.Д.Иваненко«Основания квантовой статистики". Второй их доклад «Принцип причинности в современной физике». Третий выполнен одним Ландау «Магнитный электрон в волновой механике».

На съезде было принято решение об организации новых научно-исследовательских институтов в Харькове и Томске.

После съезда Ландау как один из лучших аспирантов ЛФТИ по путёвке Наркомпроса был отправлен за границу. Пришлось срочно осваивать английский. По- немецки и по-французски он уже говорил свободно.

В октябре Дау приехал в Берлин. В Берлинском университете он увидел Альберта Эйнштейна и, поборов смущение, попросил разрешения поговорить с ним. Учёный пригласил юношу домой. Идёт беседа. Ландау – 21, Эйнштейну – 50.
Дальше  Ландау ехал на семинары по приглашению Борна в Геттинген. Это большая честь! На семинаре Борна выступали Эйнштейн, Бор, Гейзенберг, Паули, Шредингер.

Затем путь Ландау лежал в Лейпциг к одному из создателей квантовой механики Вернеру Гейзенбергу. Они говорили часами. Обратите внимание на возраст: профессору Гейзенбергу было 29 лет. 4 года назад он получил Нобелевскую премию за описание первого варианта квантовой механики – матричной механики.

Умели учёные не только работать. Приближался Новый, 1930 год. Его Ландау с друзьями встретили в швейцарском городе Ароза. Погода стояла великолепная, и они целыми днями ходили на лыжах. Дау доказывал Эйнштейну правильность основного принципа квантовой механики – принципа неопределённости. Правда, убедить Эйнштейна он не смог. Больше им не суждено было встретиться. Ландау никогда никому мне говорил о встречах с Эйнштейном. Только в 1961г. учёный
упомянул о встрече  на одном из своих последних публичных выступлений перед
студентами Московского физико-технического института. Подробнее Дау рассказал об Эйнштейне после  автомобильной  катастрофы в большой статье «Слово о Нильсе Боре», которую он продиктовал журналисту Ярославу Голованову. Дау сопоставил двух учёных  Эйнштейна и Бора. Ландау назвал Эйнштейна величайшим физиком всех времён. Но школы его не было. Он был добрый и прекрасный человек, но привык всё делать сам, и делать прекрасно. А школа Бора есть – это все современные крупные теоретики. Вернёмся в Арозу. После лыжных прогулок вечерами разыгрывали шарады, скетчи, которые сочиняли все вместе. Здесь Ландау показал, что обладает отличным сценическим дарованием.

8 апреля 1830г.  Ландау прибыл в Копенгаген в Институт теоретической физики, директором его был Нильс Бор. Дау считал его своим учителем. Лев Давидович стал стипендиатом благотворительного фонда. Это позволяло ему продолжить образование в лучших  университетах Европы. Побывал Дау и в гостях у Бора. Нильс Бор был остроумным, деликатным человеком. Лучшим своим учеником он считал Ландау. Участники семинара Бора вспоминали, что если Дау кто-то не нравится, он не скрывал это, а некоторых просто дразнил. Вёл себя,  как мальчишка. Бор учил и воспитывал молодых физиков. Он любил повторять слова гениального Ганса Христиана Андерсена:"В Дании я родился, и здесь мой дом...отсюда начинается мой мир". Бор говорил, что основная черта датчан – уважение и доброжелательность к другим народам. Дау собирал крылатые слова и был в восторге от слов Андерсена:"Просто быть живым недостаточно. Чтобы жить нужно солнце, свобода и маленький цветок». Лев достал книги о Дании и вскоре знал историю этой маленькой страны и превосходно рассказывал её другим иностранцам.

В мае 1930г. Бор должен был ехать в Англию. Дау поехал тоже, ведь в Англии работали Эрнест Резерфорд (1871-19370, создатель учения о радиоактивности и строении атома. Английский физик Поль Дирак (1902), один из создателей квантовой механики стал Нобелевским лауреатом совместно с Шредингером (1933г.) Дау к этому времени задумал работу О диамагнетизме металлов. Ландау великолепно знал историю и литературу Англии. За проведённые в ней полгода он выучил много английских стихов, овладел разговорной речью, побывал в картинных галереях.Его интересовало всё!

В Кембридже Дау познакомился  с Петром Леонидовичем Капицей, который работал в Кавендишской лаборатории с 1921г. Интересно узнать, как он попал к Резерфорду?  Прибыл он со своим учителем Иоффе, который попросил зачислить своего лучшего ученика в лабораторию. Резерфорд ответил, что штат уже укомплектован. Это отказ. Тогда Капица поинтересовался точностью работ учёного.«Погрешность приблизительно 10 процентов», – ответил Резерфорд.
-"В таком случае вы можете допустить подобную погрешность и в комплектовании штата - в случае со мной.» Остроумие Капицы было вознаграждено – он был принят в лабораторию и вскоре стал любимым учеником Резерфорда.

Вечерами жена Капицы Анна Алексеевна  устраивала чаепития. Пётр Леонидович занимал гостей составленными им головоломками. Дау нравилось дразнить супругов. не собираются ли они разводиться?. Те же «дразнилки» повторял он в отношении Эдгара Теллера и его супруги. Льву в то время было 22 года, и он был уверен, что никогда не женится. Устраивали физики и праздники. Они поставили свою версию «Фауста.» Играли в ней  Бор, Паули, Ландау раскрыл свой сценический талант.

Как о замечательном физике-теоретике о Ландау заговорили после появления в журнале «Zeitschrift fur  Phisik» (№64, 1930) его работы «Диамагнетизм металлов». Немало споров вёл Ландау со швейцарским физиком Вольфгангом Паули, одним из создателей квантовой механики и основоположником релятивистской квантовой теории поля (Нобелевская премия в 1945г.)в Цюрихе.В результате работы стали говорить о «диамагнетизме Ландау».

В 1931году Дау был участником  берлинского семинара Эрвина Шредингера. У Шредингера Рудольф Пайерлс доложил о новой работе, выполненной с Ландау «Распространение принципа неопределённости на релятивистскую квантовую теорию».

В жизни Ландау происходят изменения :профессор Иван Васильевич Обреимов приглашает его в Харьков. 15 августа 1932года Дау был назначен заведующим теоретическим отделом Украинского физико-технического института. Одновременно он руководит кафедрой теоретической физики Харьковского механико-машиностроительного института. В здании института на ул. Чайковского, 16. Дау получил комнату. На двери кабинета он повесил табличку «Л.Д.Ландау.Осторожно, кусается!» Она запомнилась всем, но вскоре Дау сам её снял – вдруг напугает кого-нибудь. Вместо неё он повесил зелёного крокодильчика. Ландау был молод. Институт тоже, и все были увлечены наукой.

Как выглядел Ландау в то время (1935г.)? Есть воспоминания Николая Евгеньевича Алексеевского:» Одет он был экстравагантно:ходил в элегантном голубом пиджаке со светлыми металлическими пуговицами, коломянковые брюки и сандалии на босу ногу. Галстука он в то время не носил.» Это было время, когда Л.Д.Ландау был уже признанным главой Харьковской школы теоретической физики.

В Харькове Ландау впервые выступает как лектор.Интереснейший период!Ему 24 года. Мы знаем о влюблённости его в физику. Его увлечённость передавалась слушателям. Он стремился излагать материал доступнее. Лекции выстроены чётко и ясно. Не удивительно, что на его лекции приходили студенты других факультетов, приезжали из других институтов. После лекции он шёл в окружении толпы студентов. Его лекции имели самый большой успех из всех преподавателей в Харькове. Его глаза горели, когда он читал лекции.Многие студентки были влюблены в молодого лектора. Со студентами он обращался деликатно, отвечал на все их вопросы. Но во время сессии Лев Давидович требовал понимания предмета. Из всех третьекурсников он перевёл на четвёртый курс только половину.Он считал, что физикам плохо преподают математику. А его студенты называли чемпионом вычислительной  техники.

Ландау  не только преподавал, но и воспитывал. Однажды вместо лекции он провёл викторину. Вопросы были на самые разные темы. Например, кто написал роман «Война и мир?»"Сколько было чудес света?"Если студент не мог ответить, преподаватель перечислял всё, но таким тоном, чтобы студенту не было неловко, что он что-то не знает. Например, «Сколько было смертных грехов?» – Не знаю.-Семь: зависть, гордыня, уныние, гнев, скупость, блуд, обжорство. Потом Ландау переходил к более сложным вопросам:"Знаете ли вы слово «стушеваться» и кто его придумал?–Это слово изобрёл Достоевский, и оно прочно вошло в язык. Студентам очень понравилась викторина, но истинное удовольствие получил от неё сам Дау.

Он призвал студентов читать, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Блока, «вбирать в себя богатства русской речи». Один из студентов засомневался в необходимости красоты русской речи: в наше время есть более важные вещи». Ландау ответил, что невозможно тронуть ничьей души, если ваша речь скучна и сера. Убивая в своей душе огнедышащее слово, вы замуруете её.А ведь самое высокое искусство – искусство жить.» Дау говорил, что Демосфен смолоду был косноязычен, но преодолел этот недостаток и стал самым знаменитым оратором Греции.Он призвал студентов больше читать, потому что русская литература - самая богатая талантами. И привёл слова Ломоносова что "в русском языке есть великолепие испанского, живость французского нежность итальянского и сверх того богатство и краткость греческого и латинского." Студенты слушали Дау с восторгом. А он раскрыл им секрет:"Если бы я не был физиком, то наверняка бы занимался языкознанием"...

Продолжение:"И жизнь, и слёзы, и любовь!"...