Нищая

Александр Харчиков
В переходе нищая стояла,
Сгорбившись, потупила свой взор,
Взглядом проходящих провожала
И вела безмолвный разговор.

В такт словам рука ее дрожала,
Почернев от тягот и забот.
"И не думала, и не гадала,
Что судьба на паперть приведет.

Родом я из волости Рязанской.
Родилась в двенадцатом году.
Трое было нас в семье крестьянской.
Видела и счастье, и беду.

Вы простите, что рассказ не краток.
Времена те были не легки.
Хоть какой, но был у нас достаток,
Жили мы как все середняки.

Был у нас свой дом, хозяйство было.
Начала работать я в пять лет,
В поле жать со взрослыми ходила,
И вставала чуть забрезжит свет.

Помню, как колхозы создавали,
Как всего лишали кулаков,
А потом у нас все отобрали:
Землю, скот, весь хлеб и даже кров.

Когда мне исполнилась осьмнадцать
Подалась я в город на завод.
Было суждено мне повстречаться
С тем, кого люблю который год.

Наконец-то, счастье, мне казалось,
Я нашла свое - в любви, в семье.
Радость в моей памяти осталась,
Благодарна я была судьбе.

Была радость, были и печали,
Жизнь прошла чрез голод и позор,
Когда нас как прокаженных гнали,
Про меня несли какой-то вздор.

А потом война... За сказ простите.
Добровольцем муж на фронт ушел
И свою последнюю обитель
Во земле под Брянщиной нашел.

То была беда, но лишь начало.
Я осталась с двойней на руках,
И одна потом их поднимала...
(Боль была видна в ее глазах.)

Всю себя я детям отдавала
И не ведала, куда судьба вела.
Я вскормила их и воспитала,
А затем всех их пережила...

Незаметно старость подступилась...
Не за что пенять на Бога мне.
Доля горькая на плечи навалилась...
Видно, суждено так по судьбе.

Вы уж люди добрые простите
За мой сказ. Всем тем не удивить!
Может быть хоть сколько подадите,
Бога буду я за Вас молить!"

Люди в медленном потоке мерно плыли,
Виден был большой, кишащий рой,
Бросив взгляд на нищую, спешили,
Кто был черств, кто глух, а кто слепой.

Были те, кто милостыню давали,
Время уменьшало их число.
Может быть другими люди стали?
Или мода кончилась на то?

"От обмана многие устали", -
Нищая подумала в сердцах,
И уста той нищей прошептали:
"Пусть вас не постигнет такой крах!"

1995 © Александр Харчиков
картина художника Григория Чайникова