Мои правила

Жанна Шинелева
— Это мой дом! И вы будете здесь соблюдать мои правила!

— Ну, мам! Твои правила дурацкие! А нормальные мы соблюдали, — сказал сын.

— Ольга Матвеевна, в самом деле, вы что нас выгоняете? — спросила Аня.

— Я всё сказала. Я вас предупреждала, но вы не прислушались. Поэтому извините.

— Вот так мать родная… — разочарованно протянул Дима и отправился в комнату собирать вещи.

…Дима и Аня поженились два года назад. Ольга Матвеевна была против брака сына. Она считала, что еще слишком рано создавать семью.

— Ты едва окончил институт! Ни работы нормальной, ни зарплаты. Надо бы покрепче встать на ноги, сынок, а потом уж семью создавать, — говорила она.

Но Дима её не послушал. Он был очень влюблён в Аню, и дело прямым ходом шло к свадьбе. Ольга Матвеевна смирилась, она уговаривала себя, что сын взрослый и не стоит лезть в его жизнь. Хочет набивать шишки, пусть набивает. И решила не вмешиваться, но осталась при своем мнении. С жильём вопрос был решён. Ольга Матвеевна давно уже переписала на сына квартиру своей матери, однушку довольно скромную, но уютную. До поры до времени она её сдавала, а после женитьбы туда поселились молодые.

Примерно год они жили в той квартире. За это время Диме удалось найти хорошую работу, Аня тоже неплохо зарабатывала, и решили они расширяться.

— Будем двушку покупать, — сказал матери Дима во время того, как они встретились. Молодые часто приезжали к Ольге Матвеевне в гости, да и вообще жили они дружно. Аня понравилась матери Димы и свои недовольства Ольга Матвеевна высказывать перестала.

— Ипотеку оформите?

— Да. Эту квартиру продадим, хватит на первый взнос, а сами пока будем жить на съемной квартире, потому что дом еще только строится. Недолго, всего годик подождем, и будет у нас отдельное просторное жильё, — воодушевлённо рассказывал Дима. Аня улыбалась, она полностью поддерживала мужа.

— Мои родители тоже обещали добавить денег, — сказала она. — Так что платить нужно будет совсем немного. Быстро расплатимся.

— Поступайте, как знаете, — махнула рукой Ольга Матвеевна. — Но я бы не стала продавать однушку. Может быть лучше было бы накопить на первый взнос?

— Мам, мы решили уже. Хотим именно ту двушку, в том доме. Там нам очень понравилось. Место хорошее. Пока мы накопим, те квартиры все распродадут.

— Но дом не достроен, — заявила Ольга Матвеевна. — И будет ли ещё достроен. Мало ли что? А вы лишитесь единственного жилья. Боязно как-то.

— Всё будет хорошо, Ольга Матвеевна, — заверила свекровь Аня.

Продали Аня и Дмитрий свою однушку, внесли деньги за новую квартиру и стали жить на съёмной. Было тяжело, денег не хватало. Но ещё тяжелее стало, когда Аня потеряла работу. На фирме сменилось начальство и новое как водится, решило наводить свои порядки. Ане урезали зарплату, сняв часть обязанностей, а она так работать не захотела, взбрыкнула и уволилась. Дима только покачал головой.

— Ну ты даёшь, Анька! Надо было сначала новую работу найти, а потом уходить, — сказал он.

— Ну не могла я уже там находиться, понимаешь? — Аня смотрела на мужа исподлобья.

— Хорошо, хорошо, понимаю, — примирительно сказал он. — Дальше то что?

— Работу буду искать, вот что. Я и так уже две недели ищу…

— Ну и?

— Да пока ничего стоящего… — разочарованно протянула Аня.

Спустя месяц бесплодных поисков Дима заявил:

— Что-то как-то с деньгами у нас совсем не очень… Съём съедает солидную часть моей зарплаты, плюс выплаты банку.

— Ага… А что делать? Квартиру ждать ещё долго.

— Я знаю что делать. Надо к моей матери переехать на время и всё уладится.

— Ты думаешь? Ну не знаю… Хотя другого выхода похоже нет. К моим точно не вариант. Там еще сестры мои младшие живут, хоть и трешка, да тесно.

— Знаю. Потому и предлагаю попроситься к моей матери, — сказал Дима и задумался.

***

— Хорошо, — медленно произнесла Ольга Матвеевна, заранее зная, что из этой затеи ничего хорошего не выйдет. — Вы можете пока пожить у меня, но… У меня есть некоторые условия. Я уже привыкла жить одна и я бы хотела, чтобы вы соблюдали мои правила.

— Какие? — заинтересовался Дима.

— Ну, например, у меня всегда фоном включено радио, не люблю тишину. Если оно мне надоедает, тогда телевизор. Когда готовлю, тоже включаю. В вашей комнате есть свой телевизор, и хотелось бы, чтобы я его не слышала, так что смотрите его не слишком громко. Ещё. В десять часов вечера я ложусь спать. Это важно. После десяти никакого шума, иначе я проснусь, а потом не смогу заснуть. Готовить будем раздельно. Я вам выделю полку в холодильнике, куда вы сможете класть свои продукты. Посуду мыть за собой сразу после еды, не откладывая, тщательно, тарелки насухо протирать. Ножи у меня кухонные дорогие. Аккуратнее с ними. Прежде чем их поставить на место после использования, тоже обязательно протирайте насухо. Обувь по приходу с улицы сразу мыть, а не оставлять грязной в коридоре. Полы я мою определенным моющим средством. Только им. Убираться будем по очереди. По утрам я всегда пью кофе. Мой кофе не брать, он дорогой. Вечером я люблю, чтобы окна все были зашторены…

И ещё много-много всего. Аня и Дима покивали головами и согласились. Ничего особенного, подумали они, всё в пределах разумного. Однако через месяц у них начались конфликты.

— Мам, ну можно выключить твоё радио? Башка трещит, а там ещё музыка такая дурацкая, ну сил нет слушать! — заявлял Дима. — Раньше ты никогда радио не слушала, зачем оно тебе?

— Мне так уютно и комфортно, — невозмутимо отвечала Ольга Матвеевна.

Дима морщился и картинно закрывал руками уши.

Аня, которая нашла, наконец, работу, дома всё делала не так. Сковородки мыла плохо, ножи иногда ставила в подставку мокрыми, тарелки насухо не вытирала.

— Да зачем их вообще вытирать?! — кипятился Дима. — Вот уж глупость!

— Обувь кто не помыл?! — грозно спрашивала Ольга Матвеевна из прихожей. — Весь коридор в мокрых потёках. Аня, иди полы мыть.

— Я котлеты жарю! — отвечала Аня из кухни.

— Знаю я твои котлеты, сейчас сожжешь опять, а сковородку потом не отмыть!

— Мам ну что ты, в самом деле! — обижался Дима. — Давай я помою полы. Хотя чего их мыть? Лужу протереть от обуви и всё…

— Всё да не всё, — пробормотала мать. — Иди лучше мусор вынеси. Да не как в прошлый раз! Пакет порвался, и вся лестница в очистках была! Соседи жаловались мне потом.

— Ну, мам!

— Иди!

Аня, стоя перед плитой вздыхала и глотала слёзы. Было обидно. Котлеты у неё сгорели только один раз, а теперь похоже свекровь ей их будет припоминать очень долго.

— В холодильнике бардак! На вашей полке грязь. Что у вас там лежит? Всё просроченное небось, разберитесь!

— Я сейчас помою… — лепетала Аня, размешивая борщ на плите.

— Скатерть на кухне грязная! В стирку её. Аня, поменяй, возьми там в шкафу новую, я купила. И впредь поаккуратнее будьте, не клеенку же стелить. Ей Богу, как маленькие!

И так целыми днями. Точнее вечерами. Днем все работали.

— Живя в моем доме, вы будете соблюдать мои правила! — всё время повторяла Ольга Матвеевна.

— А если они дурацкие? — спросил однажды Дима.

— А если не хотите, тогда уходите! — нахмурилась мать.

— Мам, ты что выгоняешь нас?

— Выгоняю. Мне тесно, шумно и душно с вами. Не ужились мы, вот так, — заявила Ольга Матвеевна и скрестила на груди руки.

Дима обиженно засопел, Аня тихонько заплакала. А котлеты снова подгорели…

И пришлось Ане и Диме возвращаться снова на съёмную квартиру.

— Не знаю, что не неё нашло. Ещё недавно она такая не была… По крайней мере я не замечал, — сказал Дима.

— Возраст, — пожала плечами Аня.

— Да какой возраст, она молодая ещё. Замуж могла бы выйти.

— Думаешь, оно ей надо? Даже если кто и появится у неё на горизонте, по-моему, она ни с кем не уживётся.

Прошел год. Счастливые Аня и Дима въехали в свою новенькую двухкомнатную квартиру и зажили там счастливо.

— Вот как, — обижалась Ольга Матвеевна. — Мать даже на новоселье не позвали. Никакой благодарности, ведь я им квартиру подарила, а могла бы сдавать её и дальше! Ну, ничего, скоро внуки пойдут, вспомнят про мать, явятся и внуков притащат обязательно.

Но детей, которые у них скоро родились, Аня и Дима воспитывали сами. Им очень не хотелось обращаться к Ольге Матвеевне. К Аниным родителям в гости они ездили, а к ней нет. Как отрезало.

— Вы бы приехали ко мне-то. Хоть разочек, — Ольга Матвеевна не выдержала и позвонила сыну.

— Некогда, мам. Как-нибудь потом, — ответил Дима.

Поездка всё откладывалась и откладывалась. И когда они к ней всё-таки приехали, Ольга Матвеевна никак не могла понять, почему они так долго не общались? В чём дело?

— Мы же одна семья, должны дружно жить, а мы почти не встречаемся…— сказала она, а потом, с беспокойством глядя на то, как один внук пытается достать со стола вазу, а другой тянет на себя скатерть, прибавила: — Только внуков мне не привозите. Не умею я сидеть с детьми, да и тяжело. Если вместе с вами, то можно изредка…

— Это мы уже поняли, — вздохнула Аня, поправляя на столе скатерть, которая стараниями детей почти вся оказалась на полу.

— Странная она стала, — всё удивлялся Дима, когда они вернулись домой. — Когда надо, то мы семья, когда не надо — идите вон.

— Родителей не выбирают, — сказала Аня. — Думаю, что мы всё равно должны быть ей благодарны. Ведь она помогла нам.

— Я-то благодарен, — сказал Дима. — Только всё же как-то не по-людски получается…

Так же думала и Ольга Матвеевна. Что не по-людски. Она всё-таки скучала по внукам.

— Приглашу-ка я их на выходные. Пусть приезжают, — сказала она, надевая очки и беря в руки телефон.— Пускай хоть всё тут разгромят и по потолку ходят, ничего, приберусь потом. Кому нужен этот дурацкий порядок, надоел он мне! Главное что я буду не одна…