Подворье, Западная Сибирь

Иосиф Мюллер
В сороковых годах в сибирской деревне: дом с подполом, чердаком и сенями в
длину стены, с маленькими окнами, чтоб стекло экономить и тепла не терять,
низкой дверью, чтобы тепла не терять, и чтобы, входя, кланялись.
В доме: кросны, печь русская, где часто спали старики, полати, где спало часто с
десяток ребятишек, массивные стол и лавки, кровать для молодых, сундук,
красный угол с иконами, половики, цветы на подоконниках, ходики.
Дом с высоким крыльцом стоял на подклети и подвал был обширным.
Дом пятистенок делился капитальной стеной на две половины.
Дом крестовый делился двумя капитальными стенами на 4 части.
Освещение – лампы керосиновые.
Стены не штукатурены, полы и потолки колотые не крашенные.
Два раза в год стены, пол, лавки скоблили ножом, стол чаще.
Пол в субботу драили с голиком. Ходили по полу босыми, только старики в чёсанках,
такие и царица Елизавета носила.
Ходить, после обязательной в субботу баньки, по свежевымытому сосновому
некрашеному полу босиком - наслаждение!
Двор, поросший травой – муравой с амбаром в углу. Под амбаром снежный погреб.
Часто с двух - трёх сторон ограждение тыном – бревенчатым забором метра 2,5
высотой. В тыну ворота с калиткой.
На траву – мураву в тёплое время выпускали поползать младенцев со щенками и
ягнятами.
К одной из сторон двора примыкал жилой дом с подворьем: стайки для скотины,
сараи для имущества.
С сеней на постройки подворья перекидывались толстые жерди, на которые
складывали сено, получая крытый двор.
Желателен был колодец. Иногда были общественные колодцы.
За домом огород с банькой в дальнем углу.
Скотина: коровы, овцы, до коллективизации лошади.
Собаки считались скотиной
Кур было мало, свиней почти не откармливали, т.к лето в тех местах короткое,
с зерном были проблемы.
На заре старуха доила корову и выгоняла в проходящее на выпаса стадо.
Старик управлялся со скотиной и хозяйственными делами.
Старуха рано утром топила русскую печь и готовила еду на сутки, в субботу
пекла хлеб. Печь выстывала медленно, и еду могли томить.
В русской печке еду готовили немудрёную, но здоровую и вкусную,
используя чугунки и сковородки, часто пекли на поду.
В тайге на болотах, в реках и озёрах грибов, ягод, орехов, зверья, дичи и
лучшей в мире рыбы тогда было полно.
Тот, кто пробовал пирог с муксуном или нельму горячего копчения, подтвердит
мои слова.
У томлёного несколько часов, потрошёного леща чешуя растекалась, кости
становились мягкими.
Молодые вставали обихаживались и на работу.
Старики будили ребятишек, кормили, и те бежали в школу.
Старики оставались с мелкотой и бесконечными делами по домашнему хозяйству.
Лет с пяти дети обязаны были помогать по хозяйству.
Непослушнику могло попасть.
Часть одежды сами изготавливали из холста и овчины.
Косынка цветная ситцевая была хорошим подарком.
Женщины пряли льняные и шерстяные нити, ткали холсты на кроснах, вязали и шили
одежду.
Дрова колоть – считалось женской работой!
Мужики почти всё делали своими руками, при возможности, прирабатывали,
рыбачили, охотились.
Из высокотехнологичных предметов в доме – фибровая чёрная тарелка
однопрограммного динамика.
Пели плясали и танцевали почти все, поэтому праздники, свадьбы, именины и
похороны были под гармонь и патефон шумными и удалыми.
Парни и девушки собирались у кого-нибудь на посиделки.
В клубе (клуб, школа, медпункт, магазин, библиотека были не в каждой деревне)
организовывались танцы, самодеятельность и передвижкой показывали кино.
Кузнецы, фельдшеры, учителя, знахари, почтальоны были в почёте.
До революции крестьянское хозяйство там было почти натуральным, из еды кроме
соли, чая и водки мало чего покупали, сахар и леденцы были лакомством.
Советская власть по принципу «Всё, что не разрешено – запрещено» организовала
в коллективизацию, в войну и после войны массовый голод.
Каждому хозяину деревенского дома назначались натуральные налоги.
Анекдот.
Цыган был коновалом и потребовал должность врача.
Решили подшутить, сказали, что если экзамен выдержит, то примут.
Показали скелет: «Что это?»
Цыган: «Колхозник».
«Почему?».
«Шерсть сдал, шкуру сдал, мясо сдал, яйца сдал, одни кости остались».