Как Хрущев развалил Госплан

Александр Щербаков 5
Конечно, фактически развала Госплана при Хрущеве не было, он как был, так и остался. Только вот работать стал не на страну, не на планирование развития экономики СССР, а на суммирование показателей министерств, которые заботились лишь о своих премиальных за выполнение планов, составленных самими.  И что из этого получилось, читайте далее.

Вообще, когда читаешь о "деяниях" Хрущева - образно говоря, волосы встают дыбом! С таким рвением и энергией так разрушать страну, ее экономику, ломать все то, что было сделано за десятилетия - это умудриться надо! Что стояло за "деяниями" Хрущева и его окружения? Только ли ненависть одна к Сталину?

Помимо разрушение сельского хозяйства и ликвидации артелей  был нанесен удар по существовавшему до сих пор планированию в экономике.
Началась подготовка нового 5-летнего плана и именно тогда стало наблюдаться то, чего ранее не было.

Это новое проявилось в том, что стало отныне правилом - теперь у директоров предприятий, председателей профкомов и других руководителей на местах стали спрашивать их предложения по подготовке нового плана.
Теперь "товарищ директор" сообщает наверх планы руководимого им предприятия по выпуску той или иной продукции и т.д.
Простыми словами - не ему ставят задачу СКОЛЬКО НАДО ВЫПУСТИТЬ ПРОДУКЦИИ И КАКОГО АССОРТИМЕНТА, а он говорит СКОЛЬКО ВЫПУСТИТ...

При этом, ранее задачи ставили не с потолка - были известны мощности предприятия, как идет обеспечение техникой, сырьем, снижение себестоимости продукции, какие успехи были ранее и т.д., и т.п., на основании чего план и ставился. Но теперь ...
Сформулировано все буквально было так - "Раньше план составлялся сверху, силами Госплана и министерств, теперь внимание уделяется подготовке плана на предприятии".
То есть планы спускаются не сверху, как было прежде, их теперь составляют на месте. Удар по некой "плановой иерархии".
Как результат этого - сорвано выполнение плана по добыче угля, по выпуску цемента, металла. А это ведет к срыву плана по строительству, что влечет за собой падение темпов роста экономики.

Но Хрущев все равно гнет свою линию. Какую? Так, 14 февраля 1957 года, выступая на Пленуме ЦК, он выдал»"... Разработка планов должна начинаться на предприятиях, затем, на соответствующем хозяйственном объединении, в Совете народного хозяйства, в Госплане республики и завершаться в Госплане страны... Госплан должен разрабатывать сводные народнохозяйственные планы на основе планов, предоставляемых Советами народного хозяйства и Госпланами республик..."

На чем это основывалось? Мол, на местах работают хорошо подготовленные товарищи, им надо доверять, они знают, что и сколько надо выпускать и т.д. Выходит, в прежние времена не доверяли? В прежние времена они хуже работали?
Это не поклон в адрес местных властей? Мол, Центр доверяет вам, предоставляет все возможности самим решать. Но вы тоже, учитывайте это и поддерживайте во всем центральное руководство, которое совсем не против вас ...

Такая сложившаяся ситуация была узаконена Постановлением Правительства от 4 мая 1958 года "О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА" -
".... 1. Отменить, начиная с 1959 года, существующий порядок разработки и утверждения как бы заново годовых народнохозяйственных планов. Установить, что планирование народного хозяйства должно базироваться на перспективных планах, с распределением заданий по годам, отдельным отраслям, союзным республикам, экономическим административным районам, предприятиям и стройкам.
В основе всей системы планирования должны быть планы, составленные самими предприятиями, стройками, совнархозами, местными Советами депутатов трудящихся, министерствами и ведомствами, исходя из контрольных цифр перспективных планов на 5 - 7 лет, разрабатываемых Госпланом СССР с участием Госпланов союзных республик, министерств и ведомств СССР и утверждаемых ЦК КПСС и Советом Министров СССР. Предприятия, стройки, совнархозы, союзные республики и министерства (ведомства) СССР при составлении плана на предстоящий год принимают задания перспективного плана, вносят в них необходимые поправки, вытекающие из хода выполнения плана, потребностей народного хозяйства и хозяйственных связей..."

Перечитайте еще раз, что должно быть в ОСНОВЕ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ...

То есть - столько лет механизм планирования шлифовался, в этой системе работали совсем не глупые люди, все это позволило совершить серьезный экономический рывок , но вот пришел Хрущев со товарищи и все с ног наголову теперь ставят ... Осознанно все делали? Или кто-то умело направлял действия хрущевцев?

Собственно говоря, произошло следующее - раньше Госплан НАЧИНАЛ планирование на основе имеющихся у него результатов, на основе известных возможностей предприятий, на основе имеющегося спроса на продукцию в стране и т.д., и т.п.
Вся эта информация перерабатывалась, естественно, и необходимая информация с мест учитывалась, все подсчитывалось, в итоге планы утверждались и спускались вниз, на места.
А план - это, как известно, уже Закон.

Но теперь Госплан только ЗАВЕРШАЛ планирование. Важнейшая структура в экономике попросту утратила свои стратегические функции.
Вместо "СТРАТЕГА" он превращается в обычного "БУХГАЛТЕРА" - теперь в Госплане банально вели учет.
Это привело к отказу от больших, стратегических целей. Экономика СССР начинает терять способность к высоким темпам роста.

В предложениях "с мест" начинают главенствовать планы так сказать - от уровня предыдущего периода.
Планирование теперь идет не "от нужного и необходимого", а "от достигнутого". Становится регулярной практикой торг за получение ресурсов между различными, как ныне говорят "группами влияния". Типа - вы нам ресурсы, а мы вам ... тоже чего-нибудь дадим.
Естественно, что в таких экономических условиях уже и речи нет о реализации серьезных, масштабных проектов.
Как это комментировал известный экономист, "гуру либеральной экономики" в России Евгений Ясин: "...Правилом стало планирование от достигнутого уровня.
Это означало, что все сложившиеся пропорции с небольшими коррективами переносились в будущее.
Только более или менее экстравагантные идеи руководителей типа - внедрения кукурузы, строительства АвтоВАЗа подвигали Госплан на то, чтобы закладывать в план значимые структурные сдвиги...

Как результат - темпы роста экономики начинают падать. Все сильнее и сильнее страна начинает отставать от конкурентов.
Но, любопытно, что падение темпов роста экономики преподносится между тем, что все нормально, как говорится - "все хорошо, прекрасная маркиза" -
"...страна была с недостаточно высоким уровнем хозяйственного развития, планы ориентировали на достижение максимальных и весьма напряженных темпов.
В настоящее время плановые темпы остаются высокими, но они не допускают излишнего напряжения..."

Мол, все нормально, нет никаких оснований для тревоги!

А затем еще принимается новый Закон, что кардинально изменил систему управления! 10 мая 1957 года принимается Закон "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством".
Чем он оказался крайне вреден для экономики страны? Были созданы самые настоящие монстры, под названием "Совнархоз".
"...В этих целях необходимо осуществить переход от управления промышленностью и строительством через отраслевые министерства и ведомства, которые сыграли свою положительную роль в хозяйственном строительстве, к НОВЫМ ФОРМАМ РУКОВОДСТВА промышленными предприятиями и стройками по территориальному принципу, сохраняя их специализацию по отраслям, на основе сложившихся экономических районов..."

Хрущевцы не придумали ничего лучшего, как экономическую систему страны раздробить на 105 Совнархозов.

На своей территории Совнархоз, как говорится, "Бог, царь и воинский начальник" - наделяется большими административными полномочиями, ведет работу от планирования до контроля деятельности предприятий, входящих в состав Совнархоза.

Из текста Закона -
"...Статья 2. Установить, что управление промышленностью и строительством должно осуществляться по территориальному принципу на основе экономических административных районов. Экономические административные районы образуются Верховными Советами союзных республик.
Статья 3. Для управления промышленностью и строительством в каждом экономическом административном районе образуется Совет народного хозяйства....

Буквально через пару недель, 22 мая 1957 года, выходит Постановление Правительства, согласно которому было решено -
"...предоставить председателям Советов народного хозяйства экономических административных районов права, установленные для министров..."

Стоит отметить, что сам Госплан СССР в период с 1953 по 1962 годы подвергался просто колоссальной атаке, выразившейся в том, что за это время было сменено 8 руководителей Госплана и сама структура прошла 4 реорганизации! Что это, как не погром?
О чем это свидетельствовало? Была нарушена преемственность в работе этой важнейшей структуры, разрушена целостность управления, что явно внесло дезорганизацию в работу.

А еще активно в эти годы сокращался кадровый потенциал тех, кто создавал и строил экономику страны в прошлые годы, удалялись самые настоящие профессионалы, которые смогли добиться серьезных успехов.
Это было следствием Постановления СМ СССР от 14 октября 1954 года "О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств и мерах по улучшению работы государственного аппарата" в котором так прямо и говорится -
"...сократить численность административно-управленческого персонала не менее, чем на 450 тысяч человек...
...по 46 министерствам и ведомствам упразднить 200 главных управлений, управлений и самостоятельных отделов, 147 трестов, 93 местных управлений, 898 снабженческих организаций...".

Организация Совнархозов привела к тому, что активно стали преобладать интересы "местничества". А в национальных республиках СССР это стало приобретать форму "националистического местничества".
К слову - первый же пятилетний план приводит к массе корректировок, отмен, согласований и т.п., становится в итоге семилетним! "Великое семилетие"
Как итог этого "Великого..." - разрушение стратегического планирования и целостности единой экономической системы в пользу территориальной экономической раздробленности. Прямо, чуть ли не феодализмом отдает...

Низкая управленческая культура, в которой изолированно занимаются различными частностями, а не управлением в целом - становится повседневной обыденностью.
С прекращением планирования "сверху-вниз" разрушен канал обратной связи, полностью утрачено значение роли уполномоченных Госплана на местах.
Резко сокращаются и прежние показатели плана, их количество и качество.

Так, в 1954 году число планируемых показателей сокращается с 9 940 до 6 308.
В 1955 году еще ниже - до 3 081 показателя.
В 1958 году еще ниже - до 1 780 позиций! То есть, за 4 года показатели для плана снижены с 9 940 до 1780 позиций!
Раньше, что, совсем глупые были руководители, если такие показатели вводили в план?
От системы Госплана, что существовала при Сталине, всего за 5 лет, к 1958 году, остается лишь 18,7%!
Меняется и качество показателей - теперь на первый план выходят денежные показатели, заменяя собой натуральные.

Для примера - из номенклатуры продукции машиностроения, которую прежде планировали по типоразмерам, по маркам, мощности, ассортименту и т.д., теперь выпускают продукцию значительно более легкой номенклатуры в целях просто формального выполнения плана. Для выполнения общего плана теперь больше средств идет на продукцию, которую значительно проще и легче выпускать. Но сразу проявляется обратная сторона медали - продукции наштамповали море, но она ... не востребована на все 100%! Что с ней делать? На склад, лежать "мертвым грузом". До лучших времен...

Теперь экономика страны переориентирована с выпуска штук, единиц оборудования, тонн сырья, киловатт электроэнергии и т.д. на ... рубли.
Имеющееся падение темпов экономического развития бьет по социально-экономическому положению в стране - заметно стал падать уровень жизни населения, опять же заметно стал увеличиваться товарный дефицит, подскочила инфляция. Да и качество выпускаемой продукции стало сильно падать.

В марте 1963 года создается еще один монстр типа совнархозов. Это ВСНХ - Высший Совет Народного Хозяйства СССР, по своей сути единый Совнархоз СССР.
Его функции настолько огромны, что совершенно непонятно - а чем будет заниматься Совет Министров? И нужен ли он тогда вообще?
Но ВСНХ уже был в Истории СССР - с 1923 по 1932 годы. Впоследствии его преобразовали в Наркомат тяжелой промышленности.
А в данном случае, что выяснилось спустя 2 года, ВСНХ - этот монстр из монстров - оказался совершенно неспособен решать задачи экономического развития страны. Его и упразднили в октябре 1965 года. Как и ликвидировали Совнархозы. Для чего тогда создавали со всеми вопросами тут (деньги и прочее)?...

В сентябре 1962 года на небосводе засияла "звезда" очередного экономиста-реформатора.
В центральном партийном органе - в газете "Правда" - выходит статья экономиста Евсея Григорьевича Либермана, который предлагает отказаться от целостного развития единой экономической системы и во главу угла поставить автономизацию отдельных предприятий. Фактически Либерман предлагал ввести приоритет предприятия над интересами экономики страны в целом. Его статья так и называлась – «План. Прибыль. Премия»

Несколько слов к портрету этого "выдающегося экономиста".
Евсей Либерман был женат на сестре пианиста Владимира Горовица. А Горовиц в 1925 году выехал в Германию, якобы учиться. И уже находясь там, принял решение вместе со скрипачом Натаном Мильштейном не возвращаться в СССР.
По воспоминаниям Мильштейна, организатором поездки его и Горовица выступил И.П.Уборевич. Хотя вроде бы за поездкой даже стоял сам Л.Д.Троцкий ...
Горовиц и Мильштейн одно время гастролировали по Европе, а потом переедут в США, получат американское гражданство.
Владимир Горовиц будет награжден "Президентской медалью свободы"
Вот такой родственник у советского "реформатора экономики".

Евсей Либерман - доктор экономических наук, профессор кафедры статистики и учета Харьковского государственного университета имени А.М.Горького, обычный советский экономист.

В 1965 году его идеи, повторю - рядового экономиста из далеко не самого значимого ВУЗа страны, внезапно становятся основой реформы, получившей название "реформы Либермана-Косыгина".
По этой реформе окончательно закрепляется приоритет денежных показателей плана над натуральными.

Если при Сталине главным показателем эффективности работы конкретного предприятия было снижение себестоимости производства продукции (почему и становилось возможным ежегодно снижать цен), то при "реформе Либермана-Косыгина" главным показателем становилась прибыль предприятия.
Но это уже другая история.

А в нашей, с 1929 по 1955 годы был достигнут просто рекордный рост экономики в течение 22 лет в среднем по 13,8% в год.
Но которую, пришедшие к власти Хрущев и камарилья, просто целенаправленно уничтожали и разваливали. Что и привело к гибели и развалу Советского Союза. Схема на заставке.