Общественный транспорт и мы

Александр Таубин
       Cправедливости ради, для начала скажу, что кое-где возможности сесть и доехать до места назначения стали получше, чем до транспортной реформы. Но, если я вас спрошу, транспорт для жителей Петербурга, или, наоборот, жители для транспорта, а вы мне ответите первой репликой, то будете неправы. На самом деле теперь мы для транспорта. На второй вопрос, отличается ли перевозка жителей от перевозки крупного рогатого скота или овец, ответ такой: «не отличается». 
       В подтверждение своих слов могу сказать следующее. За месяц, примерно, до Нового года разово, в один прекрасный день резко изменились маршруты дюжины автобусов в районе станции метро  «Звездная». Может, об этом где и было сказано или написано, но не все же слушают радио или читают бюллетени.
       В тот злополучный день никто не предупреждал садящихся на остановках пассажиров, что автобусы поедут совсем по другому маршруту. Не было объявлений и в павильонах. Очень многие у меня на работе в этот день уехали не туда. Водители, преисполненные важности и высокого достоинства, гордо молчали и не опускались до такой мелочи, как предупредить по трансляции о смене маршрута. Лично меня увезли далеко и затейливо, куда я не ожидал. Когда я понял, что еду не туда и пытался что-либо узнать у водителя, он отнесся ко мне как к назойливой мухе и гордо молчал, не снизойдя да какого-то пассажиришки. А, между прочим, мы за проезд платим и платим немалые деньги. За тех, у кого льготы, доплачивает государство. Так что возят не Христа ради. Языки бы не отвалились, если бы предупреждали.
      Теперь по поводу перевозки. Я не знаю, откуда набрали таких водителей автобусов в Петербурге. Они совершенно не обращают внимание на то, что везут людей, а не овец, каких-нибудь, и не пиломатериалы. Хотя и овец было бы жалко. Кстати, и качество городских маршрутных автобусов оставляет желать лучшего. Особенно по части амортизации и  динамических качеств. Тормозят водители резко, стартуют, зачастую, как гонщики. Вероятно, им забыли разъяснить их функции и дать навыки правильной перевозки людей. А  среди пассажиров есть и пожилые люди, которых инерция швыряет из стороны в сторону, как мячики, при такой езде. Может, кто и падает, может, и травмы  есть, но об этом не узнать.
       Последнее нововведение, чтобы мы, пассажиры знали свое место – это пресловутые кнопки открытия дверей. Раньше, когда водители не сделались поголовно графами и баронами, они безотказно открывали двери на остановках со своих пультов. И, вроде, ни у кого пальцы от нажатия кнопок не отсыхали. Теперь эту функцию переложили на входящий и выходящий народ. Часто вижу, как меня пытаются воспитать. Трамвай подъезжает, останавливается, водитель меня видит, но дверь не открывает. А, если я не успею нажать, он с лёгкой душой и уедет, а я останусь на остановке ждать  ещё 20 минут следующего трамвая или автобуса. Раньше такое было немыслимо.
       Еще одно замечательное нововведение – убрали кондукторов. Раньше салон грели. Иногда даже чрезмерно. Не будут же своих в холоде держать. Сегодня ехал в холодном трамвае.  Водителю было все равно, что в салоне, а сказать некому – кондуктора нет, водитель за глухой дверью, и в разговоры не вступает. Это решение имеет также и юридические последствия. Не секрет, что инциденты в транспорте происходят, и бывают весьма серьезные. Кондуктор в силу своего особого положения всегда являлся важным свидетелем. Теперь его нет, а случайные пассажиры редко когда горят желаниями такими свидетелями стать.
      Не до смеха сейчас людям с ограниченными возможностями, когда ведомые горе-водителями автобусы подъезжают к краю высокого тротуара не на положенные 20 см, а на полметра, например.
      Еще одна новая неприятная ситуация возникла после транпортной реформы 2022 года. Маршрутки исчезли, зато увеличилось количество габаритных автобусов. С ними то густо, то пусто. Иногда подъезжают штуки четыре разом. Что же при этом происходит? Автобусы выстраиваются в цепочку. Передние открывают двери у павилионов и из них выходит народ, иногда в большом количестве. В это же время водители машин сзади, не подъехав толком к павилиону, открывают двери и выпускают томящихся в них пассажиров. Когда людей много, быстро по тротуару не побегаешь. Передние автобусы объезжают, образуется свободное пространство.  Водители хвостовых машин своих пассажиров к этому моменту выпустили, двери своих автобусов закрыли и начинают движение, вторично у павилиона уже не останавливаясь, то есть едут мимо, несмотря на крики и отчаянные жесты тех, кто в толчее не успел до них добраться.
      В общем, подводя итог реальному опыту  общения с городским траспортом, могу констатировать, что культура обслуживания в городе за последние годы  определённо, идёт вниз. Интересно, какие сюрпризы нас ждут в будущем?