Проповедь в день памяти архидиакона Стефана!

Роман Овчаренко
Дорогие братья и сестры, сегодня мне хотелось бы вспомнить и отдать дань уважения одному из самых ярких примеров веры и преданности Богу – архидиакону Стефану, первому христианскому мученику.
О его жизни нам известно очень мало. Доподлинно мы знаем лишь то, что изложено о нем в Священном Писании, а именно в книге «Деяний святых апостолов», а также из дошедших до нас отрывочных сведениях изустного Предания. Скорее всего он был рожден в эллинистической семье, еврейского происхождения. Об этом говорит нам само его имя «Стефан». С древнегреческого языка слово «;;;;;;;;» переводится как «корона, венец». И подразумевает, что ребенок, названный этим именем, родился в обстоятельствах явления явных божьих знамений и силы.
Евреев, не живущих на своей земле, и утратившим навыки общения на родном арамейском языке, коренные жители Иерусалима презрительно называли эллинистами. Но таких семей было очень много. Не по своей воле они оказались разбросанными по всей территории Римской империи. Многие благочестивые евреи из диаспоры приезжали перед смертью в Иерусалим, чтобы быть похороненными в святом городе, и их жены скорее всего сопровождали их, так что в Иерусалиме могло скопиться значительное количество женщин, лишенных кормильцев и полностью зависящих от благотворительности.
В Израиле помимо Иерусалимского храма, единственного места на земле, где евреи могли принести за себя и свой род жертву Богу, были созданы вспомогательные религиозные сооружения, в которых люди могли просто помолиться Богу, их называли «синагогами» (с древнегреческого языка «;;;;;;;;» – «собрание»). Известная русская женщина-антиковед И.А. Левинская сообщает нам следующее: «Когда и где впервые появились синагоги, неизвестно. Некоторые исследователи считают, что еще в до-пленное время, однако большинство склоняется ко времени Эзры. Самое раннее документальное свидетельство о синагоге – надпись из Египта времени Птолемея Эвергета (247 – 221 гг. до Р.Х.), в которой идет речь о посвящении синагоги царю Птолемею и царице Беренике».
В синагогах, кроме чтения Священного Писания и молитвы, практиковался также благочестивый обычай: каждую пятницу, специально выбранные два представителя синагоги с раннего утра и до обеда обходили все рынки и дома, с целью сбора средств и продуктов. В тот же день на общем собрании происходило распределение полученных благ для особо нуждающихся в помощи людям. Известный шотландский богослов У. Баркли дополняет: «Те, кто временно попали в нужду, получали достаточно, чтобы прожить; те, кто постоянно находились в нужде, получали столько, чтобы им хватило покушать четырнадцать раз, то есть чтобы они могли поесть два раза в день в течение следующей недели. Фонд, из которого делались эти распределения, назывался купна или корзина. Кроме того, каждый день производились сборы по домам для удовлетворения потребностей остро нуждающихся сограждан. Этот фонд назывался лоток».
Высокомерие иудеев, которые жили на своей земле и сохранили свои обычаи и язык было непомерным. Они презрительно относились к своим собратьям, утратившим связь с родиной, а также ко всем язычникам. Это презрение ко всем людям не иудейской веры сохраняется до настоящего времени. В их самых смелых и одновременно безумных мечтах, Бог создал язычников только для того, чтобы топить ими адский огонь, а самые же скромные мечты иудеев заключались в том, что в один прекрасный день все язычники станут их слугами. Поэтому неудивительно, что в жизни первой церкви возник спор из-за неравномерной раздачи средств и продуктов питания в пользу чистокровных иудеев.
Апостолы, не желали вклиниваться в эти национальные разборки («нехорошо нам, оставив слово Божие, заботится о столах» (Деян. 6:2)), и потому попросили сообщество самим избрать себе семерых служителей, которым они смогут доверять. Все избранные были эллинского происхождения и носили греческие имена (Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай Антиохиец) (Деян. 6:5).
«И поставили их перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6:6 – 7). Так были избраны и рукоположены семь диаконов. Слово «диакон» с древнегреческого языка «;;;;;;;;» переводится как «служитель, прислужник». У. Баркли дополняет: «Первые администраторы Церкви – диаконы – были избраны для выполнения практической задачи, а не для разговоров и рассуждений». Однако, среди них особо выделялся диакон Стефан.
Стефан был человеком, полным благодати и силы. Он был одним из семи, выбранных для служения нуждам ранней Церкви, и его служение было наполнено духовной мощью и искренней верой. Как написано в Деяниях Апостолов, Стефан совершал великие чудеса и знамения среди народа (Деян. 6:8). Но его истинное величие заключалось не только в чудесах, которые он творил. Стефан был человеком глубокого понимания Писаний и сильной убежденности в истине Евангелия. Его речи, полные мудрости и Духа Святого, вызывали у его слушателей смешанные чувства – от восхищения до гнева и неприятия. «Недовольные люди не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян. 6:10).
Даже перед лицом преследования и смерти, Стефан сохранил свою веру и свое свидетельство. Стоя перед своими обвинителями, он говорил с силой и убежденностью, напоминая нам, что истинная вера не колеблется даже в самые темные времена.
Стефан прекрасно знал историю своего народа и потому пытался хотя бы через нее донести до озлобленных и фанатичных людей идею о том, что они находятся не на правильном пути. «Все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела» (Деян. 6:15).
Свою оправдательную речь Стефан начал с истории Авраама. Он напомнил слушателям о том, что этот человек, будучи призванным Богом сразу же поверил Ему и безоговорочно последовал за Ним. Несмотря на то, что из всех Божьих обещаний, при жизни Авраама сбылось только одно – рождение сына, он продолжал горячо верить в Бога, не терял надежды, и не сомневался в том, что все обеты будут исполнены. Его жизнь – это укор современным людям, ждущих сиюминутной помощи от Бога. Причем сами люди не готовы уделять Богу время, но от Него ждут чудес.
Далее Стефан напомнил евреям о жизни Иосифа Прекрасного, которого предали свои же родные братья, но он вместо жестокой мести дарит им свою любовь. Как же это по-евангельски. И снова эти слова жгут поборников закона.
Не понравился присутствующим в Синедрионе и рассказ о жизни пророка Моисея. Этот человек, как мы помним из истории, был воспитан в доме фараоне на совершенно иных принципах, чем иудейские дети. И, однако, именно ему судил Бог вывести еврейский народ из Египта и дать им во владение землю Обетованную, обещанную этому народу еще от времен Авраама. Моисей получил от Бога указ создать Скинию, то есть образ первого храма, для того, чтобы хранить в ней Слово Божие.
Ранние христиане считали важным и подобающим, что человек, который привел народ в землю обетованную, носил то же имя, что и Иисус: «он один из своих сверстников ввел оставшийся народ в святую землю ... так и Иисус возвратит рассеяние людей и разделит каждому благую землю, только другим образом».
Люди почитали Бога задолго до построения храма. И храм лишь стал символом договора человека с Богом. Но люди постепенно сместили акцент с Живого Бога на рукотворный объект, отождествляя его с Самим Богом. Храм, который должен был стать величайшим благословением, стал, в сущности, величайшим проклятием для евреев; они стали поклоняться храму, а не Богу.
Закончил свое обращение святой Стефан словами: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили» (Деян. 7:51–53).
Законники и фарисеи «слушая сие, рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами... Закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями» (Деян. 7:54–58).
Жизнь архидиакона Стефана оборвалась трагически. Его линчевали, даже не закончив суда. По законам римской империи евреи не имели права на собственное судопроизводство. Они могли лишь осудить человека, но вопрос о его казни решался только прокуратором Иудеи. Здесь же мы видим, как далеко может зайти человеческая злость. Побивание камнями – это очень редкая, но весьма извращенная форма казни, оставшаяся с наследия древних времен. Обычно ей предавали женщин, застигнутых в прелюбодеянии, мужчин, занимающихся содомским грехом, а также политических преступников и иноверцев, осквернивших святыню. Процедура казни «каменованием» описывается в древнееврейском религиозно-юридическом сборнике – Мишне. Человека выводили за город и сбрасывали со скалы. Если он выживал после падения, его били камнем в сердце. Если же и после этого оставался жив, то в голову.
Величайший урок, который мы можем извлечь из жизни Стефана – это его непоколебимая вера и преданность Богу. Он показал нам пример того, как нужно твердо стоять в своей вере, даже когда это кажется невозможным. Стефан был полон Духа Святого, и даже в момент своей смерти, он молился за своих обидчиков, прося Бога простить их.
Несмотря на постыдное убийство, тело Стефана не было проклято, а было с честью погребено. «Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нём» (Деян. 8:2). Долгое время, уже после разрушения Иерусалима, никто доподлинно не знал где находится его гробница. Нетленное его тело было найдено пресвитером Лукианом случайно, в поле на окраине деревни Кафаргамала в 415 году. Как сказал блаженный Августин в своей проповеди о святом Стефане: «Его тело столь долго лежало сокрытым. Оно появилось, когда того захотел Бог. Оно принесло свет во все земли, оно совершило столько чудес». Многие даже не догадываются, что в Троице-Сергиевой Лавре в Серапионовой палате находится частица мощей святого Стефана, а именно нетленная правая рука, выставленная на всеобщее обозрение.
Давайте будем тверды в нашей вере, даже когда мы сталкиваемся с испытаниями и трудностями. Пусть пример святого архидиакона Стефана, его служения, мужества и прощения вдохновляет нас каждый день быть лучшими христианами, которыми мы можем быть.