Снегири вы мои снегири... - часть третья

Надежда Опескина
      Далеко заполночь закончилась подготовка к приезду гостей. Разъехались по домам помощники. Отец забрал мать из больницы, но очень волновался, боясь новых сердечных приступов и не отходил от неё. Заглядывая в их комнату, Кемаль не узнавал отца. Подобревший взгляд, улыбка не сходит с лица. Сидит на кресле около кровати и держит руку матери, боясь отойти, словно дитя малое.

     Стареет отец, - подумал - Кемаль.- Раньше другим был и не жалел своей Азизы. Испугался одиночества. Не он её, она его оберегала. Неужели надо прожить полвека вместе, чтобы понять, насколько дорог тебе человек? На что я надеялся, прожив двадцать лет с нелюбимой женщиной? Уедут гости и займусь разводом.

     Гости прилетали после обеда, а с утра в дом отца пришёл адвокат Джамили, он вёл все дела её отца, Кемаль был знаком с ним. Амир, узнав причины прихода посланника от невестки, хотел выставить адвоката прочь, но Кемаль остановил отца:

     - Отец, дай мне выслушать посланца. Интересно узнать предложение той стороны. Я и сам решил подавать на развод.

     - Вы правы, уважаемый Кемаль! - замельтешил адвокат, протягивая папку с документами. - Я вам оставлю все требования моей клиентки, вы спокойно прочтёте, добавите свои, встречные, и в суд.

     - Не спешите, уважаемый, уходить, - улыбнулся Кемаль, читая документы. - Вы всё правильно изложили в заявлении и я его подпишу сейчас.

     - Кемаль, сын, не спеши! Надо посоветоваться с нашим адвокатом...

     - Всё нормально в документах, отец! Она решила забрать свою машину и всю мебель и оборудование, вплоть до последней ложки. Приложен солидный список всякой мелочи. Я не буду возражать. На квартиру у неё нет прав, она куплена до брака, а всё остальное пусть забирает. Деньги на моём счёте она делит поровну,возражения у меня нет, своего счёта у неё не было.

     - "Бумага терпит, перо пишет." - гласит наша пословица. Ты прав, Кемаль! Не будешь же ты делить ложки и кастрюли с женщиной, подписывай,- усмехнулся Амир и, махнув рукой, пошёл встречать прибывших гостей.

     Все спешили приехать раньше, до прилёта москвичей, и посмотреть на встречу отца и сына. Столько лет не бывал Бахтияр дома.

     Кемаль, подписав документы  и взяв свой экземпляр, поехал в аэропорт на нанятом микроавтобусе. Встреча братьев в аэропорту произошла на глазах многих знакомых. Отца в городе знали и нрав его тоже. Всех распирало любопытство, но спрашивать было неловко. Бахтияр привёз не только сыновей-красавцев, но и их жен и внуков, прилетевших в национальной одежде, как и две молодые женщины. А та, что была постарше, шла рядом с Бахтияром в красивом демисезонном пальто с маленьким саквояжем.

     Когда приехали к дому старого Амира, сыновья Бахтияра пропустили вперёд отца с внуками, потом шли Кира с невестками, сами замыкали шествие. Кемаль шёл следом, с улыбкой на лице.

     Он и сам не понимал своего настроения. Клочок бумаги в кармане напрочь ломал его жизнь, но не было грусти или волнения. Пока ехал в аэропорт, представлял свою пустую квартиру и было желание, чтобы как можно скорее оттуда всё было вывезено.
Накануне он забрал свои личные вещи. Ходил по комнатам и не понимал, как можно было прожить так долго в браке, не любя. Сейчас, наблюдая за встречей родителей и брата,  произнёс вслух, не заметив этого: - Всевышний, дай мне сына! Я буду беречь его и воспитаю правильным человеком.

     Мать, состарившаяся за годы разлуки, не могла наглядеться на своего первенца, стоявшего на коленях перед её креслом.

     - Прости, мама, своего сына! Я должен был найти способ примирения с отцом. Столько времени страдало твоё сердце!

     Старый Амин стоял рядом, положив правую руку на  плечо жены, а другой рукой обнимал внуков и правнуков. Женщины семьи старшего сына скромно стояли в сторонке, дожидаясь свой очереди поприветствовать родителей Бахтияра.
    
     Со стороны встреча смотрелась трогательно и многие женщины из гостей не прятали нахлынувших слёз.
    
     Кемаль решил разрядить обстановку и стал всех приглашать за столы, испробовать выставленные угощения, пригубить вина старого Амира в честь приезда брата и его семьи. Танец правнуков всем очень понравился, отметили и музыкальное сопровождение внуков.
    
     Три дня пролетели быстро. Бахтияр предложил родителям полететь с ним в Москву, чтобы обследовать Азизу в его клинике. Амир согласился сразу, без лишних уговоров. Кемаль остался в опустевшем родительском доме один.
    
     Прошёл месяц. Джамиля всё вывезла из квартиры и он приступил к ремонту.
Развели их быстро. Кемаль узнал, что Джамиля выходит замуж за вдовца, известного в городе человека. До него доходили слухи о романе его бывшей с этим человеком в её юные годы. Он остался равнодушным к разговорам, в душе радуясь за Джамилю.
    
     Родители не спешили возвращаться, им понравилось гостить у старшего сына.
В один из вечеров позвонил Бахтияр. Голос у брата был очень взволнованый и Кемаль испугался за матушку, но Бахтияр успокоил его, попросив прилететь в Москву:
    
     - За маму не волнуйся, братишка, она в надёжных руках. Говорить не буду о причине твоего прилёта, это ты узнаешь только прилетев. Договорись с родственниками, чтобы присмотрели за родительским домом и вылетай.
    
     Бахтияр сам встретил Кемаля в аэропорту. Обнимая, посмеивался и шутил:
    
     - Не ожидал, братишка, от тебя таких проделок! Не знаю даже, как ты перед родителями оправдываться будешь. Ох, и нагорит тебе от отца! Правда, сейчас он сама доброта, но тебе достанется сполна!
    
     - Да, не томи ты мою душу, Бахтияр! Что произошдо? В чём я виноват? - взмолился Кемаль. - Объясни толком всё. Зачем вызвал, что утаиваешь от меня?
    
     - Ты помнишь сколько времени пролетело с моего юбилея? Нет? Так я напомню, почти три месяца. И ждёт тебя сюрприз, Кемаль дорогой! Ты скоро станешь отцом!
Я твоих снегирят воспитывать не собираюсь! Их так называет Аида. А что их будет двое, сомнения нет. Ты уже взрослый, братишка!
    
     - Аида...Наповал, брат! Двойня? - растерялся Кемаль.
    
     - Хорошо, что вспомнил! - рассмеялся Бахтияр. - Она никаких претензий к тебе не предъявляет и к нам не приходит. Подурнела до ужаса, токсикоз затерзал. Но я решил вмешаться, суди меня за это. У неё поездка в Европу отменилась. Вся жизнь меняется, но она радуется этим переменам.
    
     - Поехали, брат, быстрее! Даже если отец меня поколотит, я ему сегодня приведу Аиду на показ. Повинюсь перед родителями. Что же она молчит? Никому не отдам своих снегирят, Бахтияр! - тараторил Кемаль, обнимая брата.- Мои они!
    
     Весёлую неделю провёл Кемаль у брата, а потом ушёл к Аиде. Старый Амир новости младшего сына выслушал с широко открытыми глазами. Смотрел на Аиду повлажневшими глазами. Решение принял мгновенно:
    
     - Брак, Кемаль, зарегестрируете здесь. Жену привезёшь в мой дом через месяц. За это время я подготовлю всё к приёму родственников. Хочу, чтобы все знали о твоих снегирятах. Живи, где хочешь. Возражать не буду.
    
     Оставить родителей одних в преклонном возрасте Кемаль не захотел и Аида согласилась уехать с мужем в дом родителей навсегда. Через полгода в доме старого Амира родились мальчик и девочка, которых назвали Бахтияр и Азиза, так решил их старый дед.

     Знакомые иногда приносили в дом новости о Джамиле, жизнь которой не заладилась и во втором браке, а вскоре она купила квартиру в Турции, переехав туда на постоянное проживание.

     Кемаль, влюблённый в родной город Баку, показывал свои любимые места Аиде. Ей нравились крепостные стены с узкими улочками, так похожими на улочки старого Стамбула. Любили они прогуляться с малышами по набережной, по тенистым аллеям парков. Оставив детей на попечение дедушки и бабушки, уходили вдвоём в старый город, послушать уличных музыкантов.

     Через три года родились два мальчика, которых дед ласково называл снегирята. Дом Азизы и Амира наполнился детским смехом, даря ощущение радости и тепла.