Школа. Держи равнение, моя пионерия, на комсомол

Федоров Александр Георгиевич
    Я приехал в Ершов зимой 1957 года. Наша семья (мама, бабушка и я) первое время стала жить в бабушкиной саманной мазанке (мазанка - это дом, построенный из саманный кирпичей и обмазанный глиной, саманные кирпичи - это кирпичи большого размера, сделанные из смеси соломы, глины и воды, высушенные на солнце).


    В Ершове я стал учиться в ершовской железнодорожной средней школе №29.
В то время октябрят не существовало, как школьного института. А мне так хотелось вступить в ряды юных пионеров! Многие читатели, наверное, и не представляют сейчас, что это организация, как и комсомол. Поэтому немного поясню на примере пионерской организации нашей школы.

    Она состояла из пионерской дружины имени Павлика Морозова, которая делилась на отряды  по соответствующим классам. Каждый отряд делился на звенья, человек по десять. Высшим командным органом организации являлся Совет дружины, члены которого носили две кумачовые полоски на рукаве рубашки. Совет избирал председателя Совета, носившего три кумачовых полоски. Соответственно, звеньевые носили… правильно, одну полосу. Я в дальнейшем попеременно ходил то звеньевым, то членом совета дружины и носил одну или две красных полоски на рукаве.

    Подготовка к вступлению в пионеры велась нешуточная. За несколько месяцев до вступления в ряды пионеров (в третьем классе), каждый из нас написал цветными карандашами «Клятву юных пионеров». И выучил ее так, что хоть разбуди меня внезапно ночью и предложи читать текст клятвы с какого-нибудь места… я бы сразу же мог без запинки ее продолжать.

    Подписанные нами клятвы собрали и унесли. Возможно, они до сих пор хранятся где-нибудь в тайном пионерском архиве, по крайней мере, именно так  нас уверяли. На предмет юридического обоснования наказания, если ты эту клятву нарушишь.
 
    Принимали нас в пионеры напротив памятника жертвам гражданской войны и кулацкого восстания в селе Мавринка. Раньше он стоял в поселковом парке. Недавно, в 2021 году, я был в Ершове – его пока не снесли, слава богу.
Ремарка – сейчас напротив это памятника построили храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.

    А в Саратове на месте памятника Александру II стоит памятник революционеру-радикалу  Н.Г.Чернышевскому, его непримиримого врага. Этому памятнику дважды не повезло. Свой постамент он вынужден был уступить сначала бюсту Н.Г. Чернышевскому, а затем чекисту Ф.Э. Дзержинскому, стоящему пока у железнодорожного вокзала Саратова.

    Членство в пионерах не было простой формальностью, как многие думают. Сдавали мы что-то вроде комплекса БГТО – три ступеньки, которые предусматривали овладение самыми различными полезными навыками – от попадания в цель из пневматической винтовки до умения штопать носки.  Мы сдавали все эти ступеньки поочередно в помещении «маленькой школы». Собирали мы и металлолом, и макулатуру. Из собранного нами металла, как нам сообщали, построили тепловоз, и я лично вручал символические ключи от него лучшему машинисту депо. Даже запомнил его фамилию  – Крыса.
    Членство в пионерах являлось в чем-то даже интересным и полезным. Но вдруг грянуло не очень приятное событие. Нас с Вовкой Рожковым делегировали, не знаю уж за какие грехи, в районный штаб пионеров….

    Какие-то бесконечные заседания, обременительные обязанности – «старший кружковец». Кроме того, меня, пытались научить «трубить» на пионерском горне. Это такая труба без всяких клавиш, и играть на ней весьма сложно.
    К моему великому счастью, я потерял мундштук от горна во время репетиций дома. Второго горна с мундштуком, или другого мундштука, к счастью, не нашлось и  на этом моё мучительное обучение закончилось.

    А Вовку Рожкова уже пророчили в председатели штаба…. От всех этих притеснений мы решили избавиться не совсем обычным способом…, вступить в комсомол, благо и возраст подошел, 14 лет. Но дама, которая руководила пионерским штабом, каким-то образом пронюхала про это и сказала, что и в комсомоле мы будем участвовать в работе штаба.

    И уже после поступления в ряды комсомола (о членстве в котором я практически ничего не могу припомнить), нам все же пришлось принять участие в грандиозном пионерском районном слете, организованном по поводу сорокалетия организации пионерского движения. Но после этого мероприятия мы  в пионерский штаб больше появились,  несмотря на доносившиеся оттуда неоднократные угрозы.

    Пионерский слет, как я помню, был действительно масштабный. На него приехали большие делегации из всех населенных пунктов ершовского района. Огромная колона пионеров под пение горнов и грохот барабанов прошла по всему городу. У райисполкома  произошел грандиозный митинг, после которого наш школьный ансамбль провел  концерт на патриотическую тему.