Мировой триумф Тарковского

Олег Меркулов
Пока наши кинокритики пускают розовые сопли по поводу фильма про казанских отморозков-малолетних садистов, в мире настоящего кино в конце 2023 года признано: абсолютно и безоговорочно, как мировое достояние №1 в области киноискусства — творческое наследие Андрея Тарковского.

Сразу несколько престижных и серьезных изданий, а также пулов лучших киноэкспертов мира внесли Тарковского в пантеон Гениев всех времен. А его фильмы вошли в самые престижные профессиональные рейтинги, причем только в ТОП.

Начнем с научной фантастики. Фильм "Сталкер" занял второе место в рейтинге 150 лучших научно-фантастических фильмов всех времен и народов, пропустив вперед лишь "Космическую Одиссею" Стэнли Кубрика. Такой вердикт в 2023 году вынес журнал Rolling Stone.

Узнав это, я пересмотрел еще раз "Сталкера" (хотя видел его уже раз 10). Чтобы понять, справедливо ли это. Ведь есть же "Интерстеллар", или "Бегущий по лезвию", например. Мой вывод: да, это справедливо. И о "Сталкере" я еще напишу отдельно. "Обосную", как говорят пацаны из лучшего отечественного фильма 2023 года, по версии лоббистов культуры сумасшедших убийц и насильников.

Но вернемся к Андрею Тарковскому. Да, "Сталкером" Тарковский доказал: русские (вернее, советские) умеют делать научно-фантастическое кино мирового уровня. Умели, по крайней мере.

Фильм "Солярис", его же картина, занял 20-е место в этом рейтинге. Еще один sci-fi шедевр от Андрея Арсеньевича. Тоже есть о чем поговорить, настолько сильно и необычно передан дух повести Станислава Лема. Хотя Лему не понравилась экранизация. Или он делал вид, что не понравилась, ведь писатели часто ругаются на экранизации своих произведений, так модно, видимо.

Мое мнение: зря Лем ругался. Андрей Тарковский, который считал себя художником в кино (он, кстати, в юные годы окончил художественное училище и умел неплохо рисовать), чуть глубже передал психологию общения с инопланетным разумом, с т.н. "гостями". Картина, которую он "нарисовал", прошла в этом плане дальше самого Лема, и пробирает до мурашек.

Далее. Жюри "Венецианской классики" в августе 2023 г. назвало фильм Тарковского "Андрей Рублев" шедевром всех времен и народов и включило его в список классических фильмов, обязательных для просмотра.

Про этот фильм сказано и написано много. Я вот что скажу об "Андрее Рублеве": Если, прочитав кучу книг и учебников по истории, вы до сих пор сомневаетесь, так ли на самом деле происходили события во время ига чингизидов на Руси. И если болтовня халдеев от исторической науки вас только запутала — посмотрите этот фильм Тарковского. Спокойно, не отвлекаясь и не тыкая пальцами в экран смартфона во время просмотра. И вы попадете в Русь начала 15 века. А попав туда, осознанно взгляните на все своими глазами и сделайте собственные выводы о том, что же тогда происходило на самом деле, и как все это выглядело в действительности. Тарковский предоставил вам эту уникальную возможность.

И еще одно признание. Старейшее в мире издание про кино Sight and Sound (издается с 1932 года, когда массовое кино и появилось), назвало фильмы Тарковского "Зеркало" и "Сталкер" лучшими картинами, снятыми за всю историю мирового кинематографа. К такому выводу пришли 900 топовых кинокритиков, со всего мира. И специальная номинация, которая делается этим журналом на основе опроса известных современных режиссеров, включила "Сталкер" в ТОП-20 режиссерских работ всех времен и народов.

В своей стране при жизни (он умер в 1986 г. в Париже) Тарковский так и не смог насладиться заслуженными славой и почетом. Хотя на всех его картинах, которые стали хитами мирового кино, в титрах и на афишах было написано "Made in the USSR". Тарковский мог бы быть человеком национальной гордости. Он мог бы создать свою киношколу. Ведь не с чистого листа возник его талант. Значит, во ВГИКе была хорошая подготовка. Значит, у него в детстве были сильные правильные учителя, которые помогли сформировать вкус мирового уровня. Значит, он тоже смог бы передать частичку своего таланта молодым. Мог бы — мог бы ...

Тарковского признали официально только после кончины: в 1990 году выписали ему посмертную государственную премию и присвоили звание "заслуженного артиста РСФСР". Это на уровень ниже "народного", которое есть у некоторых участников т.н. "голой вечеринки". К счастью, Андрей Арсеньевич не дожил до их триумфа и ушел непобежденным серостью, цинизмом и пошлостью.

читайте эту публикацию на Дзене, с видео из фильмов: https://dzen.ru/a/ZZ5QsB-CNhTTS0yZ