Академик Куманев о Сталине

Александр Щербаков 5
Вновь и вновь поражаюсь продуктивности блогера, пишущего свои материалы под ником «МемуаристЪ. Канал о Сталине». С какой настойчивостью он борется о светлой памяти вождя, во многом благодаря которому была проведена индустриализация, коллективизация и культурная революция в отсталой России, о которой с такой ностальгией вспоминают наши либералы, которые не знали жизни в стране, о которой сетуют.  Но человек, о котором я своей заметке написал этот блогер, знает не по слухам о жизни в СССР в предвоенные, военные и послевоенные годы, изучал историю социалистической страны и не за красивые глаза ему было присвоено звание академика истории.  Итак, передаю слово блогеру.
***
Нашёл совершенно потрясающего Советского историка. В своё время он взял более сотни интервью со Сталинскими наркомами. От Молотова до Кагановича и Микояна. Что называется, история из первых рук, первее некуда! Я про академика по истории Георгия Александровича Куманёва. Увы, уже три года, как его нет с нами. Большое счастье, что остались его работы. Работы замечательные!

Это настоящий Советский историк и журналист, если можно так выразиться. Куда там Познерам и Дудям. Кто-то из них уже объявлен вражеским агентом, так что на всякий случай оговоримся. Представляю, как условный Дудь или Собчак (из тех же агентов, вроде, или ещё нет) задают дедушке Молотову любимые вопросы. Сколько у него была зарплата и в каких позах он любил женщин. Могло и промежду глаз прилететь.

Академик Куманёв спрашивал не о личном. В его работах цифры и факты, всё по-взрослому. Насколько мы отвыкли от профессионального разговора с человеком о его деле. Тем более с людьми, создававшими на пустом месте целые новые отрасли промышленности. Сегодня такое никому не интересно, всем клубничку подавай. Скандалы, интриги, расследования, куда без них.

А я вот Куманёва читаю с огромным удовольствием. Настоящая отдушина на фоне либеральных бредней. Вот данные и попробуй поспорь. Можно долго спорить про "победили вопреки" и "двоечника и параноика" Сталина. А можно поднять, открыть Куманёва и прочесть справочные данные.

Что за два десятка лет до Великой Отечественной в Союзе построено девять тысяч новых заводов. Можете осознать масштаб - девять тысяч! В сороковом году валовый выпуск промышленности превышал уровень двадцатого года почти в сорок раз! А по машиностроению в пятьсот двенадцать раз! Это гигантская и крайне успешная стройка в масштабах всей страны!

Или, к примеру, известный тезис, что Сталин очаровался Гитлером как гимназистка душкой-гусаром. И совсем не готовился к противостоянию. Пожалуйста, читаем историка дальше. За два с половиной предвоенных года СССР произведено почти 18 тысяч самолётов, семь тысяч танков, тридцать тысяч пушек, пятьдесят две тысячи миномётов и десятки боевых кораблей. Готовились и ещё как, не хватило пары лет, чтобы не дать Гитлеру ни единого шанса.

Правда, из собранных историком цифр и интервью следуют неприятные для либеральных болтунов выводы. Оказывается, победили, мягко говоря, не  вопреки. А в результате слаженной работы всей страны под умелым руководством.

Во время интервью в июне восемьдесят четвёртого историк спросил Молотова о роли Сталина в подготовке к Великой Отечественной. Вячеслав Михайлович кривить душой не стал: "Всем нам очень повезло, что с самого начала Великой Отечественной с нами был Сталин. Отмечу хотя бы его огромную роль в руководстве народным хозяйством как Председателя ГКО и правительства. Все основные вопросы военной перестройки и функционирования нашей экономики, даже в деталях, он держал в памяти и умело осуществлял все рычаги управления по заданному курсу."

А задачи решались не только и не столько военные, а в первую очередь сугубо хозяйственные. Академик приводит описание германским историком Георгом Фойхтером успехов Советского авиастроения в первые годы Отечественной. Если в конце сорок первого удалось дать фронту чуть более трёх тысяч самолётов за квартал, то через год Советские заводы давали уже по семь с половиной тысяч боевых машин.

Немец искренне не может понять, как удалось на эвакуированных заводах обеспечить настолько стремительный выпуск новых боевых самолётов. Возрождение эвакуированных заводов немец называет "величайшим техническим достижением периода Второй мировой".

И опять не вопреки. Академик приводит беседу со Сталинским наркомом вооружения Устиновым, любопытно: "Мне не раз приходилось докладывать Сталину о выполнении графиков выпуска продукции. На их нарушения он реагировал довольно резко. Когда в сентябре один из уральских заводов не выполнил заказ по выпуску орудий, Сталин дал телеграммы директору завода и парторгу. Строжайше предупредил об ответственности. Телеграмма всколыхнула весь завод и больше нарушений графика не было!"

Тот же Устинов рассказывал о более позднем заседании ГКО по вопросу выпуска полевых орудий. Выпуск хромал, фронту остро не хватало новых современных пушек для борьбы с фашистскими танками. По настоянию Сталина в постановление добавляется такой пункт:
"ГКО предупреждает всех народных комиссаров и директоров заводов об исключительной ответственности за выполнение указанного постановления и за бесперебойное снабжение артиллерийских заводов наркомата вооружения и устанавливает, что невыполнение заказов для выпуска сорокапяти-миллиметровых и семидесятишести-миллиметровых пушек будет рассматриваться ГКО как государственное преступление."

Только вдумайтесь, Сталин, по сути, в закон вносит нарушение плана по орудиям как преступление. И начинает с наркомов, с министров по-нынешнему. Не будем показывать пальцем, но некоторые сегодня в ранге министров по триста миллиардов долларов валютных резервов подарили западным партнёрам. И ничего, никаких тебе преступлений, даже премии, говорят, не лишили.

И так во всём, под руководством Сталина за Уралом строятся сети электростанций и железных дорог. Создаются могучие сталеплавильные комбинаты. Строятся нефтяные и газовые месторождения "Второго Баку". Рядом с Челябинском разворачивается гигантская добыча угля, чтобы заместить оккупированный Донбасс. Могучая работа всего народа и крайне серьёзные задачи по организации всего этого для каждого из Сталинских наркомов.

Большие сомнения, что нынешние министры потянули бы десятую часть такого. Да, собственно, мы своими глазами можем убедиться. Третий месяц идёт известная операция. С высоких трибун кричат о замещении импорта, подъёме промышленности. И не делается почти ничего. Как не делалось и последние восемь лет. А говорили много, красиво говорили. Только даже гвозди все сплошь китайские.

Отдельная история - обеспечить страну продовольствием. Куманёв подробно и с цифрами описывает, как все силы в сорок первом были брошены на уборку урожая. В отдельных районах сбор хлеба шёл под обстрелами и налётами штурмовиков. Пережить зиму сорок первого во многом помогли собранные тогда урожаи.

Или банальная вещь - военные действия всегда, в первую голову, перевозки грузов. Команда Кагановича проделала титаническую работу по перестройке работы железных дорог. Например, в первую неделю после нападения фашистов по железным дорогам перевезли столько грузов, сколько в Первую Мировую смогли бы только за два с половиной месяца. Что называется, оцените масштаб "цветущего тринадцатого года" булкохрустов.

Ещё любопытный факт. Для эвакуации производств за Урал, к которой, конечно же, по мнению либералов, никто не готовился, только в сорок первом году потребовалось полтора миллиона вагонов. Для понимания масштаба, если эти вагоны выстроить в одну линию, то хватило бы от Франции до Японии.

Только за первые полгода сорок второго за Уралом ввели в строй тысячу двести новых заводов! Это осмыслить невозможно. Эти люди двигали горы и реки, масштаб личностей именно такой! И это в условиях, когда страна сражалась против всей объединённой капиталистической Европы.

Кстати, и про ленд-лиз, который только и позволил нам победить, по мнению либералов, разобрано академиком. Как ни крути, могучая цифра в 4% поставок ленд-лиза подтверждается. Полезная была штука, особенно в начальный период Великой Отечественной, но для победы 4% как-то маловато, не находите?

Более того, академик приводит стенограмму выступления в Конгрессе президента Рузвельта в мае сорок четвёртого года. На вопрос о зависимости СССР от поставок американского оружия президент с некоторой горечью ответил: "Советский Союз пользуется вооружением со своих собственных заводов."

А вот что писала газета "Правда" от лета сорок второго:
"Из поколения в поколение будет передаваться слава как о тех, кто в годину грозных испытаний защищал Советскую Родину с оружием в руках, так и о тех, кто ковал это оружие, кто строил танки и самолёты, кто варил сталь для снарядов, кто своими трудовыми подвигами был достоин воинской доблести бойцов."

Куманёв провёл несколько интервью с Кагановичем и там тоже раз за разом спрашивал, как удалось достичь победы, как смогли совершить невиданные в мире чудеса. Не было нигде такого, чтобы во время боевых действий как на дрожжах росла промышленность воюющей страны.

Каганович в ответ заговорил опять... о Сталине: "Сталин видал виды, он знал боевые действия лучше всех других руководителей (не считая Ленина). Его опыт в Гражданскую колоссален. Когда началась Великая Отечественная наш вождь, военный руководитель, был компетентен с самого начала. Снова не растерялся, что мы отступаем. Он был твёрдо уверен, что мы победим и твёрдо руководил страной, партией, армией, экономикой."

Вот так. Только начинаешь копать в реальные факты и встречи с великими организаторами Советской промышленности и натыкаешься раз за разом на корёживший либералов факт. Не только подвиг народа, но и могучая работа по организации усилий в правильном направлении. Во многом, работа товарища Сталина и его ближайшего окружения. Спорить невозможно.

Светлая память академику Куманёву и огромное спасибо за его исторические работы. Буду изучать дальше, навскидку - вещи там описаны интереснейшие, из первых рук.

И если кому-то показалось, что я сравнивал академика Куманёва с нынешним модным журналистом Дудём (вроде даже вражеским агентом), то нет, показалось. Несравнимого масштаба фигуры, даже говорить не о чем.
***
Вот что написано о Куманеве в либеральной Википедии:

Гео;ргий Алекса;ндрович Куманёв (20 декабря 1931 – 21 сентября 2018)  — советский и российский историк, специалист в области истории Великой Отечественной войны. Доктор исторических наук. Главный научный сотрудник Института российской истории РАН, руководитель Центра военной истории России. Академик РАН по Отделению историко-филологических наук с 22 декабря 2011 года.

Отец — Александр Александрович Куманёв — директор Лукояновского педагогического училища (1945—1972), заслуженный учитель РСФСР. Мать, Вера Петровна — заслуженный учитель РСФСР. Брат-близнец — историк Виктор Куманёв.

Окончил Горьковский государственный университет, где учился у С. В. Фрязинова, и аспирантуру Института истории АН СССР.

Доктор исторических наук (1972), профессор (1977). Действительный член Российской академии естественных наук (1993), Академии военных наук (1998) и Российской академии наук (2011.

Автор более 250 научных работ, в том числе монографии «Война и железнодорожный транспорт СССР. 1941—1945 гг.». В основу книги «Рядом со Сталиным: откровенные свидетельства» вошли беседы историка с политическими и военными деятелями — В. М. Молотовым, А. И. Микояном, Л. М. Кагановичем, Г. К. Жуковым, А. М. Василевским и другими.

С конца 1950-х годов записал интервью с более чем 80 государственными деятелями, военными, учёными и дипломатами СССР. Часть из них вошла в книгу «Говорят сталинские наркомы» (2005).

Председатель научного совета РАН по проблемам военной истории, входил в состав учёных и диссертационных советов ИРИ РАН и ИВИ РФ. Член научного совета Российского военно-исторического общества и редакционной коллегии «Военно-исторического журнала».

Похоронен на Троекуровском кладбище.

Касаясь нападения Германии на СССР и того, что Сталин верил Гитлеру, добавлю, что еще в 1931 году Сталин говорил, что у нас есть всего десять лет, чтобы подготовиться к большой войне с капиталистическим окружением. Тогда Гитлер еще не пришел к власти в Германии. Но Сталин проштудировал его книгу «Майн кампф», в библиотеке Сталина есть экземпляр на русском языке с карандашными пометками, как любил читать Иосиф Виссарионович. Поэтому он знал о желании Гитлера расширить жизненное пространство Германии на востоке – «дранг нах остен». Поэтому и отпускал всего десять лет на подготовку к войне.