Эй Яхь! Яхве?

Галл Гелиа
Эй Яхь! ( Яхве?)

В храмовом кавказском центре сохранились практический все известные древние эпитеты бога, потому было бы странно,  если не было свидетельства, загадочного еврейского эпитета бога Яхве(Yahwe).  Эпитеты бога свойственны монотеизму  и политеизму, нужно  помнить что разные эпитеты  бога в  храмовом центре, особая история, где идет борьба между богоносцами и богоборцами(богоносец;- выражающий идею бога). Библия на самом деле говорит, что пророки и патриархи до возвращения пророка Моисея в Египет поклонялись Богу, которого знали под именем «Эл-Шаддай».Имя  «Шаддай» связано с Кавказскими горами( Казбек Эльбрус), которые на ингушском языке звучат «Шат», а частица «да» означает «отец, бог»
Считается, что Яхве  не засвидетельствован нигде, кроме как среди израильтян, и потому не имеет никакой правдоподобной этимологии. Народ храмового центра сохранил древний ингушский язык,  «международный, надплеменной язык неолита».
Ингушские выражения сохраняют  древние имена богов; ИппIали са кIани «Ипалли»(ипаллиота -Богиня Амазонок Др Греции), Алла-Балла аьлча худдац, Ера ха, Ера ди..и тд
Ингушское выражение  «Эй - Яхь !» возглас сожаления ( в русском языке ой-е-ей)
Эй - восклицание при боли. В/ ве - есть.
Яхь (соревнование в благородстве, чести и достоинстве) -  адекватно не переводимое на другие языки понятие ингушского морального сознания, определяющее стремление к соблюдению этических норм и образа жизни в наибольшей, идеальной степени, имеющее в эздел значение морального принципа.
Побудительной причиной следованиях яхь является стремление к лучшему в широком смысле слова (к лучшему во всем хорошем, добром, полезном), к похвальному, желание превзойти других в этом стремлении. Поэтому яхь как инструмент, двигатель морального совершенствования личности с незапамятных времён в ингушской среде имел и имеет большее общественное значение и может становиться неисчерпаемой силой создания и единения так как в его основе лежит идея соревнования. Яхь предполагает активную жизненную позицию в отстаивании добра, справедливости, приоритет общественно значимого над личным, бескорыстное служение обществу, защиту слабых, обездоленных.
Ингуши до сих пор говорят иногда : « Эхь деций хьо на? Нахаца яхь еций хьа?Быть пассивным, не следовать моральным нормам яхь считалось делом постыдным, недостойным настоящего мужчины.
В наибольшей степени категория и принцип яхь разработаны в героико-эпических и исторических песнях ингушского фольклора. В этих песнях, как указывалось выше, изображены герои, неукоснительно соблюдающие требования яхь – яхь йола кIантий (къонахий), то есть канты (мучины), имеющие яхь. Большое место уделяется осмыслению и воспеванию подвигов, поступков, поведения кантов, соревнующихся в соблюдении яхь, и в величальных песнях (хьестора иллеш). Такие канты мыслятся достойными всяческого подражания.
Собственно, величальные песни и посвящены таким достойным мужчинам – выдающимся историческим деятелям и реальным лицам из ингушской и иноэтнической среды. Быть воспетым девушками в величальной песне считалось издавна наибольшим общественным признанием заслуг героя. Соревнующиеся в яхь были моральным примером для других. Остальные следовали этим высоким образцам. На этих примерах воспитывалась молодёжь.

PS

Сиккам гIолва хъо" ("Чтобы тебя послали в Сикким"),штат Индии.
Ийса Эдал дехь вала валар хъо" (иди ты за девять Волг (рек) Эдал-Волга)
НаIалта хийла хьон" ("Да поглотит тебя Нил!")
Сийнача цIарагIа вагалва хъо" Гори ты синим пламенем
Тинатакх ваьннав хъо" (ты что из Дона вышел)
ИппIали са кIани "Ипалли (ипаллиота -Богиня Амазонок Древней Греции)
Алалай- ( "словаря слов Гомера": Пэан — искупительная песнь, своего рода призыв к Аполлону—искупителю, исполнявшаяся и в честь победы, и во время битвы. В последнем случае — распевный речитатив, служивший пробуждению воинского духа и обретению покровительства демонов-керов. Бог кровопролития Эниалий призывался криком: «Алалай!»)
Алла-Балла аьлча худдац.
Iаббали - ВIаббали - Баббали!
Ера ха, Ера ди..
Йоппай!
Астарах вала хьо! Чтоб ты лишился Астары". Астара ( Астарта,)
Асаерахьи деддац!
Воллахьи, Биллахьи,ТIиллахьи!
ХIейт - Вейт!
Гоара къантий яI-кх! (Гоара молодец )
МутIу
Пана ваьнна вагIа!
НаIалт тIа доассалда хьона!
ГIод хьарч хьа юкъа!
Очай! (очий, очийта, вочийта)
Наналалла!
Хьа ворхIи даь дакъ! (твоих 7 отцов труп)
Вададай!
Дадал хIа!
Дала гешт долда!
Йовми къемат ди хьатIадаллалца!
Бож гIанд
ПIаьраска
Дарза, аьнна!
.Йера.
29.Кукали ха.
30.Гушмали.
31. Тхаба - Ерда
32.ПирIа.
33.Баткъа.
34.Iалаьлай!
35.Iалаьмат.
36.Оввай!
37.Йовсар.
38.Фар йоагI !
39.НожганцIай
40.Живари!
41.КIаь кIантой
42.Аьртиг, биртиг
43.ХIало (Гало, Галоа, Гело) (Бог ингушей)
44.Рало (Ралоа) (бог вселенной у ингушей)
45.Село (Салоа) ((бог Грозы, Молнии, Дождя, Звезд, селаад (радуга Лук Селы)
46.Коакой кIанти
47.Даьла (Даьлоа) (Бог Богов Высший Бог-Демиург)
48.Мустагударг (ритуал Вызывания Дождя)
49.Бурка ей.
50.Хулчи.
51.Тарам.
Йоакха топ
Астарах виза хьо.
ГIод дов хьа керт.
Наназ ваьр мара вош вац, Багдади мара гIала яц!
Iадж (Iач) хьалкхаьбач милейкур.
НаIалетеч накъ ма вакха хьо.
Хьа къина белх истий
Верзан-ТIерзан (голый)
Iалелай!
Везан Даьла (Дорогой Бог)
Вуорхи Дада (7 отцов Предков)
ЦIув (Жрец)
НаIалетеч накъ ма вакха хъо
Дадал хьо ваьча
МагIа баьрче ваьнна
Маьрша воагIалва хьо (приходи Свободным)
хьо йисте валалехьа-м куклий зама яргья

Нужно помнить что языческая история храмового центра, не совсем языческая, и разные эпитеты  бога в  храмовом центре, особая история, где идет борьба между богоносцами и богоборцами(богоносец;- выражающий идею единого бога).