Муся!!! Кушать!!!

Александр Анастасин
На полевых испытаниях спаниелей чего только не насмотришься.

Спаниель – охотничья подружейная собака. Обязательными требованием для того, чтобы она была признана породной, является наличие диплома о полевых испытаниях.

Московские заводчицы, занимающиеся разведением этих собак, в большинстве своём к охотничьему делу отношения не имеют никакого. Однако желание заполучить диплом для своих питомцев заставляет и эту, достаточно легкомысленную публику, выезжать в поля. Что там надо делать и как там надо делать, многие из них не имеют никакого представления. Собаки, сильно привыкшие к лежанию на диване,  тоже не очень понимают, зачем они здесь.

Наличие диплома у собаки сразу же поднимает рейтинг заводчицы и продажную цену щенков. Все это заставляет даже самых инфантильных дам собрать волю в кулак и решиться на подвиги. Одним словом, диплом третьей степени, а другого с первого раза не дадут, им нужен как воздух.

Испытания собак проводятся в несколько этапов. Обычно начинаются они с оценки постановки и послушания, проверки качества аппортировки, а потом уже все действия переходят в поля.

В то время, а это начало девяностых, когда я держал спаниелей, их испытания, как правило, проводились по коростелю, который в изобилии водился на полях вблизи Фрязино. Обычно возглавлял судейство наш непререкаемый авторитет, выдающийся специалист по спаниелям и совершенно замечательный человек Геннадий Фёдорович Михайлов. О нем можно и нужно написать отдельно, настолько это был человек-явление. Возможно, я это сделаю когда-нибудь.

Здесь скажу только, что Геннадий Фёдорович был строг и неподкупен, но в этих своих качествах он никогда не переходил грань, которая отделяет равнодушного перфекциониста от человека, страстно преданного теме.

Понимая, что очередная дама, которая вывела свою спаниель на поиски коростеля мало что смыслит в этом деле, судья пытался разглядеть в собаке признаки, которые на генетическом уровне отделяют породистую спаниель от дворняги. И правда, в большинстве случаев, диванная собачонка, повинуясь инстинктам, закрепленным в породе, начинает что-то предпринимать для выполнения задачи. А задача непростая – надо наскрести необходимое количество баллов для того, чтобы получить диплом.

Так вот, мотаясь вокруг хозяйки нелепым, путаным, непоставленным челноком, за который не дадут много баллов, собака, что удивительно, все-таки находит коростеля и поднимает его на крыло.

Это уже почти победа, так как главные баллы будут присуждаться именно за тот факт, что собака подняла птицу.

Однако момент этот может оказать одновременно и драматическим. В этой ситуации существует один очень важный нюанс. Требования по полевым испытаниям спаниелей составлены таким образом, что в них прописан ряд условий, в том числе, одно принципиально важное. Оно заключалось в следующем.

Ни при  каких обстоятельствах собака не должна отрываться от хозяина или хозяйки на расстояние более 25 метров. Этим и отличается спаниель от других собак. Она обязана постоянно работать «на коротком плече» от охотника и «заглядывать ему в глаза» , повинуясь его указаниям, которые он иногда может дать «одним лишь движением бровей».

Спаниель, убежавшая от хозяина более, чем  на 25 метров сразу же дисквалифицируется и снимается с испытаний без права получения диплома.

Говорят, что сейчас это правило, на мой взгляд, чрезмерно ограничивающее работу собаки, смягчили. Но тогда это было жёсткое требование.

В таких случаях так и хочется воскликнуть:

-Шеф, всё пропало!!!

Так вот, когда очередная дамочка, выплясывая со своей собакой в высокой траве, пытается найти коростеля, Михайлов, сердито нахмурив брови, наблюдает за этой нелепой топотнёй.

Тем не менее, чудо происходит – собака нашла коростеля и подняла его под выстрел, который на испытаниях имитируется стартовым пистолетом. Охотник обязан в этот момент подать команду  «Стоять!!!», чтобы не допустить преследования собакой низколетящей и лениво вихляющейся птицы.
 
Если же собака погнала коростеля, всё, пиши пропало. Она гарантированно убежит от хозяина дальше 25 метров.

Михайлов, наблюдая, за этой «драмой на охоте» и этой «дамой на охоте», конечно, сопереживает происходящему. И собаку жалко снимать с испытаний, и хозяйку отчасти тоже жаль. Понятно, что она ничему не могла научить своё диванное животное.

Понимая, что погнавшая низко летящего коростеля собачонка сейчас выйдет за радиус 25 метров,  определяемый, кстати, «на глазок», он, конечно, не хотел бы принимать суровое решение. Но правила есть правила.

В общем, коростель летит, собака бежит за ним, хозяйка бежит за собакой, пытаясь сохранить требуемую дистанцию. Весь этот цирк удаляется куда-то по направлению к лесу. В правилах ничего не написано кто за кем должен бежать. Главное, чтобы не разорвать расстояние в 25 метров.

Ещё чуть-чуть, ещё усилие и диплом будет в кармане. Но тут происходит самое ужасное. Хозяйка, запутавшись в высокой траве, падает носом в землю и понимает, что через два - три прыжка собачонку с испытаний вынуждены будут снять.

Год ожиданий насмарку. Придется ждать очередных испытаний до следующего лета, а щенки, родившиеся в этот период, будут считаться внеклассными.
 
-А-а-а-а-а-а-а-а!!! – вопит и вибрирует душа начинающей охотницы за дипломами от неумолимо надвигающейся чудовищно несправедливой перспективы, – мы в шаге от провала!!!

Вспоминаются глаза профессора Плейшнера.

Но все же эта дама, она, в принципе, не дура. Её, наконец, осенило, и над притихшими полями раздаётся истошный, душераздирающий, полный последней надежды, крик:
 
-Муся, кушать!!! Муся, кушать!!!

Это не запрещено правилами. Можешь подавать какую угодно команду, лишь бы собака её выполняла.

Кстати, о кличках. Английский кокер-спаниель обязан носить кличку, представляющую собой транслитерацию какого-либо английского слова. Кроме собственно клички у породистого английского кокера есть еще и «фамилия», доставшаяся ей от матери.
 
По документам это зачастую очень громоздкая конструкция, поэтому какая-нибудь Маунтин Шедоу для простоты отзывается на кличку Муся. Так, у моей дочери, тоже заводчицы, рыже-белая красавица Уинтерчайльд Шаннон в миру была просто Ринка. Какая связь? Такова женская логика.

Но это было небольшое отступление. Возвращаемся к событиям на поле.

Собачонка, резонно рассудив, что реальная еда важнее улетающего коростеля, наконец, остановилась.  В итоге дистанция между лежащей в траве хозяйкой и собакой не превысила означенный норматив.

Михайлов, как и положено главному судье, не меняя сурового выражения лица, тоже с удовлетворением выдохнул:

-Слава богу!

Пусть плохой челнок, пусть не очень хорошая аппортировка, но спаниель всё-таки выполнила главную задачу – подняла птицу и при этом проявила послушание, когда по команде хозяйки прервала погоню. То есть, собака показала, что она умеет «выпугивать», как говорят некоторые спаниелисты, птицу. Для этого, собственно, она и предназначена.

Что в сухом остатке?

Собака реально работала в угодьях, хозяйка, наконец-то «понюхала пороху» и хоть что-то поняла в этом деле.
 
На диплом третьей степени баллов, кажется, наскребли.

  2020