Человек - вещь в себе

Виктор Шулепов
ЧЕЛОВЕК  -  «ВЕЩЬ  В  СЕБЕ»
 Понятие «Вещь в себе» ввёл немецкий философ Иммануил  Кант (1724 – 1804г.). Это понятие означает непознаваемость объекта  в полной мере. При изучении объекта человек – исследователь превращает непознаваемый объект в «Вещь для нас», т.е. познаваемый. Человек разумный создал общество, которое накапливает знания об окружающей его природе, и эти знания перелаются из поколения в поколение. Так, неизвестных  для человека «вещей в себе» должно становиться всё меньше и меньше.
 
 Так   происходит накопление знаний об окружающей природе. Накопленные  знания остаются в памяти общества как научные достижения в форме печатных учебников, справочников, энциклопедий, а также множества изделий технического прогресса. И эта безграничная тяга к познанию делает «не познаваемым» самого человека,  уникальным творением живой природы. Как пример непосредственно сайт «Проза.Ру», в котором публикуются не только «последние новости» в обществе и мире, но и проблемы устройства этого мира. Есть тут и статьи непосредственно о самом человеке.

 Не сходит со страниц сайта религиозная проблематика, хотя наука давно доказала отсутствие «потустороннего мира», Бога и прочих атрибутов жизни после смерти. Такая тенденция свидетельствует о непознаваемости, «вещи в себе»  самого человека. Человек может болеть любыми болезнями, страдать от каких угодно переживаний, но он живёт в реальном мире, ежедневно видит и слышит чего- то новое. Отрешиться от этого невозможно.

 Если вчера за окном была только природа, то сегодня на экране телевизора – весь мир.  Разумность человека подтверждается его  общением с себе подобными   в любом виде: в семье, на работе, на улице, читая книгу, газету и пр. Принять, что это может закончиться,  невозможно. Поэтому душевное состояние  человека придумало другой мир, который не кончается, ничего не требует, кроме веры в него. Может быть, вера в тот мир  помогает жить в этом мире. И это подтверждает непознаваемость человека.

 Человек как «вещь в себе» остаётся в повседневной реальной жизни. Это внутренне  состояние «самозакрытости» формируется с детства .Обычно мы это называем характером. Наука психология глубоко изучила нормальное и нездоровое состояние нашей психики, и выработала массу рекомендаций  по восстановлению нормального состояния. Главным, на наш взгляд, является удовлетворение потребностей в общении. Если дети  удовлетворяют эту потребность не задумываясь, то взрослый человек считает нужным соблюдать какие – то правила общения, специфики обсуждаемых вопросов,  а также   общественную  важность  на данный момент. Тут проявляется воспитанность. эрудиция, тактичность каждого собеседника.
Общество является естественным результатом эволюции разумного человека. История человечества это суммарная история разных обществ в разных частях планеты. Как рассматривать общество с позиции его познания на  каждом историческом этапе. В философии об этом сказано достаточно много, поэтому приведём  такой пример.
Кто хоть немного знаком с сельскохозяйственным производством, выращиванием зерновых  культур с получением муки из зёрен, может убедиться, что человек имеет наглядный пример образования общества. После скашивания зерновых культур в поле (пшеница, рожь и др.) человек – труженик обмолачивает колосья, чтобы получить зерно. На этом этапе зерно засорено кусочками колосьев, шелухи, поэтому его просеивают на сите. Для большей чистоты зерно просеивают на ситах с разными отверстиями. И только после этого зерно готово для измельчения в муку на мельнице.

 Если этот процесс распространить на появление,  воспитание человека, то напрашивается аналогия общества с ситом. Общество создаёт условия для рождения ребёнка и дальнейшей «сортировки» людей для участия в жизни общества  разных поколений. Человек первичен, общество вторично. Чем больше людей, тем сложнее общество, отношения между  людьми становятся более разнообразными.  Гуманное общество даёт человеку работу. В обществе формируется общественное сознание: идеология, право,  мораль, наука, искусство и др. Противоречия внутри общества имеют свои закономерности, открытые теорией марксизма – ленинизма.

 Всё это переживает  человек, являясь «вещью в себе», но создаёт он общество как  «вещь для всех».  Поскольку общество  это живая, постоянно изменяющееся по составу тружеников, текущим задачам система, то общество определяет свою иерархию власти. Таким образом, живая природа за время длительной эволюции создала систему разумных обществ, которые в постоянном развитии стремятся каждый для себя  создать условия полной гарантии для  дальнейшей жизни. Это мы наблюдаем в каждом прожитом человечеством  веках  и особенно интенсивно в прошлом и текущем веках.

 Эту сложную систему относительно человечества можно характеризовать как непознаваемую, «вещью в себе». Противоречия между устремлениями человека и возможностью планеты является непознаваемой проблемой. Перспектива существования человечества на планете остаётся не ясной, несмотря на большие научные достижения. Сегодня критерием успешного существования общества является постоянное увеличение производить всё больше всего, что производится. Это очень опасно.  Во - первых, наука поставила вопрос об охране окружающей природной среды, но критериев соблюдения практикой  человека пока не выработано. Сегодня реальностью дня  стало загрязнение рек и морей отходами пластмассы. Уже установлено, что к 2030 году дефицит пресной  питьевой воды станет более очевидным.

Во- вторых, ограничение достигнутых потребностей вообще  не ставится на повестку дня,  хотя ограниченность природных ресурсов давно очевидна. По - прежнему продолжается массовая автомобилизация  во всех обществах, хотя это направление технического прогресса с самого начала было опасным.

 Познания человека устремлены в космос, но кроме дополнительного расхода энергии для  человека настоящего и будущего это ничего не даст. Затраты ресурсов для полётов за пределы планеты делаются только из - за военных  стратегических интриг.

 История развития живой природы  движется по диалектической  закономерности – переход количественных изменений  в  качественные. Технический прогресс увеличил и удовлетворил потребности человека, превратив человека – труженика в человека – потребителя. Увеличение добычи природных ресурсов вместе с увеличение численности народонаселения это количественные изменения в человеческой практике. Угроза вымирания человека – потребителя из-за уничтожения окружающей природной среды  это необратимые качественные изменения  живой природы. Осознание сегодня этой диалектической закономерности поможет найти возможный выход.

  Читатель может сказать, что сегодня  поздно что-то предпринимать, учитывая достигнутое научно – техническим прогрессом. Мы считаем, благое  дело никогда делать не  поздно. Сделаем некоторые предложения.
 
 1. Достигнутый научный и информационный уровень позволяет разработать рекомендации по сокращению расхода энергии, природных ресурсов в сокращении производства нерациональных  сегодня потребностей, товаров и услуг. Эти рекомендации должны  быть расписаны, например,  по пятилеткам, рассмотрены на международном уровне и обязательны для выполнения каждым  обществом.

 2. Наиболее энергоёмкие отрасли народного хозяйства в каждом обществе должны развиваться на плановой основе с учётом достигнутого уровня и имеющихся собственных природных ресурсов.

 3. Каждое общество должно разработать перечень наиболее уязвимых  для занимаемой обществом территории  экологических  проблем.
 
 4.Прирост народонаселения в каждом обществе решает само общество с учётом установленных  критериев  расхода  энергоресурсов и экологических проблем.
 Шулепов В.Г.
г. Калининград, январь, 2024г.